Лучший педагог года

Игровой творческий проект «Масленица»

Афтания Маликова
Игровой творческий проект «Масленица»

Тип проекта :

• по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети средних групп, старшей группы, подготовительной группы);

• по доминирующему методу – игровой, творческий;

• по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);

• по продолжительности – средней продолжительности.

Публикация «Игровой творческий проект „Масленица“» размещена в разделах

Основная идея проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Этапы проведения эксперимента:

1 этап. Подготовительный (февраль 2014г.)

2 этап. Практический (21 марта 2014 года)

3 этап. Обобщающий (24 марта – 28 марта 2014г.)

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

2. Обоснованность значимости проекта.

Актуальность проблемы.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

• Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

• Обогащать духовный мир детей.

• Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

• Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

• Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Материал и оборудование - музыка: «Масленица» - наряженная кукла из соломы.

Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы и Бабы Яги.

Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.

Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.

Самодельные музыкальные инструменты изготовленные руками родителей (для шумового оркестра на улице).

«Солнце» на палке, ширма, куклы для кукольного театра, атрибуты и шапочки для народных игр: лиса, заяц, медведь, еж, коза, блохи… .

Видео-фильм «Смешарики – Масленица.

Электронная презентация: «Широкая Масленица»

Техническое средство обучения: музыкальный центр, DVD, видеокамера, интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат.

Спортивное оборудование: канат, конусы, ходули, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы.

Музыкальный репертуар:

Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши

Музыкальные игры: «Ворон» рус. нар. мел. «Горелки» р. н. м.

Объект исследования: является процесс приобщения детей к народным традициям.

Предмет исследования: формирование духовного мира ребенка с помощью многогранного мира русской народной культуры, который способствует развитию важных гуманистических качеств.

Гипотеза исследования если знакомить детей, начиная с раннего возраста с родной культурой, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Методы достижения поставленных целей:

Теоретические: изучение методической, практической и детской художественной литературы по теме

Эмпирические: консультации, занятия, семинары, открытые мероприятия, мастер классы, индивидуальные работы, обзор методической литературы, беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы по теме, изготовление атрибутов, участие детей в празднике.

Теоретическая значимость проекта :

В настоящее время мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное через сито веков, хочется возродить традиции наших народов через:

• создание атмосферы русского национального быта,

• знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками,

• широкое использование русского народного фольклора в различных видах деятельности,

• развитие творческих способностей дошкольников в художественно-продуктивной деятельности,

• знакомство с русскими народными играми,

• познавательно-исследовательская деятельность в процессе изучения культурно-исторического наследия.

Музыкальный фольклор является ценным материалом для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Именно дошкольный период считается сенситивным для становления, как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка, поскольку первый пик развития приходится на старший дошкольный возраст. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску и инновационных методов обучения и воспитания.

Приобщение детей к занимательному и сложному фольклорно-музыкальному исполнительству готовит их к будущим занятиям в школе. Кроме того, игра на музыкальных инструментах, хороводные песни, прибаутки, танцы разных национальностей развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры побудило меня разработать тематический проект «Масленица», которая была принята педагогическим советом и утверждена руководителем ДОУ.

Практическая значимость проекта :

1. Разработка авторской педагогической технологии по данной теме

2. Создание разработок серии русских народных, подвижных игр, конспект праздника «Масленица».

3. Овладение педагогами новой моделью в воспитательно-образовательного процесса.

Планируемые результаты:

- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

- Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.

- развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.

-развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации;

Основные этапы проекта

Сроки Цель Содержание работы Ответственный

Подгото

вительный

(февраль

2014 год)

Создание условий для проведения исследования • Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;

• Изучить теоретические аспекты русских народных традиции;

•Подбор русских народных и подвижных игр.

• Составление проекта

• Изготовление атрибутов, костюмов для праздника.

• подбор музыкального сопровождения. Музыкальный руководитель

Практический

(21 марта

2014 года)

Реализация плана и мероприятий эксперимента. • разучивание песен, пословиц, считалок для выступления во время праздника

• организация места проведения праздника.

• проведение инструктажа по технике безопасности.

• выставка газет родителей «Блинный пир на весь мир». Музыкальный руководитель

Обобщающий

(24 марта – 28 марта 2014г.) Анализ и обобщение теоретических и практических материалов. • Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;

• Обобщить опыт работы по реализации проекта;

• Определить перспективы дальнейшей деятельности. Музыкальный руководитель

План работы по реализации проекта «Масленица»

№ Сроки Содержание работы

1. Предварительная работа

февраль 1. Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;

2. Изучение литературы по данной теме.

3. Разработка и утверждение программу проекта.

2. Подготовительный этап

Работа с педагогами

1. Подбор русских народных и подвижных игр.

2. Изготовление атрибутов, костюмов для праздника.

3. Подбор музыкального сопровождения.

Работа с родителями

1. Анкетирование «Фольклор в нашем саду».

2. Консультация «Использование русского народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

Работа с детьми

1. Разучивание масленичных частушек.

2. Разучивание хороводов.

3. Практический этап

Работа с педагогами

1. Консультация «Использование русского народного фольклора в воспитании детей дошкольного возраста».

2. «Влияние русского народного фольклора на музыкальное и нравственное воспитание детей» музыкальная гостиная для старшей группы.

Работа с родителями

1. «КВН по русскому народному фольклору».

2. «Влияние русского народного фольклора на музыкальное и нравственное воспитание детей» музыкальная гостиная для старшей группы.

Работа с детьми

1. Просмотр Видео-фильма «Смешарики – Масленица».

2. Фольклорный праздник «Масленица»

4. Обобщающий этап

Работа с педагогами

1. Обобщение и распространение опыта проведенной работы.

2. Фотовыставка праздника «Масленица»

Работа с родителями

1. Просмотр презентации ««Праздник «Масленица в нашем детском саду».

Работа с детьми

1. Выставка рисунков «Праздник «Масленица в нашем детском саду».

2. Фотовыставка праздника «Масленица»

Планируемые результаты:

- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

- Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.

- развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.

-развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации;

Публикации по теме:

Презентация творческого проекта по изучению татарского языка «В цирке. Циркта» подготовительная группа Данный проект направлен на быстрое восприятие и изучение татарского языка русскоязычных детей. Изучая еще один язык – татарский у детей.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой творческий проект «Масленица»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 15:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД