Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери

Светлана Грищенко
Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери

Часть зала оформлена как русская изба с православными атрибутами. В доме сидит хозяюшка. Под спокойную русскую народную мелодию входят дети, одетые в русские народные костюмы, вместе с воспитателем.

Хозяюшка:

Походи честной народ,

Не пыли, дорожка,

Ко мне гости идут,

Поиграть немножко.

Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Доброго здоровьица!

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь.

Дорогому гостю_- красное место.

Дети рассаживаются на лавки.

Сядем рядком да поговорим ладком. А расскажу я вам сегодня, ребята, о православном празднике, который издавна в народе отмечали осенью, в ноябре - «Осенняя Казанская». А почему так назвали этот праздник- послушайте мой рассказ. В этот день Православная церковь отмечает празднованием в честь Казанской иконы Божьей Матери. Посмотрите (показывает) – вот икона с чудотворным образом Пресвятой Богородицы, Богоматери. В ее иконах люди видели защитницу, страдалицу и заступницу., молились перед ней потому что каждая икона с образом Богородицы наделена чудотворной силой. Пресвятая Богородица много раз обращалась к людям с просьбой передать очень важные известия. Вот какое удивительное явление произошло очень давно, когда и нас с вами, и даже ваших бабушек и дедушек не было на свете. Произошло это в городе Казани, когда Русью правил царь Иван Грозный.

Жила в городе Казани девочка Матрена. Отец у нее был воин, в те времена их называли стрельцами. Когда девочке исполнилось девять лет, возник в городе страшный пожар, который уничтожил половину города. И дом Матрены сгорел дотла. Слава Богу, сами остались живы! Только стрелец собрался новый дом строить, как приснился его дочери Матрене удивительный сон. Сама Пресвятая Богородица взяла ее за руку, повела к сгоревшему дому и показала место, где зарыта Ее икона. Попросила Пресвятая Богородица, чтобы икону обязательно выкопали. Но девочке никто не поверил, но Богородица снова и снова приходила во сне к девочке и просила найти икону. И только тогда люди пошли на пожарище и в указанном месте нашли икону, которая была совершенно новая и сияла яркими красками. Божья Матерь изображена в глубокой задумчивости, а Младенец указывает рукой на Нее, будто говорит: «Молитесь Матери Моей, она ваша заступница».

Когда икону торжественно несли в церковь, навстречу попался слепой человек. Он помолился Богородице, и зрение вернулось к нему. Многие слепые прозревали, молясь Пресвятой Деве перед иконой, которую поставили в Храме. Этот день считается днем обретения иконы Казанской Божией Матери.

Прошли годы. Тяжелое время наступило на Руси. Пришли на Россию-матушку польские войска и захватили Москву. Весь наш народ во главе с князем Дмитрием Пожарским поднялся против врага. Из Казани привезли чудотворную икону и три дня мололись перед ней. Казанская заступница услышала мольбы людские и помогла защитить землю Русскую, подняла боевой дух наших войск и веру в победу. Прогнали русские войска иноземцев и под звон колоколов, с Казанской иконой вошли в Московский Кремль. В благодарность Господу и Богородице за спасение Руси Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор (показывает фото) и поместил в нее Казанскую икону. Было это в холодные осенние дни.

Как же праздновали на Руси осеннюю Казанскую? Обязательно ходили в церковь, молились Пресвятой Богородице. Слышите? Хор в церкви поет, славит Богородицу. (Дети слушают церковное пение a,capella).

В ноябре убывают дни, крепчают заморозки. Люди замечали изменения в природе, придумали много примет. Если на Казанскую дождливо, то в скорости зима наступит. А вы знаете народные приметы?

Дети: "До Казанской - не зима, с Казанской - не осень",

"На Казанскую дождь лунки нальёт - зиму скоро приведёт",

"Что Казанская покажет - то и зима скажет",

"Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождём и зима придёт".

Хозяюшка: Молодцы, много примет знаете. А что ещё происходило в эту пору?

Воспитатель: К этому дню возвращались в деревни те, кто уходил в чужие места на заработки. Среди них были и торговцы-коробейники. Они ходили по деревням и малым городам, торговали книгами, иконами, нитками и иглами, серьгами и колечками, а для детворы у них всегда были игрушки: мячики, свистульки, "гремушки", пистолеты, стреляющие пробкой. Продавцы расхваливали свой товар, выкрикивали зазывалки. Вот послушайте одну из них.

Мальчик-коробейник:

Тары-бары растабары

Есть хорошие товары,

Не товар, а сущий клад

Разбирайте нарасхват.

Иголки не ломки,

Нитки, тесемки.

Румяна, помада!

Кому что надо?

Мои куклы разбирай-ка,

Детям радость доставляй-ка!

Воспитатель: Когда ребята подрастали, родители отправляли их учиться ремеслу в подмастерья к портному или сапожнику, к кузнецу или плотнику. Осенью возвращались они домой, принося не только заработок и подарки, но и новые знания и впечатления.

(Несколько детей исполняют танец «Ай да сапожки! ")

Воспитатель: Девочек чаще всего отдавали в няньки. Поработав с маленькими детьми, они узнавали множество колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток. Наши девочки, хозяюшка, тоже умеют нянчить детей. Вот послушай. (Несколько девочек исполняют колыбельные, читают тетушки, потешки, прибаутки).

В ноябре крестьяне сушили снопы, обмолачивали зерно. Ребята тоже помогали взрослым. До наступления настоящей зимы они больше сидели по домам, да развлекались по-разному. Играли в игры: "молчанку", лучинку. Во время игры - обычное дело - ребята часто ссорились. И тогда пускали в ход дразнилки, обменивались обидными словечками: "Как у Ваньки на носу кошки драли колбасу". А в ответ слышалось: "Борька-Борис на базаре прокис! Снёс морковку на базар, на базаре не берут, Борьку за уши дерут!" АЛЕНКА Дразнилок знали множество. В них высмеивали внешность, воровство, жадность, ябедничество, плаксивость, зазнайство, хвастовство: «Фу-ты, ну-ты ножки гнуты, руки в боки, глаза в потолоки.»

Дети:

Вор, вор не ходи ко мне во двор!

Тебя кони залягают,

А коровы забодают.

Рева-корова!

Продай молока

На 3 пятака!

Жадина- говядина

Пустая шоколадина!

Воображала хвост поджала и под печку убежала, а под печкой крокодил воображалу проглотил!

Ябеда, корябеда, 0зеленый огурец, на полу валяется, никто его не ест!

Толстый пончик съел батончик!

То горшка три вершка!

Воспитатель: На каждое имя дети придумывали складное прозвище: Алёшка-лепёшка, Андрей-воробей, Антошка-картошка, Аркашка - таракашка, Вася-карася, Вовка-морковка, Сашка- олашка, Лидка- улитка, Стёпа-растрёпа, Зинка-корзинка, Манька-банька.

Такие забавы не давали скучать детям в осеннее холодное время.

Хозяюшка: Ребята, а дразниться - это хорошо?

Дети: Нет, это плохо.

Хозяюшка: Правильно. А чтобы вы лучше запомнили, что хорошо, а плохо, мы сейчас поиграем. Я буду называть дела, а вы, если это хорошо -хлопайте, а если плохо- сидите тихо. (Проводится игра "Хорошо – плохо»).

Хорошо. Плохо.

Защитил младшего. Порвал одежду.

Проведал больного. Обидел сестрёнку.

Обогрел замёрзшего. Поссорился.

Помог слабому. Отобрал игрушку.

Поделился с голодным. Толкнул товарища.

Успокоил расстроенного. Ударил.

Развеселил грустного. Разрушил чужую постройку,

Хозяюшка: Молодцы. А чтобы вырасти хорошими людьми, надо быть послушными, никого не обижать, любить своих родных, уважать старших, почитать Господа Бога нашего.

Ребёнок: (читает отрывок из стихотворения Б. Селезнёва "Божий день"). - За окошком солнце встало,

Ходят блики по стене,

Лезет кот на одеяло,

Что ж, пора вставать и мне.

Чтобы никогда не злиться,

Папу с мамой слушать,

Надо утром помолиться,

А потом покушать.

Пред иконой помолюсь,

Съем тарелку каши.

Ничего я не боюсь,

Ничего не страшно.

Воспитатель: Наши ребята стараются жить в мире и согласии, знают, что такое добро и зло. Вот послушай, Хозяюшка.

Дети: Доброе и злое в нашем мире есть.

Доброты людей всех нам не перечесть.

Но всего добрее Бог - Он есть Добро.

Кто ушёл от Бога, тот попал во зло.

Поговорки:

"Добро не умрёт, а зло пропадёт",

"Добрый человек не помнит зла»,

«Про доброе дело говори смело "

«Добро и во сне хорошо»,

«Добро не горит, не тонет»,

«Добро по миру не рекой течет, а семьей живет»,

«Добро помни, а зло забывай»,

«Доброе слово, добрый ответ».

Воспитатель: А вот в какую старинную игру наши ребята любят играть. (Проводится игра "Кто ж меня любит? ": Дети становятся в хоровод, один садится в круг, накрывает голову платочком.

-Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем.

А, кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Сменит-переменит,

Еще приголубит.

Желающий из детей может подойти и погладить сидящего по голове (приголубить). После этого он сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его приголубит следующий желающий).

Хозяюшка: Молодцы, ребята, вы меня порадовали.

Воспитатель: Спасибо и тебе, Хозяюшка, за интересный рассказ. Прими от нас подарок к празднику (Дарит картину, панно или рисунки детей).

Хозяюшка: Спасибо вам, ребятушки! Я для вас тоже подарок приготовила. (Читает стихотворение "Ангел").

У тебя есть Ангел Божий

Светлый, верный друг.

Он всегда придет на помощь,

Если что случиться вдруг.

Ангел рядышком с тобою

И невидимо хранит,

А когда ты непослушен,

Он расстроен и грустит.

От упрямых и врунишек

Ангел может отойти,

А тебе другого друга

В целом мире не найти.

Пусть этот Ангел белокрылый вас хранит!

Воспитатель: Спасибо за подарок, Хозяюшка! До свидания!

Хозяюшка: До свидания, ребятки! Идите с Богом!

Дети выходят из зала под запись песни «Дорогою добра»

Публикации по теме:

«Песня — язык русского народа»«Песня — язык русского народа» Тематическое занятие для детей подготовительной группы Программное содержание: Познакомить детей с жанрами русской песни, развивать песенное.

Посещение храма вместе с дошкольникамиПосещение храма вместе с дошкольниками Посещение Умётского храма Казанской иконы Божьей Матери. Дошкольники встретились с настоятелем Умётского храма Казанской иконы Божьей Матери.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Весна
Автор публикации:
Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери
Опубликовано: 20 декабря 2012 в 20:50
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...