Лучший педагог года

Тематический план кружковой работы «Словознайка» в старшей группе

Валентина Фуфаева
Тематический план кружковой работы «Словознайка» в старшей группе

Цели:

1. Развивать речь детей.

2. Способствовать предупреждению речевых недостатков.

3. Активизировать словарь.

4. Развивать у ребенка внимание к слову и его значению.

5. Формировать практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, чувствовать оттенки в значении слов.

Сентябрь.

1неделя.

Дидактическое упражнение: «Задумай слово»

Публикация «Тематический план кружковой работы „Словознайка“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель: учить систематизировать представления о значении слов, выражать свои мысли в краткой форме, подбирать слова-названия предметов.

Словесный материал : котенок, петух, морковка, облако и т. д.

2неделя.

Дидактическое упражнение: «Закончи предложение и подбери к нему картинку»

Цель: учить заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящие слова, согласовывать их с другими словами в предложении.

Предметные картинки - мяч, рыба, лягушки, кость, тапочки и т. д.

3 неделя

Дидактическое упражнение: «Назови ласково»

Цель: учить подбирать в уменьшительно-ласкательной форме слова, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.

Словесный материал : заяц-зайчонок-зайчишка; бабушка-бабуля, мамочка-мамуля, лиса-лисонька и т. д.

4 неделя

Дидактическое упражнение: «Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.

Словесный материал : Зеленым - огурец, листья.

Новым – шуба, платье, дом.

Маленьким – мышка, брат.

Вкусной – конфета, пирог.

Пушистой – белка, елка.

Холодным – чай.

Октябрь.

1неделя.

Дидактическое упражнение: «Что умеют делать звери?»

Цель: учить составлять словосочетания.

Расскажи от имени белки, зайца, медведя.

Пример. Я рыжая белка.

Я быстроногий заяц.

2 неделя.

Дидактическое упражнение: «Кто знает другое слово

Цель: Учить подбирать синонимы к заданному слову.

Словарь :

Смешной - забавный

Грустный – невеселый.

3 неделя.

Дидактическое упражнение: «Помоги Петрушке выбрать слово».

Цель: учить из двух, трех синонимов выбирать слово, наиболее точно по смыслу подходящее к контексту.

Словарь. В лесу…шорох (раздался, прозвучал)

Заяц, белочка … (прыгают, скачут)

4 неделя.

Дидактическое упражнение: «О чем я сказала?»

Цель: учить различать несколько значений одного слова, сравнивать их, находить общее и различное.

Предметные картинки: лук, чеснок, кукла, девочка, сумка, шкаф и т. д.

Пример. Иголка у шприца, ели, ежа.

Нос у человека, самолета, корабля.

Ноябрь.

1 неделя.

Дидактическое упражнение: «Превращения».

Цель: учить употреблять слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Наборы картинок, разных по содержанию.

2 неделя.

Дидактическое упражнение: «О чем еще так говорят?»

Цель: уточнить значения многозначных слов.

Словесный материал : идет мальчик, дождь, снег, зима.

Горький лук, перец, слезы.

3 неделя.

Дидактическое упражнение: «Разные слова».

Цель: учить подбирать по смыслу слово к заданному, объяснять смысловую связь между ними.

Пример. Кошка-мышка (они не дружат).

4 неделя

Дидактическое упражнение: «Что это значит?»

Цель: учить сочетать слова по смыслу; углублять представления о прямом и переносном значениях слов.

Словесный материал : свежий хлеб, свежая рубашка, свежая газета.

Декабрь.

1 неделя.

Дидактическое упражнение: «Дополни предложение»

Цель: учить расширять представления о правильном соединении слов в предложении или словосочетании.

Материал. Ковролин, сюжетные картинки.

Пример. Придумать историю про девочку. (Как зовут девочку? Куда пошла? Что у не в руках)

2 неделя.

Дидактическое упражнение: «Отправляемся в отпуск».

Цель. Учить понимать оттенки значений слов, овладевать представлениями об изменении значений слова с изменением приставки, суффикса.

Пример. Петрушка решил в деревню (поехать).

Ехал, ехал и к яме (подъехал).

Петрушка не растерялся и яму (объехал).

3 неделя.

Дидактическое упражнение: «Скажи по-другому».

Цель. Учить понимать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.

Пример. Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-другому?

4 неделя.

Дидактическое упражнение: «Речевые ситуации».

Цель. Учить побуждать к активизации представлений, заставлять в уме совершать словесно-логические операции (находить нужное слово).

Пример. Какое лекарство? (Горькое.) Что еще бывает горьким? (Обида,

слезы.)

Январь.

1 неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание №1

Цель. Учить понимать сравнения, основанные на сопоставление предметов по разным основаниям с использованием наглядного материала.

Речевой материал: как снег, как зверь, как небо, как ветер, как змея, как горе.

Пример. Как небо (голубой свитер, голубые глаза, вода в озере).

2 неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание №2

Цель. Учить понимать сравнения, основанные на сопоставление предметов по разным основаниям без наглядного материала.

Речевой материал: как снег, как зверь, как небо, как ветер, как солнышко.

Пример. Ответить на вопрос: «Что как солнышко?» (Одуванчик).

3 неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание №3

Цель. Учить понимать сравнения на основе сопоставления предметов по признаку.

Речевой материал: как небо, как солнце, как роза, как сахар.

Пример. Красный как роза. Яркий как солнце.

4 неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание №4.

Цель. Учить подбирать слова к сравнениям, основанные на сопоставлении предметов по действию.

Речевой материал: как лев, как слон, как зверь, как ребенок, как ветер.

Февраль.

1 неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание №5.

Цель. Учить понимать сравнения, основанные на сопоставлении по признаку в условиях их предъявления в более широком контексте.

Пример. Лена повязала платок (какой) как мак.

В коробке лежали карандаши (какие) как радуга.

2 неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание №6.

Цель. Учить понимать сравнения, основанные на сопоставлении по признаку в условиях их предъявления в более широком контексте.

Пример. Белочка (что делала) хвостиком, как платочком. (Махала.)

Ребенок от радости (что сделал, как мячик.

3 неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание № 7.

Цель. Учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по разным основаниям.

Пример. Арбуз - как мяч, как зебра, как сахар.

4 неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание № 8.

Цель. Учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по признаку.

Пример. Чай горячий как огонь.

Март.

1 неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание № 9.

Цель. Учить понимать сравнения, основанные на сопоставлении предметов по действию.

Пример. Сердито рычит как зверь.

Ярко блестит как солнце.

2 неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание № 10.

Цель. Учить использовать сравнения, основанные на сопоставлении предметов по признаку в условиях их предъявления в более широком контексте.

Пример. Закончи предложение. Хлеб высох и стал твердый как камень. Арбуз был такой сладкий как…

Ветви у елочки колючие как…

3неделя.

Дидактическое упражнение: «Понимание и употребление сравнений».

Задание № 11.

Цель. Учить составлять сравнения, основанные на сопоставлении по действию в условиях их предъявления в более широком контексте.

Пример. Закончи предложение. Бульдог рычал на маленькую собачку, как лев.

Зимой вьюга воет, как…

Девочки прыгают, как…

4 неделя.

Задание № 1.

Цель. Учить понимать олицетворения, дифференцировать прямое и переносное значения глаголов в контексте.

Инструкция. Выбрать из двух предложений то, в котором говорится о том, что бывает на самом деле.

Девочка плачет. - Сосулька плачет.

Мальчик раздет. – Лес раздет.

Апрель.

1неделя.

Задание №2.

Цель. Учить объяснять значение олицетворений в условиях предъявления их в широком контексте.

Найти олицетворения в стихотворении Ф. Тютчева.

Зима недаром злится –

Прошла ее пора,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

2 неделя.

Задание № 3.

Цель. Учить использовать олицетворения в условиях их предъявления в широком контексте.

Инструкция. Я начну предложение, а ты его закончи.

Настенные часы (что делают)

Целую неделю дождь (что делает).

3 неделя.

Задание №1.

Цель. Учить соотносить фразеологические обороты с ситуацией и подбирать эквивалентные выражения.

Инструкция. Когда так говорят? Скажи по- другому. Например: плетется как черепаха – медленно идет.

Как на иголках. Как ветром сдуло. Как рыба в воде.

4 неделя.

Задание №2.

Цель. Учить объяснять значения фразеологических оборотов, представленных в контексте предложения.

Инструкция. Объясни, что это значит.

Например: брат пришел из школы как в воду опущенный - он был расстроен.

Коля и Петя похожи как две капли воды.

Жили они как кошка с собакой.

Май.

1неделя.

Дидактическое упражнение «Сказочные фразеологизмы».

Цель. Активизировать словарь, развивать у ребенка внимание к слову и его значению.

Закончи крылатые выражения, взятые из сказок: поди туда – не знаю куда…

Скоро сказка сказывается…

Это все присказка…

2 неделя.

Дидактическое упражнение «Цветные фразеологизмы».

Цель. Активизировать словарь, развивать у ребенка внимание к слову и его значению.

Белым-бело. Белый свет.

Позеленел от злости. Тоска зеленая.

Красная девица. Красный двор.

3 неделя.

Дидактическое упражнение «Математические фразеологизмы».

Цель. Активизировать словарь, развивать у ребенка внимание к слову и его значению.

Ноль без палочки. В одну дудку дудеть.

Два сапога пара. В два счета.

Третий лишний.

4 неделя.

Дидактическое упражнение «Исторические фразеологизмы».

Цель. Активизировать словарь, развивать у ребенка внимание к слову и его значению.

Время истекло. Как с гуся вода. Зарубить на носу.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план воспитательно-образовательной работы на летний период в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Зерноградского района Календарно-тематический.

Комплексно — тематический план образовательной работы в старшей группе детского сада по теме: «Электроприборы» Задачи: Уточнить, систематизировать и расширить знания и представления детей об электроприборах, их значением в жизни людей.

Комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта «Ай да Зимушка-зима! До чего ж ты хороша!» Примерный комплексно-тематический план работы в старшей группе в рамках проекта «Ай да, Зимушка-Зима! До чего ж ты хороша!» Содержание:.

Комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе «В мире животных и птиц» Комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе «Радуга». Тема: «В мире животных и птиц». Возрастная группа.

Перспективный план кружковой работы старшая группа «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

План кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа Уважаемые, коллеги!Хочу поделиться планом кружковой работы по приобщению детей к истории и культуре русского народа. План разработан на.

План-программа студийной и кружковой работы по обучению детей приемам пластической лепки План–программа включает в себя четырех летний курс обучения. Имеет поквартальное деление, содержит задачи на каждый календарный месяц. Занятия.

Примерный перспективный план кружковой работы «Веселый язычок» для детей 5–6 лет Неделя Этапы работы Содержание работы Работа над звукопроизношением Работа над фонематической стороной речи Сентябрь 3 неделя Подготовительный.

Рабочая программа кружковой работы в старшей группе «Цветные ладошки» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник.

Тематический план работы в средней группе «Приобщение детей к русскому народному творчеству» Среда Тема дня: «Широкая масленица» • Рассматривание репродукции картины В. Кустодиева «Масленица» • Беседа: «Как угощались блинами да.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематический план кружковой работы «Словознайка» в старшей группе
Опубликовано: 3 июня 2017 в 09:50
+158Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД