«Теремок». Занятие по развитию фонематического слуха в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Татьяна Терещенко
«Теремок». Занятие по развитию фонематического слуха в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Цель – развивать фонематический слух у детей с ЗПР.

Задачи:

• Познавательные:

• активизировать имеющиеся знания детей.

• Коррекционно – развивающие:

развивать фонематический слух;

• закреплять правильное произношение и различение звуков С – Ш;

• упражнять детей в звуковом разборе слова «домик»;

• упражнять в определении количества слогов в слове, в назывании гласных звуков в слове;

развивать внимание, логическое мышление при узнавании буквы в геометрической фигуре, при отгадывании ребусов.

• Воспитательные:

• воспитывать у детей желание оказывать помощь сказочным героям.

Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок». Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Звуковой разбор слов. Разгадывание ребусов.

Оборудование: Теремок. Игрушки: мышка, лисичка, лягушка, зайка, волк, плоскостные изображения мордочек этих животных, ребусы по картинке, зашифрованное слово (лиса). Предметные картинки: самолёт, собака, лист, капуста, автобус, домик, кошка, шапка, шкаф, ландыш, машина; лиса, мышка. «Птичка» для определения места звука в слове. Пеналы для звукового разбора слова.

Ход:

1. Вводная беседа. Разминка.

Дефектолог: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да.

Дефектолог: Назовите сказки, которые вы знаете (дети называют).

Дефектолог: А хотели бы оказаться в одной из сказок?

Дети: Да.

Дефектолог: Тогда пойдёмте в сказочный лес. Посмотрите у нас под ногами волшебная лесная дорожка. Эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идём по очень мягкой травке (дети, сняв тапочки, изображают, как они идут по мягкой травке). А сейчас мы с вами идём по песку, он становится всё горячее и горячее. … Ой! Он просто обжигает ноги! И вот мы вышли на лесную тропинку, идём по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам. … И пришли мы с вами в сказку. Садитесь быстрее, и посмотрим сказку (дети садятся).

2. Основная часть.

Дефектолог: Стоит в поле Теремок. Он не низок, не высок. Бежит мимо Мышка. Увидала Теремок, остановилась и спрашивает: «Пи – пи – пи, Терем – теремок! Кто в Тереме живёт?». А волшебный голос из Теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь, если выполнишь моё задание. Назови гласные звуки в словах».

Дефектолог: Ребята, давайте поможем Мышке.

«Назови гласные звуки в слове».

Дети называют гласные звуки в словах: избушка дорога, игра, звери, сказка, труба, мышка.

Дефектолог: Правильно всё сделали, поэтому двери волшебного Теремка открылись для Мышки. Вошла Мышка в Теремок и стала в нём жить. Ребята, а хотите узнать, кто следующий придет к Теремку?

Дети: Да.

Дефектолог: Давайте отгадаем зашифрованное слово. А буквы спрятались в геометрических фигурах. Назовите их.

«Узнай буквы».

Дети отгадывают слово «лиса».

Дефектолог: Прибежала Лисичка к Теремку. Увидала Теремок, остановилась и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в Тереме живёт

- «Пи – пи – пи, я – Мышка. А ты кто?»

- «А я – лисичка. Пусти меня к себе жить».

- «Теремок откроет тебе дверь, если ты выполнишь моё задание. Посмотри на картинки, звук ты первый назови, слово новое сложи».

Дефектолог: Ребята, давайте поможем Лисичке отгадать слова.

«Ребус».

Дети по картинке – ребус отгадывают слова.

Дефектолог: Молодцы, отгадали слова, поэтому двери волшебного Теремка открыты для Лисички. Вошла Лисичка в Теремок и стала в нём жить. Прискакала к Теремку Лягушка и спрашивает: «Ква – ква – ква, Терем – теремок! Кто в Тереме живёт

- «Пи – пи – пи, я – Мышка».

- «Я – лисичка. А ты кто?»

- «А я ква – ква, лягушка. Пустите меня жить».

- «Теремок откроет тебе дверь, если ты выполнишь моё задание. Отбери картинки, для меня – Лисы со звуком «С», а для Мышки – со звуком «Ш» и определи место этих звуков в слове».

Дефектолог: Ребята, давайте и лягушке поможем.

«Назови звук и определи место звука в слове».

На мольберте картинки Лисы и Мышки, на столе предметные картинки.

Дефектолог: Саша, возьми картинку и скажи, кому ты её подаришь и почему. Не забудь определить место звука в слове.

Дети выполняют задание.

Дефектолог: Хорошо справились с заданиями, и Лягушка предлагает вам отдохнуть.

Речь с движением.

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Дефектолог: Открылись двери волшебного Теремка и для Лягушки. Прискакал к Теремку Зайка и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в Тереме живёт

- «Пи – пи – пи, я – Мышка».

- «Я – лисичка».

- «Ква – ква, я - лягушка. А ты кто?»

- «А я – Зайка. Пустите меня жить».

- «Ква – ква, Теремок откроет дверь, если выполнишь моё задание. Выполни звуковой разбор слова «домик»».

Дефектолог: Ребята, поможем Зайке, сделаем звуковой разбор слова «домик»?

Самостоятельная работа. «Звуковой разбор».

Дети садятся за столы, выполняют разбор слова.

Дефектолог: Выполнили это задание, поэтому двери волшебного Теремка открыты для Зайки. Вошёл Зайка в Теремок и стал в нём жить. Прибежал к Теремку Волк. Увидал Теремок, остановился и спрашивает: «У – у – у, Терем – теремок! Кто в Тереме живёт?».

- «Пи – пи – пи, я – Мышка».

- «Я – лисичка».

- «Ква – ква, я - лягушка».

- «Я – Зайка. А ты кто?»

- «У – у – у, а я – Волк. Пустите меня к себе жить».

- «Теремок откроет дверь, если ты поселишь нас и себя правильно по этажам».

Дефектолог: Ребята, для выполнения этого задания нужно поделить слова на слоги. Животное с тремя слогами нужно поселить на этаж, где 3 окошка, с двумя слогами – на этаж, где 2 окошка, и с одним слогом – на этаж, где 1 окошко.

«Определи количество слогов в слове».

Дети распределяют животных по этажам.

3. Итог занятия.

Дефектолог: Молодцы, справились! И стали звери жить впятером: Мышка, Лисичка, Лягушка, Зайка и Волк. А кто помог подружиться зверям? Конечно же, вы и ваши знания. Ну, а нам пора возвращаться обратно в детский сад (возвращаемся в обратном порядке: сучки, шишечки, иголочки, горячий песок, мягкая травка).

Звуковой разбор слова ДОМИК.

«Теремок». Занятие по развитию фонематического слуха в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Определение количества слогов в слове.

Публикации по теме:

Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Теремок». Занятие по развитию фонематического слуха в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР
Опубликовано: 2 июня 2013 в 23:23
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...