Получи документы

Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

Надежда Рыбакова
Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях

“Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества”. (Дмитрий Сергеевич Лихачев)

Краеведение - это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это - сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.

Публикация «Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах

Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Поэтому считаю, что одно из главных направлений патриотического воспитания - это краеведение. Как написал Леонид Иосифович Соловьев в своей книге «Краеведческие игры», что подлинное краеведение – всегда краелюбие и краезннание. А знать свой край, значит и любить его.

Формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма : любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.

Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды - местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона.

Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей.

Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе.

Основы нравственно - патриотического воспитания ребенка закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящихся в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, культуре, природе, к своему городу и стране.

В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно - патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста.

Цель краеведения - всестороннее изучение ограниченной территории, в основе которого лежит поиск пространственных и временных связей между природными и социокультурными объектами и процессами. Через изучение объектов краеведения : природу, хозяйство, экологию, население, историю и культуру поселка, - мы решаем задачи

сохранения нравственно - патриотического здоровья детей, приобщения их к родной природе, своему дому, к истории и культуре поселка, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками;

наследования нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте;

изучения истории, культуры, природо-экологического своеобразия поселка;

стремления возродить в современном ребенке утраченное национальное достоинство, чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей поселка проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии.

. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы : "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой поселок?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой поселка?".

. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием поселка.

. Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения поселка.

Дети знакомятся с культурой и традициями нашего поселка.

Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному поселку невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: "Я и моя семья", "Сделаем город лучше", "Помоги растениям".

Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии.

Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития.

Публикации по теме:

Физическое воспитание детей в дошкольных учреждениях В настоящее время внимание психологов, физиологов, педагогов, специалистам по разным видам спорта привлечено к дошкольному возрасту, поскольку.

Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях Понятие о здоровой личности ребенка дошкольного возраста. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе.

Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возрастаТеоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

Картотека электронных образовательных ресурсов, используемых с детьми старшего дошкольного возраста Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения - это одна из самых новых и актуальных.

Метод биологической обратной связи в комплексе здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учрежденияхМетод биологической обратной связи в комплексе здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательных учреждениях Добрый день, уважаемые коллеги! С января 2017 года я являюсь специалистом по "БОС Здоровью" в ГБДОУ детский сад № 45 Пушкинского района.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Теоретические основы организации словарной работы в детском саду .Понятие словарная работа и её значение в развитии речи дошкольников М. М. Алексеева отмечает, что в современной методике словарная работа.

Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников «Сенсорное воспитание – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям-презентация Я. А. Каменский - обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных.

Теоретические основы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи Соотношение семейного и общественного воспитания в различных исследованиях Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях
Опубликовано: 26 сентября 2017 в 21:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД