Лучший педагог года

Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс)

Лейсан Сахибгареева
Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс)

количество часов в неделю –1

Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» ( автор: Е. В. Мазанова, 2006 г)

Пояснительная записка

Логопедическая работа в общеобразовательном учреждении VII вида осуществляется в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Публикация «Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс)» размещена в разделах

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач дефектологии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.

Основная задача учителя-логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосо-четания, предложения и текста.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Логопедические занятия базируются на современных в дефектологии требованиях, которые распространяются на все виды фронтальных (групповых) и подгрупповых занятий:

- тема и цель занятия пронизывает все этапы работы;

- максимальное насыщение занятий изучаемыми звуками, лексическим и грамматическим материалом;

- на занятиях сочетаются учебные и игровые методы работы;

- проводится систематическая работа по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия;

- происходит постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи.

Параллельно ведется работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи; развитию связной речи; закреплению навыков чтения и письма. В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

В обучении строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.

В специальной (коррекционной) начальной школе VII вида логопедические занятия проводятся в соответствии с программой по преодолению нарушения письма у младших школьников: «Коррекция акустической дисграфии» Е. В. Мазанова Москва 2006.

Название программы – Коррекция дисграфии у младших школьников, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия.

Программа предназначается для работы логопедов:

•с учащимися начальных классов общеобразовательной школы, у которых отмечено час-тичное нарушение письма — дисграфия;

•с учениками, посещающими школу для детей с тяжелыми нарушениями речи;

•со школьниками с задержкой психического развития.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

Учебное пособие: рабочие тетради №1, № 2 «Учусь не путать звуки» для обучающихся по программе «Коррекция акустической дисграфии» ( автор: Е. В. Мазанова, 2006 г)

Программа составлена для обучающихся младших классов с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция акустической дисграфии» ( автор: Е. В. Мазанова, 2006 г)

Цели и задачи курса :

1. Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.

2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

3. Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.

4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

5. Развитие внимания, памяти, лексического запаса и грамматического строя речи.

Практическая деятельность - какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности:

- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;

- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически, по работе с текстом, по подготовки к списыванию и письму под диктовку;

- работа в логопедических тетрадях;

- организация и проведение занятий в игровой форме.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Ожидаемые результаты:

ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Тематическое планирование

№Тема занятия Содержание работы Кол-во часов

1. Гласные и согласные звуки Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме 1

2. Дифференциация гласных I-II ряда. Буквы А-Я. познакомить детей с образованием двузвучной буквы Я; закреплять знания о гласных; учить срав-нивать согласные по твердости-мягкости на уровне звука, слога и слова; формировать навыки работы с омонимами, обобщениями; развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание. 1

3. Дифференциация гласных А — Я Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А — Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте 2

4. Дифференциация гласных У — Ю Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У — Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 2

5. Дифференциация гласных 0 — Ё Гласная буква Ё. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ё. Дифференциация гласных букв 0 — Ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 2

6. Дифференциация гласных Ы — И Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы — И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте 1

7. Мягкий знак Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения 2

8. Звуки Б — Б',

П — П' Звуки Б — Б', П — ГГ. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. 2

9. Звуки В — В', Ф — Ф' Звуки В — В', Ф - Ф'. Дифференциация звуков В — В', Ф — Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза1

10. Звуки Г- Г, К- К' Звуки Г Г, К К'. Дифференциация звуков Г — Г, К — К' изолированно, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза1

11. Звуки Д - Д', Т-Т’ Звуки Д — Д', Т — Т'. Дифференциация звуков Д — Д', Т — Т’ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2

12. Звуки 3 — 3', С — С’ Звуки 3 - 3', С — С’. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2

13. Звуки Ж - Ш Звуки Ж — Ш. Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо-рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2

14. Лабиализованые гласные. Звуки 0 — У Закрепление знаний о гласных звуках 0, У. Соотнесение звуков с символами и буквами. Сравнительная характеристика звуков. Дифферен-циация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, вни-мания и кооординации движений 1

15. Дифференциация соноров. Звуки Р — Р'-Л-Л' Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опо-рами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 2

16. Звуки С — Ш Дифференциация звуков С- Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче-ского восприятия, внимания, анализа и синтеза 1

17. Звуки 3 - Ж Дифференциация звуков 3 - Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче-ского восприятия, внимания, анализа и синтеза 1

18. Звуки С —Ц Звуки С —Ц. Дифференциация звуков С —Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематиче-ского восприятия, внимания, анализа и синтеза 1

19. Звуки Ч - Щ Звуки Ч — Щ. Дифференциация звуков Ч — Щ в словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 1

20. Звуки Ч — ТЬ Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза 1

21. Звуки Ч - Ш Звуки Ч — Ш. Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок 1

22. Контрольный диктант 1

Публикации по теме:

Артикуляторно-акустическая дисграфия как форма нарушения письменной речи. Нарушение письма у детей чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Полную неспособность к усвоению письма называют.

Логопедическая служба детсада Организация логопедического пункта как структурного подразделения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс)
Опубликовано: 20 октября 2013 в 12:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД