Тематическое планирование в детском саду

Елена Макарова
Тематическое планирование в детском саду

Опыт работы с дошкольниками в исследовательской деятельности с использованием пиктографического письма

Тематическое планирование в детском саду

Ведущей целью программы «Воспитание культуры мышления и познания детей дошкольного возраста» разработанной А. И. Савенковым, является разработка содержания, форм, методов исследовательской и проектной деятельности детей дошкольного возраста, а также развитие творческих познавательных способностей. Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: исследовательской, игровой, опытно-экспериментальной, учебной. Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:

создание предметно-развивающей среды для исследовательского обучения в группах;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их любознательными, инициативными, стремящимся к коллективному творчеству;

креативность (творческая организация) процесса исследовательской деятельности;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в исследовательской и проектной деятельности и дошкольного учреждения в целом.

В связи с новыми ФГТ и переходом на новые образовательные стандарты тематическое планирование является актуальным и продуктивным способом организации эффективной работы в детском саду.

Тематическое планирование способствует систематизации подачи информации для детского восприятия, а так же помогает педагогам дошкольных учреждений в организации проведения занимательной, исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная группа).

Внедрение программы экспериментальной деятельности на тему «Воспитание культуры мышление и познания детей дошкольного возраста» в логопедические группы ДОУ позволило планировать исследовательскую деятельность с учетом годового планирования лексических тем.

Благодаря этому в течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитания, образования и развития с указанием необходимых условий используемых средств, форм и методов работы.

Выбор темы возможен: А) от детей, Б) от воспитателя.

Плюсы тематического планирования:

- интегрированный подход к проведению

- диагностический подход

- тематическое оформление группы

- участвуют все педагоги

- концентрируется внимание на прохождение темы

- взаимосвязь и интеграция различных видов деятельности (исследовательская)

- учитывается сезонность

Этапы работы:

1 этап – работа с натуральными объектами (рассматривания, наблюдения)

2 этап – речевые знания (рассматривание иллюстраций, картин, рассказывание)

3 этап – переход к исследовательской деятельности

Тематическое планирование в старшем дошкольном возрасте

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя V неделя

Сентябрь День знаний Лето. Ранняя осень Огород- овощи Сад- фрукты

Ягоды-грибы

Октябрь Деревья-кустарники Золотая осень Я и моя семья Перелетные птицы Продукты питания

Ноябрь Одежда Квартира. Мебель Кухня. Посуда Поздняя осень

Декабрь Зима. Признаки зимы Комнатные растения и уголок природы Зимующие птицы Профессии Новый год

Январь Домашние животные и их детеныши Дикие животные и их детеныши Транспорт. Профессии на транспорте В мире опасных предметов

Февраль Наш город. Моя улица. Рыбы и аквариумные рыбы День защитника отечества. Мужские профессии Мой дом Зима (итоговое)

Март День 8 марта. Женские профессии Ранняя весна и ее признаки. Весенние цветы Дикие животные весной Ателье Зоопарк

Апрель Перелетные птицы весной День космонавтики. Космос. Стройка. Профессии на стройке. Инструменты Насекомые

Май Праздник весны. День победы Живая и неживая природа Цветы Времена года Лето

Тренинги развития исследовательской деятельности с использованием пиктографического письма

Соответственно к тематическому планированию были разработаны занятия для старших дошкольников в форме тренингов, согласно идеям А. И. Савенкова.

Тренинги для дошкольников – это сравнительно новая форма взаимодействия с детьми, в которой наилучшим образом раскрывается личностный потенциал ребенка и индивидуальные личностные характеристики. Для достижения поставленных целей в тренинговых занятиях рекомендуется:

Создать всеобщие правила поведения на тренингах, которые должны исходить от самих детей, вследствие всеобщего принятия дети будут стремиться к исполнению правил;

Организовать доверительную атмосферу;

Давать возможность высказываться каждому ребенку;

Тренинговые занятия должны быть ориентированы не только на тематику календарно- тематического планирования, но и обязательно включать упражнения (приемы) развития исследовательских умений (умений видеть проблему, выдвигать предположения, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, взаимодействовать с парадоксами, экспериментирование, оценивать идеи, высказывать суждения, делать умозаключения);

Информация, получаемая в ходе тренинга, должна обязательно фиксироваться ребенком самостоятельно на листах бумаги, то есть с использованием пиктографического письма;

Тренинговые занятия могут быть реализованы в следующей последовательности:

Тренинги на знакомство и установление всеобщепринимаемых и выполняемых правил поведения;

Тренинги на снятие психологических, социальных и физических барьеров, установление психологически комфортной атмосферы на занятиях, доверия;

Тренинги на развитие исследовательских умений;

Тренинги исследовательской практики;

Тренинги мониторинговые (защиты исследовательских работ).

Тренинг № 1: «День знаний».

Цель: развитие умения выдвигать предположения, развитие умений выявлять сходства и различия.

Ход занятия:

1. Проверка домашнего материала «что такое школа».

2. Детям предлагается вспомнить внешний образ школы, а затем изобразить на листе бумаги формата А4 саму школу, при этом нарисовать как можно больше окон, больших размеров. Следующим шагом ребят необходимо спросить о том, что они ожидают от школы, что они хотят там видеть, во что хотят заниматься. Свои ожидания и желания детям необходимо формулировать с использованием фраз «я предполагаю, я думаю, а что если…». Все свои идеи, предположения детям необходимо зарисовать на дополнительных отдельных листиках, и наклеить эти изображения на окна школы, которую они нарисовали (изображения детей должны быть схематичными). Время зарисовок ожиданий лучше сделать ограниченным. Затем каждый ребенок рассказывает о своих ожиданиях, опираясь на свои зарисовки. Также детям предлагается найти ожидания, которые встречаются у других, и которые не встречаются. Затем отобразить сходства и различия в ожиданиях в пространстве (так те, у кого сходные – держатся за руки, а у кого нет – становятся отдельно. Чаще всего через других детей все соединяются).

3. Формулировка домашнего задания: «вспомнить все месяцы осени».

Тренинг №2: «Лето. Ранняя осень».

Цель: развитие умений формулировки предположений, развитие пиктографического письма, развитие умения доказывать и отстаивать свои идеи.

Ход занятия:

1. Проверка домашнего задания с учетом качества ответа, правильности и источника полученной информации, «вспомнить все месяцы осени». Обязательно у детей необходимо спрашивать, где ребенок получил данную информацию (у родителей, СМИ, интернет, книга, специалист, друг).

2. Детям предлагается три месяца осени. Вместе с педагогом дети выявляют, вспоминают какие особенности каждого из этих месяцев, что приносят они, какая природа, какое настроение, какие люди с использованием фраз «я предполагаю» и т. д. Далее детям предлагается нарисовать то, что самое важное в сентябре, отдельно нарисовать то, что важно в октябре, и соответственно в ноябре. У каждого ребенка получится три символа или человека, животного, растения, которые в большей степени характеризовали именно этот месяц, отражали его специфику, по мнению ребенка. После этого дети предъявляют результаты своей работы, доказывают и отстаивают свои представления, зарисовки. Дети, у которых совпадают выбранные характеристики, могут отстаивать их позицию вместе. В данной работе детям можно задавать вопросы: «Почему осенью обязательно должно быть «зарисованный предмет»», «Что случится, если «зарисованный предмет» в таком состоянии появится в другое время года или исчезнет осенью».

3. Формулирование домашнего задания: «что такое огород и что в нем растет».

Тренинг № 3: «Огород-овощи».

Цель: развитие дивергентного мышления, развитие умения доказывать и отстаивать свои идеи.

Ход занятия:

1. Проверка домашнего задания: «что такое огород и что в нем растет».

2. Детям даются листы бумаги, с нарисованными слева зигзаг и справа расположенным прямоугольником. Задача детей состоит в том, чтобы дорисовать предоставленные им фигуры до огорода и овощей, то есть нарисовать из данных фигур огород и овощи. Следующим этапом в работе является присвоение имени каждым ребенком своему рисунку. Далее каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, доказывает, что это огород-овощи.

Возможно, детям предварительно необходимо провести дополнительные упражнения. Детям предлагается взять любой предмет в помещении и обвести на листе бумаги его контур. Потом часть изображения можно закрыть, но сакцентировать внимание на том, что все равно был обведен тот же предмет. Затем нарисовать рядом часть «обводящей» линии и спросить у детей, что за предмет спрятан в данной линии (ранее выбранный ими предмет). Затем дети могут продолжить линию и зарисовать выбранный ранее предмет.

3. Формулировка домашнего задания: «что может быть садом».

Список литературы

Савенков А. И. Учим учиться самостоятельно. – Ярославль: Академия развития, 2008. – С. 99.

Публикации по теме:

Педагогический проект «План — наш помощник» Хочу поделиться с коллегами своим опытом по разработке плана работы воспитателя в условиях реализации федеральных государственных требований.

Статьи Ссылки на статьи Поощрения ребенка Комплексно-тематическое планирование по теме «Грибы, ягоды» ФГТ В ДОУ. Комплексно-тематическое планирование.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Тематическое планирование в детском саду
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 17:50
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...