Тематическое планирование по ФЭМП с элементами информатики для старшей группы

Нина Шутова
Тематическое планирование по ФЭМП с элементами информатики для старшей группы

Пояснительная записка к тематическому плану

по формированию элементарных математических представлений

с элементами информатики

для старшей группы на 2013-2014 учебный год

Данный тематический план разработан на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, используемой в детском саду. Способствует формированию элементарных математических представлений у дошкольников возраста 5-6 лет. Рассчитан на обучение продолжительностью 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.

Используемые методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений.

Занятия носят интегрированный характер, на которых математические задачи сочетаются с задачами, которые ставит перед нами век информационных технологий. Обучение включает не только овладение математическими знаниями, но и общее интеллектуальное развитие, а так же элементарными знаниями по информатике.

Компьютеры все более широко используются в образовательных учреждениях, включая детские сады, с целью повышения эффективности обучения. Компьютер способствует психическому развитию ребенка, закреплению уже сформированных знаний и навыков, познанию нового, реализации потенциальных творческих возможностей, развитию фантазии, самостоятельности.

Задачи обучения и воспитания:

• Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству предметов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их;

• Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе);

• Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнено конкретных множеств;

• Продолжать формировать представление о равенстве;

• Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5;

• Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре);

• Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины;

• Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов;

• Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником;

• Дать представления о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника;

• Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве;

• Учить ориентироваться на листе бумаги;

• Дать детям представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом);

• Дать представление о возможностях ЭВМ в области обработки информации, ее хранению, передачи;

• Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств;

• Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой;

• Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, классифицировать и тд;

• Моделировать геометрические фигуры;

• Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и тд); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др).

• Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы;

• Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;

• Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время;

• Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час);

• Учить определять время по часам с точностью до 1 часа;

• Дать представление о возможностях ЭВМ в области обработки информации, ее хранению, передачи;

• Формировать навыки работы с клавиатурой, с выбором объекта, его изменения, фиксирования на экране;

• Развивать творческое воображение, умение быстро реагировать на ситуацию, самостоятельность анализа;

• Формировать элементарно- математические представления, навыки математических преобразований, конструирования, моделирования.

Работа на компьютере представляет неограниченные возможности комплексно подходить к обучению и развитию детей, интегрировать различные виды деятельности: рисование, аппликация, конструирование, развитие речи, ознакомление с природой, формирование элементарных математических представлений. Компьютер способствует формированию цельного представления о мире, расширяет кругозор, формирует мыслительную деятельность, наблюдательность, позволяет преодолеть стереотипность мышления.

К концу года дети могут:

• Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);

• Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10);

• Соотносить цифру (0-9) и количество предметов;

• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+,-,=);

• Различать величины: длину (ширину, высоту, объем (вместимость, массу (вес предметов) и способы их измерения;

• Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения);

• Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей;

• Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

• Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие;

• Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира;

• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;

• Определять временные отношения (день-неделя-месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать:

• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;

• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

• Монеты достоинством 1,5,10 копеек; 1,2,5,10 рублей;

• Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года;

• Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям;

• Работают с клавиатурой, с выбором объекта, его изменениями, фиксирования на экране.

• Знают правила поведения при работе на компьютере;

• Знают устройство компьютера

Используются в работе следующие способы проверки знаний: диагностика, беседа, выполнение индивидуальных заданий, фронтальный опрос.

Для старшей группы программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия 25 минут. Общее количество учебных занятий в год 34. На каждом занятии предполагается освоение детьми теоретических знаний (15-20 минут) и практических навыков работы на компьютере (5-10 минут).

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующая МБДОУ «Ёлочка»

___Л. И. Пичугина

Приказ №___от «___»___2013 г.

Тематическое планирование по формированию

элементарных математических представлений

с элементами информатики

для старшей группы на 2013-2014 уч. г.

34 занятия (1 занятие в неделю, продолжительность занятия 25 минут)

п\п Тема Количество

занятий

1 Компьютер

5

1.1 Введение. Сказка «Путешествие в компьютерную страну. Правила поведения в компьютерной стране». Знакомство с устройством компьютера. 2

1.2 Понятия: вверх, вниз, вправо, влево. Курсор 3

2 Развитие внимания:

найди пару, найди отличия, распредели фигуры, цифры и буквы по местам 4

3 Развитие воображения:

собери картинку, найди отличия, распредели фигуры, цифры и буквы по местам 4

4 Пространственные отношения:

выше - ниже, над – под - между, длиннее - короче, ближе - дальше, внутри - снаружи 4

5 Элементы логики

15

5.1 Логика и математика (учись считать) 4

5.2 Логика и азбуковедение (учись читать) 4

5.3 Логика и конструирование. Части и целое, целое и части 4

5.4 Повторение изученного материала 3

6 Резерв

2

Публикации по теме:

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе октябрь 2013 г. 1 неделя вторник 1.10.2013г 1. Музыкальное.

Всё о диагностике в детском саду. Аналитическая справка о проведении диагностики Аналитическая справка по результатам отслеживания степени достижений детей в старшей группы Филиала МКДОУ «Галкинский детский сад» за учебный.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Времена года и погода
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Тематическое планирование по ФЭМП с элементами информатики для старшей группы
Опубликовано: 9 марта 2014 в 19:33
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...