Тематическое музыкальное занятие для старших дошкольников «В прошлое музыкальных инструментов»

Марина Потаенко
Тематическое музыкальное занятие для старших дошкольников «В прошлое музыкальных инструментов»

Тематическое музыкальное занятие для старших дошкольников «В прошлое музыкальных инструментов»

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Закреплять знания детей о разнообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании; научить различать группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые); познакомить с историей возникновения этих групп инструментов; подвести к пониманию того, что человек - создатель и исполнитель музыки.

(Дети под спокойную музыку входят в муз. зал. Их встречает Фея музыки.)

ФЕЯ: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я- Фея музыки. Вы любите музыку? А что такое музыка, как вы думаете? Для чего нужна музыка? Вы хотите узнать, откуда появилась музыка? Тогда идёмте со мной в Страну музыки. Там вас ждёт много интересного и необычного.

(Под весёлую музыку дети проходят по залу 2 круга и садятся на стульчики.)

ФЕЯ: Вот мы и в Стране музыки. Здесь всегда звучит музыка. А вы знаете, как рождается музыка? Правильно. Её сочиняют композиторы. Они самые главные жители моей страны. Композиторы сочиняют музыку, а помогают нам услышать её другие жители этой страны. Кто они? (Музыканты.) Конечно, музыканты. Их в моей стране очень много. А как они помогают нам услышать музыку? (С помощью музыкальных инструментов.) Вы правы. Музыкальных инструментов в моей стране очень много. Может быть вы назовёте некоторые из них?

(Дети называют разные музыкальные инструменты.)

ФЕЯ: Молодцы! Много инструментов знаете. Сегодня я покажу вам только небольшую часть музыкальных инструментов моей огромной страны. Как вы думаете, какие из них можно отнести к струнным музыкальным инструментам? Почему вы так думаете? А к ударным? Какие инструменты появились раньше: струнные или ударные?

Дети высказывают своё предположение. Чтобы дети не спорили, Фея предлагает отгадать загадку:

Чтоб на нём нам поиграть

Ноты можно и не знать

Палки в руки мы возьмём

Посильней его побьём.

ФЕЯ: Правильно! Барабан- это ударный инструмент, а ударные инструменты появились раньше всех. Ведь ударным инструментом может быть любой твёрдый предмет. Древние люди исполняли ритмичные танцы, помогая себе постукиванием палки о сухую деревяшку, или били одним камнем о другой. Давайте сейчас представим себе, что мы - древние люди и исполним танец с палочками.

«Танец с палочками»(на усмотрение муз. руководителя)

ФЕЯ: Когда люди научились обрабатывать шкуры животных, заметили, что, если кожу животного натянуть на широкий сосуд и ударить по высохшей коже палкой, получится громкий звук. Так появился первый барабан, а затем и бубен. Немного позднее люди научились делать инструменты из дерева. В деревянную или берестяную коробочку они насыпали сушёный горох- получались погремушки и маракасы. Давайте все вместе сыграем русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я» на коробочках.

Оркестр коробочек «Пойду ль я, выйду ль я да»

ФЕЯ: А какие ещё деревянные ударные инструменты вы знаете? А какие металлические? На каких инструментах мы сейчас играли? Правильно, на ударных. А сейчас отгадайте ещё одну мою загадку:

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит

А всего- то три струны

Ей для музыки нужны.

Правильно, балалайка! Балалайка- это струнный инструмент. Посмотрите, какие струнные инструменты лежат у меня на столе. Назовите их. Какие ещё вы знаете струнные инструменты? Струнные музыкальные инструменты появились позднее ударных, но тоже очень давно. В далёкие- далёкие времена, когда в лесах было много диких зверей, человек придумал оружие для охоты на них- лук и стрелы (показывает). Вы, наверное, знаете, как делают лук. Берут толстую ветку, сгибают её и два конца этой ветки связывают тетивой. Когда человек натягивал тетиву, а затем отпускал её, тетива издавала приятный мелодичный звук. Чем тоньше была тетива и чем туже натянута, тем звук получался тоньше и нежнее. Тогда человек натянул несколько струн разной толщины. Так появились первые струнные инструменты. Посмотрите на струны гитары. Одни из них толстые, и звучат они низко, басом, а другие- тонкие, и звук у них высокий, нежный.

У каждого народа был свой струнный инструмент. А какие струнные инструменты были у русского народа? (балалайка, гусли). В далёкую старину были певцы, которые играли на гуслях и пели сказания про богатырей. А простой русский народ веселился под задорные звуки балалайки.

Ансамбль балалаечников «Во поле береза стояла»

(Дети на плоскостных балалайках играют под музыку).

ФЕЯ: Из другой страны к нам пришла гитара, которую мы все тоже полюбили. Послушайте песню в сопровождении гитары.

Песня «Прекрасное далеко» (под гитару).

ФЕЯ: А сейчас я загадаю вам ещё одну загадку:

Очень весело поёт

Если дунете в неё

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете

Правильно. Сегодня мы познакомимся с группой инструментов, к которым относится дудочка. Эти инструменты называются духовыми. Как вы думаете, почему они так называются? Правильно, чтобы получить звук, в них нужно дуть, потому они и называются духовыми. Эти инструменты тоже появились очень давно. Человек дул в морскую раковину, в трубочку тростника, в рога животных. Потом человек придумал дудочки, рожки, свирели, жалейки, трубы. Он усовершенствовал инструменты, придумал очень много новых. Это и деревянные духовые инструменты- флейта, гобой (показывает иллюстрации, и металлические- валторна, саксофон, и много других. Давайте поиграем в игру «Поймай дудочку»

(Один ребёнок играет на дудочке, двое других с завязанными глазами ловят его. Во время игры звучит «Шутка» И. С. Баха, исполненная на флейте. Игра проводится 2- 3 раза.)

ФЕЯ: Ребята, с какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? (С духовыми, струнными, ударными). Откуда взялись музыкальные инструменты? Сейчас я проверю, чему вы научились в моей Стране музыки. Я раздам вам карточки, на которых нарисованы музыкальные инструменты, а вы по моему сигналу должны быстро построиться в 3 команды: команда духовых строится возле красного флажка, команда струнных - возле синего, а команда ударных- возле желтого.

Игра «Три флажка»

ФЕЯ: Молодцы! А сейчас приглашаю всех на веселый танец!

«Танец»

ФЕЯ: Вам понравилось в Стране музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны? Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным. А пока вы ходите с детский сад, приходите ко мне в гости почаще. Вы узнаете здесь много интересного. До свидания.

Публикации по теме:

Перспективный план самостоятельной деятельности детей по музыкальному воспитанию Подготовительная группа Виды музыкальной деятельности Цель Репертуар и оборудование Музыкально- дидактические игры и музыкально-образовательная деятельность Цель:.

Учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов (знакомство с музыкальными инструментами) Данное учебно- методическое пособие разработано для музыкальных руководителей. Данное пособие можно использовать как на музыкальных занятиях,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Тематическое музыкальное занятие для старших дошкольников «В прошлое музыкальных инструментов»
Опубликовано: 14 октября 2013 в 00:08
+38
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...