Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [С], [С’]. Буква С»

Жанна Храмова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [С], [С’]. Буква С»

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Научить детей давать сравнительную характеристику звуков С, Сь;

Формировать предикативный словарь;

Коррекционно-развивающие:

Учить детей дифференцировать звуки С-Сь в слогах, словах, предложениях и текстах;

Развивать дыхание и голос;

Развивать мимические мышцы;

Развивать внимание и память;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у детей самоконтроль за речью;

Воспитывать чувство любви к живой природе.

Оборудование: предметные картинки со звуками С, Сь в начале, середине и конце слова, и с зимующими птицами, разрезные азбуки, графические схемы слов, зеркала, тетради, карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет, что кому нужно: хоккеисту – клюшка, фигуристу – коньки, лыжнику – лыжи и т. д.

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.

Как на горке – снег, снег, Руки поднимают вверх.

И под горкой – снег, снег, Приседают, опускают руки.

И на ёлке – снег, снег, Встают и поднимают руки.

И под ёлкой – снег. Снег, Приседают, опускают руки.

А под снегом спит медведь

Тише, тише… Не шуметь!

(И. Толмакова) Садятся на свои места и изображают спящего медведя.

2. Развитие общей моторики.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело. Дети взмахивают руками и кружатся.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло. Приседают, встают (2 раза).

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! Руки поднимают вверх.

Как розовые яблоки, Кольцо из рук над головой – «ябло-ки».

На ветках снегири! Руки вверх. Пальцы растопырины – «ветки».

3. Развитие мелкой моторики.

Птички полетели, Большой палец отогнуть в горизон-тальное положение, сверху присое-динить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Крыльями махали, Взмахи ладонями с широко раскры-тыми пальцами.

На деревья сели, Руки вверх, все пальцы широко рас-править.

Вместе отдыхали. То же, что на первую строку.

4. Массаж лица.

Продольный, поперечный. Точечный, кругообразный.

5. Развитие мимических мышц.

Злится старуха зима – Сердитое лицо.

Хочет заморозить маленького снеги-ря! Злость.

Но снегирю все нипочем! Удивление.

Повесим для него и других птичек кормушки! Улыбка.

А птички с радостью будут к ним прилетать. Радость.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

Для челюсти: медленное открывание и закрывание рта на счет до пяти. Язык у нижних зубов;

Для щек: «помидоры-толстячки», «огурцы-худышки»;

Для губ: «трубочка» - «улыбка» (5 раз);

Для языка: самомассаж – покусать язык (тя-тя-тя); расслабить язык, пошлепать его губами (пя-пя-пя)

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

Упражнения по развитию дыхания:

Вы устали? Отдахнем,

Больше воздуха вдохнем.

Выдох: - пффф (через рот). Пауза. Возврат дыхания (вдох через нос):Пффф. Пауза. Возврат дыхания:Пффф. Возврат дыхания.

На морозе расслабляться,

Очень, очень нам приятно.

Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

Вдох ауо___

ауо___

выдох ауо___

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Сегодня мы попробуем спеть песенку вместе с зимующими птицами и при этом будем следить за правильным произношением звуков С. Сь.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Проговаривание звуков С, Сь хором, индивидуально. Характеристика звуков.

Звук С – согласный (не поется, воздух встречает преграду – зубы, твердый, глухой. Свистящий.

Звук Сь – согласный, мягкий, глухой, свистящий.

Звук С – обозначается фишкой синего цвета, а звук Сь – фишкой зеленого цвета.

3. Развитие фонематического слуха.

Дети рассматривают предметные картинки с зимующими птицами. Нужно отобрать те картинки, названия которых начинаются на звуки С, Сь (снегирь, сорока, синичка, сова и т. д.).

4. Связь звуков и букв.

Рассматривание буквы С, подбор предметов, на которые она похожа. Буква С – домик для звуков С-Сь. Выкладывание буквы С из веревочек.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

Игра «Скажи наоборот». Са-ся; со-сё; су-сю; сы-си.

Звуковой анализ слогов СЫ, СИ. Графическая схема.

Подбор картинок (из выставленных на доске) к схемам:

с к с з к с к

(сок, сито). Деление слов на слоги, выделение ударного слога. составление слов из букв разрезной азбуки.

Составление предложений со словами сок и сито. Членение их на слова. Запись графических схем.

IV.Физкультминутка

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю снег. Медленно приседают.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые снежинки. Встают.

Кружатся над головою

Каруселью…снеговою. Кружатся.

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой…снегири. Приседают.

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Кто как голос подает?»

На столеу каждого ребенка разрезные катринки. Дети составляют из них изображение птицы и называют части ее тела. Логопед спрашивает: «Как называются птицы. Которые не улетают в теплые края? (Зимующие). Голоса каких птиц мы слышим зимой?»

Голубь (что делает) – воркует

Воробей (что делает) – чирикает

Ворона (что делает) – каркает

Сорока (что делает) – стрекочет

Сова (что делает) – ухает

VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Сравнение звуков С, Сь. Их характеристика. Называние птиц, которые остаются зимовать.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Сделай сам!» Дидактическая игра «Сделай сам!» Цели игры: Развитие ориентировки в пространстве и пространственных представлений.

Педагогический проект по решению проблемы воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города СОДЕРЖАНИЕ: 1. Краткая аннотация проекта 3 2. Описание учреждения 5 3. Постановка проблемы 12 4. Цель и задачи проекта 14 5. Методы.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Звуки [С], [С’]. Буква С»
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 16:36
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...