Лучший педагог года

Теоретические основы и понятия процесса воспитания

Марина Малышева
Теоретические основы и понятия процесса воспитания

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»)

Публикация «Теоретические основы и понятия процесса воспитания» размещена в разделах

Воспитание как социальная функция - это передача растущему поколению социального опыта. Задачи воспитания в школе решаются в процессе обучения и специальной образовательной работы со школьниками во внеурочное время.

На практике процессы воспитания и обучения неотделимы и реализуются в тесном единстве. Но процесс воспитания также как и обучения имеет ряд характерных черт.

Воспитание рассматривается в широком педагогическом смысле как целенаправленный процесс развития нравственного сознания среди учеников, отношение к окружающей действительности, взгляды на жизнь и поведение, которое им соответствует. Воспитание, понимаемое в этом смысле, включает вопросы формирования научно-материалистического мировоззрения, вопросы развития социально ориентированного отношения к работе; развитие эмоциональной сферы, эстетических и других чувств и вообще формирование всего духовного образа человека, отражающего в его поведении, делах, отношениях с другими людьми.

Процесс воспитания - чрезвычайно сложный диалектический процесс. Целенаправленное воспитательное воздействие школы очень тесно переплетается и в ее взаимодействии со многими другими образовательными влияниями, исходящими из социальной среды, из домашней среды.

Все внешние воздействия преломляются через внутренние условия, которые определяются всем комплексом унаследованных и сформированных, приобретенных ребенком жизненных качеств, которые отражают условия домашней среды и накопленный им социальный опыт.

При наличии общих моральных качеств, качеств поведений, которые педагог пытается выработать у своих учеников и которыми они должны обладать, каждый из них представляет собой индивидуальную личность со всем комплексом индивидуальных проявлений, избирательно относящихся к влияниям. Поэтому в воспитании, как и в обучении, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Особенностью процесса воспитания является его длительная продолжительность. Воспитание начинается с рождения, продолжается после школы и длится всю жизнь, потому что жизнь всегда воспитывает, или перевоспитывает человека. В школьный период, к сожалению, школа еще не может оказывать непрерывного воспитательного воздействия на ученика, потому что под прямым воспитательным влиянием в обычной массовой школе дети являются лишь частью дня. Влияние школы в определенной степени ослабевает в период зимних, весенних и летних каникул.

Особенностью процесса воспитания является его сложность. Известно, что в обучении существует определенная последовательность в овладении знаниями и навыками, которые строго регламентируются учебными программами. Процесс воспитания отличается.

Ребенок развивается как целостная личность, все его особенности и качества, отношение к реальности и поведению, хотя они формируются и постепенно, все становится более сложным и углубляющимся, но почти одновременно, переплетающимся и формирующим сложный диалектический комплекс.

В какой-то момент работа над одной стороной индивида или форма поведения может приобретать большее значение (например, учитель стремится укрепить навыки и привычки учащихся к культурному поведению). Но в целом процесс воспитания является неделимым, сложным, с учетом суммы самых разнообразных, заранее трудно учесть и предугадать влияние и последствия.

Процесс воспитания также характеризуется хорошо известным судорожным характером проявлений эффектов. Это выражается в том, что постепенно сформированное качество может с определенным стечением обстоятельств проявляться совершенно неожиданно, что означает завершение процесса трансформации количественных изменений в качественные изменения. Это происходит, например, когда жизнь потребует от человека проявить храбрость, стойкость, выносливость или принципиальность, и человек окажется на вершине ситуации, продемонстрирует свою духовную зрелость и моральную стойкость, которые были результатом многолетней кропотливой ежедневной образовательной работы и влияния социальной среды.

Процесс воспитания чрезвычайно противоречив. Диалектическая противоречивость этого проявляется в борьбе между идеалом, уже сформированным учеником его пониманием и отношением к чему-то, и новым качеством, сформированным педагогом; между требованиями, предъявляемыми к ученику, и возможностями их выполнения и т. д. Более того, это противоречие часто проявляется в несоответствии и несогласованности сознания и поведения ученика, когда ученик, зная и понимая, что он действует плохо, тем не менее не может преодолевать и вести себя неправильно.

Процесс воспитания, как и процесс обучения, является двухсторонним процессом.

Целенаправленное воздействие педагогов будет успешным только тогда, когда он найдет ответ в душе ребенка, когда у него появится желание и убеждение, что ему нужно развивать определенные качества или поведение.

В процессе воспитания ребенок всегда выступает как объект воспитания, возглавляемый педагогами, и как субъект воспитания, который сам выполняет определенные действия, он сам усваивает нормы поведения, сам определяет ту или иную линию в его отношениях со своими товарищами. Воспитание бессильно, если ребенок пассивно неактивен или, что еще хуже, оказывает сопротивление педагогу. В этом случае задача воспитания - преодоление этого сопротивления и и создание мотивов, которые способствуют возникновению желания поглощать требуемые нормы и правила поведения.

Характерной особенностью процесса воспитания в школе является ее перспективы и целеустремленность. Независимо от того, насколько сложно принести целую совокупность положительных воспитательных и целеустремленных влияний, исходящих от разных учителей, родителей и т. д. к системе, они всегда направлены на достижение определенной цели.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию обобщающего понятия в средней группе 1. Тип: ознакомление с новым материалам. 2. Возрастная группа: средняя. 3. Тема: формирование обобщающего понятия- инструменты. Программное.

Конспект НОД по ФЭМП «Понятия — уже и шире» в средней группеКонспект НОД по ФЭМП «Понятия — уже и шире» в средней группе Конспект НОД по ФЭМП «Понятия уже — шире» в средней группе Цель: Создать условия для самостоятельной игровой и мотивационной ситуации для.

Конспект занятия по формированию обобщающего понятия «Птицы»Конспект занятия по формированию обобщающего понятия «Птицы» Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: старшая группа. Тема:Формирование обобщающего понятия "птицы" Цель: обогащение.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группыОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Теоретические подходы к пониманию процесса интеграции в образовательном пространстве Ключевые слова: Интеграция – выборочное помещение обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНРУсвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи,.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы и понятия процесса воспитания
Опубликовано: 21 ноября 2020 в 18:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД