Тематическое планирование по ФЭМП с элементами информатики для старшей группы

Нина Шутова
Тематическое планирование по ФЭМП с элементами информатики для старшей группы

Пояснительная записка к тематическому плану

по формированию элементарных математических представлений

с элементами информатики

для старшей группы на 2013-2014 учебный год

Данный тематический план разработан на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, используемой в детском саду. Способствует формированию элементарных математических представлений у дошкольников возраста 5-6 лет. Рассчитан на обучение продолжительностью 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.

Используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений.

Занятия носят интегрированный характер, на которых математические задачи сочетаются с задачами, которые ставит перед нами век информационных технологий. Обучение включает не только овладение математическими знаниями, но и общее интеллектуальное развитие, а так же элементарными знаниями по информатике.

Компьютеры все более широко используются в образовательных учреждениях, включая детские сады, с целью повышения эффективности обучения. Компьютер способствует психическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, познанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, развитию фантазии, самостоятельности.

Задачи обучения и воспитания:

• Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству предметов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их;

• Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе);

• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнено конкретных множеств;

• Продолжать формировать представление о равенстве;

• Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5;

• Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре);

• Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины;

• Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов;

• Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником;

• Дать представления о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника;

• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве;

• Учить ориентироваться на листе бумаги;

• Дать детям представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом);

• Дать представление о возможностях ЭВМ в области обработки информации, ее хранению, передачи;

• Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств;

• Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой;

• Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, классифицировать и тд;

• Моделировать геометрические фигуры;

• Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и тд); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др).

• Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы;

• Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

• Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

• Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час);

• Учить определять время по часам с точностью до 1 часа;

• Дать представление о возможностях ЭВМ в области обработки информации, ее хранению, передачи;

• Формировать навыки работы с клавиатурой, с выбором объекта, его изменения, фиксирования на экране;

• Развивать творческое воображение, умение быстро реагировать на ситуацию, самостоятельность анализа;

• Формировать элементарно- математические представления, навыки математических преобразований, конструирования, моделирования.

Работа на компьютере представляет неограниченные возможности комплексно подходить к обучению и развитию детей, интегрировать различные виды деятельности: рисование, аппликация, конструирование, развитие речи, ознакомление с природой, формирование элементарных математических представлений. Компьютер способствует формированию цельного представления о мире, расширяет кругозор, формирует мыслительную деятельность, наблюдательность, позволяет преодолеть стереотипность мышления.

К концу года дети могут:

• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);

• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10);

• Соотносить цифру (0-9) и количество предметов;

• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+,-,=);

• Различать величины: длину (ширину, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и способы их измерения;

• Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения);

• Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей;

• Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

• Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие;

• Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;

• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

• Определять временные отношения (день-неделя-месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать:

• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;

• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

• Монеты достоинством 1,5,10 копеек; 1,2,5,10 рублей;

• Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года;

• Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям;

• Работают с клавиатурой, с выбором объекта, его изменениями, фиксирования на экране.

• Знают правила поведения при работе на компьютере;

• Знают устройство компьютера

Используются в работе следующие способы проверки знаний: диагностика, беседа, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный опрос.

Для старшей группы программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 минут. Общее количество учебных занятий в год 34. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (15-20 минут) и практических навыков работы на компьютере (5-10 минут).

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МБДОУ «Ёлочка»

___Л. И. Пичугина

Приказ №___от «___»___2013 г.

Тематическое планирование по формированию

элементарных математических представлений

с элементами информатики

для старшей группы на 2013-2014 уч. г.

34 занятия (1 занятие в неделю, продолжительность занятия 25 минут)

п\п Тема Количество

занятий

1 Компьютер

5

1.1 Введение. Сказка «Путешествие в компьютерную страну. Правила поведения в компьютерной стране». Знакомство с устройством компьютера. 2

1.2 Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор 3

2 Развитие внимания:

найди пару, найди отличия, распредели фигуры, цифры и буквы по местам 4

3 Развитие воображения:

собери картинку, найди отличия, распредели фигуры, цифры и буквы по местам 4

4 Пространственные отношения:

выше - ниже, над – под - между, длиннее - короче, ближе - дальше, внутри - снаружи 4

5 Элементы логики

15

5.1 Логика и математика (учись считать) 4

5.2 Логика и азбуковедение (учись читать) 4

5.3 Логика и конструирование. Части и целое, целое и части 4

5.4 Повторение изученного материала 3

6 Резерв

2

Публикации по теме:

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе октябрь 2013 г. 1 неделя вторник 1.10.2013г 1. Музыкальное.

Всё о диагностике в детском саду. Аналитическая справка о проведении диагностики Аналитическая справка по результатам отслеживания степени достижений детей в старшей группы Филиала МКДОУ «Галкинский детский сад» за учебный.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Времена года и погода
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Тематическое планирование по ФЭМП с элементами информатики для старшей группы
Опубликовано: 9 марта 2014 в 19:33
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...