МААМ-картинки

Теоретический аспект использования АВА терапии при коррекции детей с нарушениями аутистического спектра

Евгения Ермакова
Теоретический аспект использования АВА терапии при коррекции детей с нарушениями аутистического спектра

Аутизм – это отчужденность человека от окружающего мира. Как же преодолеть эту проблему и помочь ребенку социализироваться? На помощь приходит АВА-терапия – метод прикладного анализа поведения или поведенческая терапия. О том, что лежит в его основе и какие приемы используются в коррекции детей с расстройством аутистического спектра (РАС, мы и поговорим с вами.

АВА терапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения.

Публикация «Теоретический аспект использования АВА терапии при коррекции детей с нарушениями аутистического спектра» размещена в разделах

Данный метод для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

В результате АВА-терапии ребенок может научиться определенным навыкам. Причем упор делается на “социальные, поведенческие”. Какие конкретно? Если речь идет о ребенке дошкольного возраста, то, например, такие:

• устанавливать зрительный контакт,

• имитировать основные движения,

• имитировать действия с предметами,

• имитировать мелкие и точные движения,

• имитировать произносительные движения,

• выполнять единичные команды,

• узнавать знакомых людей,

• указывать на желаемые предметы

и т. д., в зависимости от программы, составленной для ребенка специалистом по АВА

При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью, ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80% ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

Как работает АВА терапия? Приведу пример одного упражнения из программы.

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ».

Специалист дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх, затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т. п.). Если не дает ответа или дает неправильный, обучение начинается с самого начала. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ.

Если это происходит в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».

ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ. Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку» и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов при чередовании двух заданий или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ. Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов «возьми», «дай)», «иди сюда» и прочие, начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (специалисты, мама и папа, дедушки и бабушки).

ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР». Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.

В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих коррекцию аутизма с ЗПР (задержка психического развития, невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов. Вопрос, какая программа более эффективна в коррекции аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный. Вместе с тем, можно назвать более продвинутые программы АВА – «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия, «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)», и так далее.

Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно.

В АВА терапии существуют несколько моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5 3,5 лет, дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.

Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.

Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.

AВА может выполняться на дому, в учебном заведении. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми.

Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество - 20 часов в неделю. Минимальное - шесть часов в неделю, максимальное - 40.

Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ним, воспитывали его на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.

Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.

По мнению многих специалистов, АВА-метод имеет также и отрицательные стороны, в частности, отсутствие переноса отработанного навыка в одном месте в другую среду. Например, навык снимать верхнюю одежду при входе в дом, может не применяться ребенком в детском саду или школе. А также многие психологи считают, что развивая конкретный навык, ребенок не развивается в целом. Но если совсем не использовать этот метод, то ребенок не освоит даже простых действий и не научится желательному поведению дома, а в худшем случае – деградирует.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Развитие общей моторики и координации у детей с нарушениями аутистического спектра и синдромом Дауна» Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная 22.

Использования рисуночной терапии при коррекции эмоционального состояния дошкольников Рисуночная терапия – это форма психотерапии, основанная на изобразительной деятельности. Цель рисуночной терапии состоит в том, чтобы с.

Конспект занятия по аппликации «Морковка для зайчика» для детей с расстройством аутистического спектра 5–7 лет Программное содержание : - расширять знания детей об овощах; - закрепить названия цветов: красный и желтый; - повторить счет до пяти, понятия.

Консультация для педагогов «Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с расстройствами аутистического спектра» Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Аутизм (расстройство аутистического.

Консультация для педагогов «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции» Консультация для педагогов: «Социально-культурный аспект детской агрессивности, ее причины и методы психологической коррекции.» Педагог-психолог.

Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дети остаются за "бортом".

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивной образовательной среде Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в инклюзивной образовательной среде. Ключевые слова: инклюзивное образование, расстройства.

Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Применение коррекционных технологий при работе с детьми с расстройством аутистического спектра Дети с расстройством аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра Классификация аутизма О. С. Никольской. Диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимость.

Теоретический аспект развития зрительной памяти у дошкольников Теоретический аспект развития зрительной памяти у дошкольников Зрительная память у детей дошкольного возраста является важным фактором,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретический аспект использования АВА терапии при коррекции детей с нарушениями аутистического спектра
Опубликовано: 26 декабря 2017 в 07:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД