Лучший педагог года

Теория и практика реализации социального проекта в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (из опыта работы)

Валентина Федорова
Теория и практика реализации социального проекта в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (из опыта работы)

В 2004-2005 учебном году пошла обучение повышения квалификации на курсах Алтайская краевая общественная организация «ПОДДЕРЖКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ» г. Барнаул «Технологии организации социально-педагогической и реабилитационной работы с детьми». Рассматривались и обсуждались проблемы сиротских учреждений, анализ и диагностика воспитательной деятельности, материально-методическое обеспечение соц. учреждений.

В 2006 г участвовала в семинаре «Социальное проектирование». На семинаре осваивались специальные вопросы:

Публикация «Теория и практика реализации социального проекта в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (из опыта работы)» размещена в разделах

• Сущность и виды социального проектирования

• Структура социального проектирования

• Технология социального проектирования

• Основные требования к проекту

• Типичные ошибки социального проектирования

• Роль педагога в социальном проектировании.

Хочу представить собственный педагогический опыт социального проектирования.

Проектная деятельность с воспитанницами социально-реабилитационного центра г. Братска. Проект «Девичьи секреты».

Данный проект участвовал в конкурсе проектов организатором проектов выступал Русский алюминиевый завод, в рамках благотворительной программы «Вместе в будущее» в 2006 году и выиграл грант в размере сто тысяч рублей.

Основной целевой группой проекта являлись воспитанницы старшей группы девочек. Для них была разработана и реализована система мероприятий направленных на адаптацию к самостоятельной жизни после окончания курса реабилитации в социально-реабилитационном центре.

Жизнедеятельность детского сиротского учреждения безбрежна так же, как любого другого человеческого сообщества. Она одновременно характеризуется многими десятками качеств жизни, развития. Материального, социального, и соматического и эмоционального, благополучия воспитанников. И это часто не позволяет выявить те немногие и отчетливые для ведомственных и государственных органов, главные и непреложные критерии такого благополучия, которые помогли бы жестко и однозначно судить об эффективности работы учреждения в целом.

Мы живем в эпоху «презентаций», красивых телевизионных картинок, и поэтому вполне понятно и где-то даже простительно стремление обывателя всерьез считать таким критерием милую улыбку в объектив. Причем на поверхности обывательского сознания, не проникая в его глубины, легко уживаются и плавают вместе оба взаимоисключающих мифа, благостный и жутко-щекочущий, про «дом где согреваются сердца» и про «казенный дом» с непременным карцером, воровством персонала и дедовщиной.

Нельзя сказать, что социальная адаптация как одно из основных направлений воспитательной работы когда-либо недооценивалась педагогическим коллективом соц. учреждением для детей сирот. А в последние года эта тема и вовсе стала ключевой и едва ли не единственной при обсуждении проблем детского сиротства.

Парадоксальным образом все, что делается для воспитанника соц. учреждения, от вручения ему на массовом празднике подарка и выдачи «карманных», и до поселения на выделенной «просто так» жилой площади, в чем-то снижает его адаптивность.

Проблема адаптации выпускников социального учреждения в современном обществе очень актуальна в наши дни. Это связанно с неподготовленностью подростков, длительное время находившиеся под опекой государства, к самостоятельной жизни. У детей не сформированы элементарные бытовые навыки: они не умеют готовить пищу, штопать одежду, действовать в критической жизненной ситуации, планировать бюджет, нести ответственность за свою жизнь и жизнь других людей (я говорю о проблеме ранних браков). Воспитанники обладают заниженной самооценкой, имеют трудности в установлении контактов с окружающими людьми.

Этот проект предполагает решение данной проблемы посредством детской кружковой деятельности.

Были поставлены такие цели и задачи как:

Создать систему педагогических мероприятий способствующих формированию модели поведения, позволяющих девочкам успешно адаптироваться в самостоятельной жизни после окончания курса реабилитации в социально-реабилитационном центре.

Развивать трудовые навыки у девочек в условиях соц. учреждения по средствам кружковой деятельности. Формировать представления о разнообразии ролей женщины в современном обществе, адекватную самооценку. Разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на воспитание нравственных качеств; ответственность, самоуважение, отзывчивость, доброта.

Участниками проекта являлись воспитанницы от10до 18 лет.

Сроки реализации проекта был 6 месяцев.

Основной целевой группой проекта является воспитанницы старшей группы социально-реабилитационного центра г. Братска. Для них была разработана и реализована система мероприятий направленных на адаптацию к самостоятельной жизни после окончания курса реабилитации в социально-реабилитационном центре.

Для реализации проекта поставленных задач, разработана была система занятий, которая осуществлялась в форме, ставшего традиционным, мероприятия заседания женского совета. Занятия включали в себя беседы, дискуссии, игровые задания, просмотр кинофильмов, чаепития, хозяйственно - бытовой труд, экскурсии, вечерние огоньки, проф. ориентационные мероприятия.

Для сюжетно-ролевых игр были организованы: магазин, парикмахерская, больница, служба ЖКХ и прочие сферы услуг, позволяющие девочкам успешно адаптироваться к самостоятельной жизни после окончания курса реабилитации.

Воспитанницам создавались конкретные проблемы бытового обслуживания и с их помощью (практических занятий) они решались.

Проводились масштабные мероприятия как: «Фестиваль профессий», на фестивале ребята имели возможность попробовать себя в работе различных студий и объединений центра, и определиться в каком направлении они хотели развивать свои способности, «Ярмарка самоопределения», где воспитанники знакомились и получали знания о профессиях.

Я считаю, что в процессе реализации проекта мы достигли поставленных целей, так как конечные результаты согласуются с первоначальными ожиданиями. Мы можем видеть результаты нашего труда: у воспитанниц сформировалось представление о разнообразии ролей женщин в современном обществе, повысилась самооценка, девочки научились вести домашнее хозяйство, планировать бюджет, правильно действовать в критических ситуациях, с девочками проведена была работа по развитию лидерских качеств и формированию умений организации различных мероприятий, кукольный театр малышам, декоративно-прикладное творчество - батик, бумагопластика, витраж и другое, результаты: призовые места в областном конкурсе «Байкальская звезда». Многие воспитанницы самоопределились в выборе профессии и потупили в профессиональные учебные заведения, где успешно их закончили. Получили такие профессии: штукатур-маляр, продавец, воспитатель, учитель физкультуры, две воспитанницы поступили в высшее учебное заведение.

На грант выигранный по данному проекту было закуплено оборудование для занятий в кабинет домоводство: кухонный гарнитур, чайник, кухонный комбайн, обеденная зона, холодильник, посуда, скатерти, салфетки, сырье для изготовления кондитерских изделий, строительные и отделочные материалы, заработная плата сотрудникам работающим по проекту.

Благодаря внедрению в реабилитационный процесс социального проектирования, воспитанники приобрели необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, стали полноправным членами общества.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Витражи»Мастер-класс «Витражи» В 2012 году на курсах повышения квалификации, которые проходили в городе Тамбове, я проходила стажировку на базе муниципального дошкольного.

Моя защита на курсах повышения квалификации.Моя защита на курсах повышения квалификации. Каждые пять лет, каждый педагог должен пройти курсы повышения квалификации или правильно сказать, пройти переподготовку при Кузбасском региональном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория и практика реализации социального проекта в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (из опыта работы)
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 09:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД