Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери

Светлана Грищенко
Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери

Часть зала оформлена как русская изба с православными атрибутами. В доме сидит хозяюшка. Под спокойную русскую народную мелодию входят дети, одетые в русские народные костюмы, вместе с воспитателем.

Хозяюшка:

Походи честной народ,

Не пыли, дорожка,

Ко мне гости идут,

Поиграть немножко.

Воспитатель: Здравствуй, Хозяюшка! Доброго здоровьица!

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь.

Дорогому гостю_- красное место.

Дети рассаживаются на лавки.

Сядем рядком да поговорим ладком. А расскажу я вам сегодня, ребята, о православном празднике, который издавна в народе отмечали осенью, в ноябре - «Осенняя Казанская». А почему так назвали этот праздник- послушайте мой рассказ. В этот день Православная церковь отмечает празднованием в честь Казанской иконы Божьей Матери. Посмотрите (показывает) – вот икона с чудотворным образом Пресвятой Богородицы, Богоматери. В ее иконах люди видели защитницу, страдалицу и заступницу., молились перед ней потому что каждая икона с образом Богородицы наделена чудотворной силой. Пресвятая Богородица много раз обращалась к людям с просьбой передать очень важные известия. Вот какое удивительное явление произошло очень давно, когда и нас с вами, и даже ваших бабушек и дедушек не было на свете. Произошло это в городе Казани, когда Русью правил царь Иван Грозный.

Жила в городе Казани девочка Матрена. Отец у нее был воин, в те времена их называли стрельцами. Когда девочке исполнилось девять лет, возник в городе страшный пожар, который уничтожил половину города. И дом Матрены сгорел дотла. Слава Богу, сами остались живы! Только стрелец собрался новый дом строить, как приснился его дочери Матрене удивительный сон. Сама Пресвятая Богородица взяла ее за руку, повела к сгоревшему дому и показала место, где зарыта Ее икона. Попросила Пресвятая Богородица, чтобы икону обязательно выкопали. Но девочке никто не поверил, но Богородица снова и снова приходила во сне к девочке и просила найти икону. И только тогда люди пошли на пожарище и в указанном месте нашли икону, которая была совершенно новая и сияла яркими красками. Божья Матерь изображена в глубокой задумчивости, а Младенец указывает рукой на Нее, будто говорит: «Молитесь Матери Моей, она ваша заступница».

Когда икону торжественно несли в церковь, навстречу попался слепой человек. Он помолился Богородице, и зрение вернулось к нему. Многие слепые прозревали, молясь Пресвятой Деве перед иконой, которую поставили в Храме. Этот день считается днем обретения иконы Казанской Божией Матери.

Прошли годы. Тяжелое время наступило на Руси. Пришли на Россию-матушку польские войска и захватили Москву. Весь наш народ во главе с князем Дмитрием Пожарским поднялся против врага. Из Казани привезли чудотворную икону и три дня мололись перед ней. Казанская заступница услышала мольбы людские и помогла защитить землю Русскую, подняла боевой дух наших войск и веру в победу. Прогнали русские войска иноземцев и под звон колоколов, с Казанской иконой вошли в Московский Кремль. В благодарность Господу и Богородице за спасение Руси Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор (показывает фото) и поместил в нее Казанскую икону. Было это в холодные осенние дни.

Как же праздновали на Руси осеннюю Казанскую? Обязательно ходили в церковь, молились Пресвятой Богородице. Слышите? Хор в церкви поет, славит Богородицу. (Дети слушают церковное пение a,capella).

В ноябре убывают дни, крепчают заморозки. Люди замечали изменения в природе, придумали много примет. Если на Казанскую дождливо, то в скорости зима наступит. А вы знаете народные приметы?

Дети: "До Казанской - не зима, с Казанской - не осень",

"На Казанскую дождь лунки нальёт - зиму скоро приведёт",

"Что Казанская покажет - то и зима скажет",

"Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождём и зима придёт".

Хозяюшка: Молодцы, много примет знаете. А что ещё происходило в эту пору?

Воспитатель: К этому дню возвращались в деревни те, кто уходил в чужие места на заработки. Среди них были и торговцы-коробейники. Они ходили по деревням и малым городам, торговали книгами, иконами, нитками и иглами, серьгами и колечками, а для детворы у них всегда были игрушки: мячики, свистульки, "гремушки", пистолеты, стреляющие пробкой. Продавцы расхваливали свой товар, выкрикивали зазывалки. Вот послушайте одну из них.

Мальчик-коробейник:

Тары-бары растабары

Есть хорошие товары,

Не товар, а сущий клад

Разбирайте нарасхват.

Иголки не ломки,

Нитки, тесемки.

Румяна, помада!

Кому что надо?

Мои куклы разбирай-ка,

Детям радость доставляй-ка!

Воспитатель: Когда ребята подрастали, родители отправляли их учиться ремеслу в подмастерья к портному или сапожнику, к кузнецу или плотнику. Осенью возвращались они домой, принося не только заработок и подарки, но и новые знания и впечатления.

(Несколько детей исполняют танец «Ай да сапожки! ")

Воспитатель: Девочек чаще всего отдавали в няньки. Поработав с маленькими детьми, они узнавали множество колыбельных песен, пестушек, потешек, прибауток. Наши девочки, хозяюшка, тоже умеют нянчить детей. Вот послушай. (Несколько девочек исполняют колыбельные, читают тетушки, потешки, прибаутки).

В ноябре крестьяне сушили снопы, обмолачивали зерно. Ребята тоже помогали взрослым. До наступления настоящей зимы они больше сидели по домам, да развлекались по-разному. Играли в игры: "молчанку", лучинку. Во время игры - обычное дело - ребята часто ссорились. И тогда пускали в ход дразнилки, обменивались обидными словечками: "Как у Ваньки на носу кошки драли колбасу". А в ответ слышалось: "Борька-Борис на базаре прокис! Снёс морковку на базар, на базаре не берут, Борьку за уши дерут!" АЛЕНКА Дразнилок знали множество. В них высмеивали внешность, воровство, жадность, ябедничество, плаксивость, зазнайство, хвастовство: «Фу-ты, ну-ты ножки гнуты, руки в боки, глаза в потолоки.»

Дети:

Вор, вор не ходи ко мне во двор!

Тебя кони залягают,

А коровы забодают.

Рева-корова!

Продай молока

На 3 пятака!

Жадина- говядина

Пустая шоколадина!

Воображала хвост поджала и под печку убежала, а под печкой крокодил воображалу проглотил!

Ябеда, корябеда, 0зеленый огурец, на полу валяется, никто его не ест!

Толстый пончик съел батончик!

То горшка три вершка!

Воспитатель: На каждое имя дети придумывали складное прозвище: Алёшка-лепёшка, Андрей-воробей, Антошка-картошка, Аркашка - таракашка, Вася-карася, Вовка-морковка, Сашка- олашка, Лидка- улитка, Стёпа-растрёпа, Зинка-корзинка, Манька-банька.

Такие забавы не давали скучать детям в осеннее холодное время.

Хозяюшка: Ребята, а дразниться - это хорошо?

Дети: Нет, это плохо.

Хозяюшка: Правильно. А чтобы вы лучше запомнили, что хорошо, а плохо, мы сейчас поиграем. Я буду называть дела, а вы, если это хорошо -хлопайте, а если плохо- сидите тихо. (Проводится игра "Хорошо – плохо»).

Хорошо. Плохо.

Защитил младшего. Порвал одежду.

Проведал больного. Обидел сестрёнку.

Обогрел замёрзшего. Поссорился.

Помог слабому. Отобрал игрушку.

Поделился с голодным. Толкнул товарища.

Успокоил расстроенного. Ударил.

Развеселил грустного. Разрушил чужую постройку,

Хозяюшка: Молодцы. А чтобы вырасти хорошими людьми, надо быть послушными, никого не обижать, любить своих родных, уважать старших, почитать Господа Бога нашего.

Ребёнок: (читает отрывок из стихотворения Б. Селезнёва "Божий день"). - За окошком солнце встало,

Ходят блики по стене,

Лезет кот на одеяло,

Что ж, пора вставать и мне.

Чтобы никогда не злиться,

Папу с мамой слушать,

Надо утром помолиться,

А потом покушать.

Пред иконой помолюсь,

Съем тарелку каши.

Ничего я не боюсь,

Ничего не страшно.

Воспитатель: Наши ребята стараются жить в мире и согласии, знают, что такое добро и зло. Вот послушай, Хозяюшка.

Дети: Доброе и злое в нашем мире есть.

Доброты людей всех нам не перечесть.

Но всего добрее Бог - Он есть Добро.

Кто ушёл от Бога, тот попал во зло.

Поговорки:

"Добро не умрёт, а зло пропадёт",

"Добрый человек не помнит зла»,

«Про доброе дело говори смело "

«Добро и во сне хорошо»,

«Добро не горит, не тонет»,

«Добро по миру не рекой течет, а семьей живет»,

«Добро помни, а зло забывай»,

«Доброе слово, добрый ответ».

Воспитатель: А вот в какую старинную игру наши ребята любят играть. (Проводится игра "Кто ж меня любит? ": Дети становятся в хоровод, один садится в круг, накрывает голову платочком.

-Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем.

А, кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Сменит-переменит,

Еще приголубит.

Желающий из детей может подойти и погладить сидящего по голове (приголубить). После этого он сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его приголубит следующий желающий).

Хозяюшка: Молодцы, ребята, вы меня порадовали.

Воспитатель: Спасибо и тебе, Хозяюшка, за интересный рассказ. Прими от нас подарок к празднику (Дарит картину, панно или рисунки детей).

Хозяюшка: Спасибо вам, ребятушки! Я для вас тоже подарок приготовила. (Читает стихотворение "Ангел").

У тебя есть Ангел Божий

Светлый, верный друг.

Он всегда придет на помощь,

Если что случиться вдруг.

Ангел рядышком с тобою

И невидимо хранит,

А когда ты непослушен,

Он расстроен и грустит.

От упрямых и врунишек

Ангел может отойти,

А тебе другого друга

В целом мире не найти.

Пусть этот Ангел белокрылый вас хранит!

Воспитатель: Спасибо за подарок, Хозяюшка! До свидания!

Хозяюшка: До свидания, ребятки! Идите с Богом!

Дети выходят из зала под запись песни «Дорогою добра»

Публикации по теме:

«Песня — язык русского народа»«Песня — язык русского народа» Тематическое занятие для детей подготовительной группы Программное содержание: Познакомить детей с жанрами русской песни, развивать песенное.

Посещение храма вместе с дошкольникамиПосещение храма вместе с дошкольниками Посещение Умётского храма Казанской иконы Божьей Матери. Дошкольники встретились с настоятелем Умётского храма Казанской иконы Божьей Матери.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери
Опубликовано: 20 декабря 2012 в 20:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне
Сценарий праздника, посвященный дню Победы в Великой Отечественной войне. « Мы не забудем наших дедов». Ведущий: Добрый день дорогие друзья! Сегодня мы с...
Мастер-класс «Веселый цыпленок в пасхальной корзинке»
Пасха-это самый главный христианский праздник. Особенно интересно участвовать к празднику и изготовлении поделок на Пасху своими руками детям. Отличным...
Мастер-класс «Маленький сказочный чемоданчик»
В конце марта я писала пост о своем большом сказочном чемодане http://www. maam. ru/detskijsad/bolshoi-skazochnyi-chemodan-master-klas. html и обещала...
Конструирование из бумаги «Гусенички»
Конструктивная деятельность даёт возможность развивать у детей творческое воображение, мышление. На занятиях по художественному конструированию мы создаём...
Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять...