Получи документы

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Алиса Рехтина
Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Введение

На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно включаться в производственную и бытовую жизнь, приспосабливаться к быстро меняющимся жизненным ситуациям. Дошкольное детство – это уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Поэтому, одной из важнейших задач дошкольных учреждений является формирование коммуникативных умений детей, главными составляющими которых являются общение и речь.

Публикация «Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Результат развития речи зависит от многих причин, но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевое общение. С точки зрения Л. П. Федоренко, для нормального развития диалогической речи детей, необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала в достойной степени развивающим потенциалом, который определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка.

Такая активность обеспечивается в процессе ведущей деятельности дошкольника – игровой. В рамках игрового общения, благодаря использованию словесных, театрализованных и особенно сюжетно-ролевых игр в дошкольных учреждениях происходит формирование и совершенствование диалогической речи детей.

Степень изученности проблемы значения сюжетно-ролевой игры ля развития дошкольников в психолого-педагогической литературе достаточно высока. Ею занимались такие авторы как Е. А. Аркин, Д. В. Менжерицкая, А. П. Усова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и много других исследователей. Л. А. Венгер в своих исследованиях раскрывает значение сюжетно-ролевой игры для умственного развития ребенка. А. П. Усова подчеркивает, что сюжетно-ролевая игра является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируются коммуникативные умения, общественное поведение дошкольников, выражается их отношение к жизни, друг другу. Однако, на сегодняшний день проблема использования сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников является особо острой. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны, речь детей в такой игре стереотипна и несодержательна. Это, по-видимому, связано с тем, что дети в более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудом и отношениями. Педагоги в постоянно меняющихся условиях модернизации образования испытывают трудности при планировании, организации сюжетно-ролевых игр, зачастую им просто не удается найти время в режиме дня дошкольников для их проведения. Полноценная же диалогическая речь формируется у детей только в условиях грамотного педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой.

Но, несмотря на то, что в теории сюжетно-ролевая игра рассматривается достаточно полно, в практике ДОУ ее недооценивают и недостаточно используют именно в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. Поэтому существует противоречие между задачей развития диалогической речи дошкольников и недостаточным использованием сюжетно-ролевой игры для ее решения.

Проблема: каковы возможности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Обозначенная проблема подтверждает актуальность выбранной темы: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Объект: развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Сюжетно-ролевая игра будет эффективным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, если:

- будет разработан и внедрен комплекс занятий с использованием сюжетно-ролевых игр;

- при организации сюжетно-ролевых игр будут учитываться индивидуальные возможности и особенности детей, их предпочтения и интересы при распределении ролей;

- постоянно в системе, с постепенным усложнением задач, будут организовываться сюжетно-ролевые игры под руководством воспитателя.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретическое и практическое состояние проблемы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

2. Определить особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;

3. Определить уровень сформированности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать комплекс занятий с использованием сюжетно-ролевой игры и экспериментально проверить его эффективность в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент.

Публикации по теме:

Игра как метод развития коммуникативной функции речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Работая в детском саду с детьми с речевыми проблемами (диагноз общее недоразвитие речи III уровня) и сохранным интеллектом, можно смело.

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.

Основы безопасности жизни и здоровья детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей категории: Прилипко С. В. г. Джанкой, 2015 г. Что для нас взрослых может быть дороже наших любимых малышей?.

Проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» МАДОУ «Детский сад №175» Г. Пермь Краткосрочный проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством.

Сборник дидактических игр по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Игры с предметами (телефоном) Заказ такси по телефону Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.

Теоретические основы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 1. Характеристика понятия «адаптация» С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий.

Значение развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях 1 Слайд: Значение развития диалогической речи у детей дошкольного возраста Учитель-логопед Ерофеева Марина Ивановна 21.03.2016г 2 Слайд:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 29 июля 2016 в 01:41
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД