«Теремок». Занятие по развитию фонематического слуха в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Татьяна Терещенко
«Теремок». Занятие по развитию фонематического слуха в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Цель – развивать фонематический слух у детей с ЗПР.

Задачи:

• Познавательные:

• активизировать имеющиеся знания детей.

• Коррекционно – развивающие:

развивать фонематический слух;

• закреплять правильное произношение и различение звуков С – Ш;

• упражнять детей в звуковом разборе слова «домик»;

• упражнять в определении количества слогов в слове, в назывании гласных звуков в слове;

развивать внимание, логическое мышление при узнавании буквы в геометрической фигуре, при отгадывании ребусов.

• Воспитательные:

• воспитывать у детей желание оказывать помощь сказочным героям.

Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок». Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Звуковой разбор слов. Разгадывание ребусов.

Оборудование: Теремок. Игрушки: мышка, лисичка, лягушка, зайка, волк, плоскостные изображения мордочек этих животных, ребусы по картинке, зашифрованное слово (лиса). Предметные картинки: самолёт, собака, лист, капуста, автобус, домик, кошка, шапка, шкаф, ландыш, машина; лиса, мышка. «Птичка» для определения места звука в слове. Пеналы для звукового разбора слова.

Ход:

1. Вводная беседа. Разминка.

Дефектолог: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да.

Дефектолог: Назовите сказки, которые вы знаете (дети называют).

Дефектолог: А хотели бы оказаться в одной из сказок?

Дети: Да.

Дефектолог: Тогда пойдёмте в сказочный лес. Посмотрите у нас под ногами волшебная лесная дорожка. Эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идём по очень мягкой травке (дети, сняв тапочки, изображают, как они идут по мягкой травке). А сейчас мы с вами идём по песку, он становится всё горячее и горячее. … Ой! Он просто обжигает ноги! И вот мы вышли на лесную тропинку, идём по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам. … И пришли мы с вами в сказку. Садитесь быстрее, и посмотрим сказку (дети садятся).

2. Основная часть.

Дефектолог: Стоит в поле Теремок. Он не низок, не высок. Бежит мимо Мышка. Увидала Теремок, остановилась и спрашивает: «Пи – пи – пи, Терем – теремок! Кто в Тереме живёт?». А волшебный голос из Теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь, если выполнишь моё задание. Назови гласные звуки в словах».

Дефектолог: Ребята, давайте поможем Мышке.

«Назови гласные звуки в слове».

Дети называют гласные звуки в словах: избушка дорога, игра, звери, сказка, труба, мышка.

Дефектолог: Правильно всё сделали, поэтому двери волшебного Теремка открылись для Мышки. Вошла Мышка в Теремок и стала в нём жить. Ребята, а хотите узнать, кто следующий придет к Теремку?

Дети: Да.

Дефектолог: Давайте отгадаем зашифрованное слово. А буквы спрятались в геометрических фигурах. Назовите их.

«Узнай буквы».

Дети отгадывают слово «лиса».

Дефектолог: Прибежала Лисичка к Теремку. Увидала Теремок, остановилась и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в Тереме живёт

- «Пи – пи – пи, я – Мышка. А ты кто?»

- «А я – лисичка. Пусти меня к себе жить».

- «Теремок откроет тебе дверь, если ты выполнишь моё задание. Посмотри на картинки, звук ты первый назови, слово новое сложи».

Дефектолог: Ребята, давайте поможем Лисичке отгадать слова.

«Ребус».

Дети по картинке – ребус отгадывают слова.

Дефектолог: Молодцы, отгадали слова, поэтому двери волшебного Теремка открыты для Лисички. Вошла Лисичка в Теремок и стала в нём жить. Прискакала к Теремку Лягушка и спрашивает: «Ква – ква – ква, Терем – теремок! Кто в Тереме живёт

- «Пи – пи – пи, я – Мышка».

- «Я – лисичка. А ты кто?»

- «А я ква – ква, лягушка. Пустите меня жить».

- «Теремок откроет тебе дверь, если ты выполнишь моё задание. Отбери картинки, для меня – Лисы со звуком «С», а для Мышки – со звуком «Ш» и определи место этих звуков в слове».

Дефектолог: Ребята, давайте и лягушке поможем.

«Назови звук и определи место звука в слове».

На мольберте картинки Лисы и Мышки, на столе предметные картинки.

Дефектолог: Саша, возьми картинку и скажи, кому ты её подаришь и почему. Не забудь определить место звука в слове.

Дети выполняют задание.

Дефектолог: Хорошо справились с заданиями, и Лягушка предлагает вам отдохнуть.

Речь с движением.

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Дефектолог: Открылись двери волшебного Теремка и для Лягушки. Прискакал к Теремку Зайка и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в Тереме живёт

- «Пи – пи – пи, я – Мышка».

- «Я – лисичка».

- «Ква – ква, я - лягушка. А ты кто?»

- «А я – Зайка. Пустите меня жить».

- «Ква – ква, Теремок откроет дверь, если выполнишь моё задание. Выполни звуковой разбор слова «домик»».

Дефектолог: Ребята, поможем Зайке, сделаем звуковой разбор слова «домик»?

Самостоятельная работа. «Звуковой разбор».

Дети садятся за столы, выполняют разбор слова.

Дефектолог: Выполнили это задание, поэтому двери волшебного Теремка открыты для Зайки. Вошёл Зайка в Теремок и стал в нём жить. Прибежал к Теремку Волк. Увидал Теремок, остановился и спрашивает: «У – у – у, Терем – теремок! Кто в Тереме живёт?».

- «Пи – пи – пи, я – Мышка».

- «Я – лисичка».

- «Ква – ква, я - лягушка».

- «Я – Зайка. А ты кто?»

- «У – у – у, а я – Волк. Пустите меня к себе жить».

- «Теремок откроет дверь, если ты поселишь нас и себя правильно по этажам».

Дефектолог: Ребята, для выполнения этого задания нужно поделить слова на слоги. Животное с тремя слогами нужно поселить на этаж, где 3 окошка, с двумя слогами – на этаж, где 2 окошка, и с одним слогом – на этаж, где 1 окошко.

«Определи количество слогов в слове».

Дети распределяют животных по этажам.

3. Итог занятия.

Дефектолог: Молодцы, справились! И стали звери жить впятером: Мышка, Лисичка, Лягушка, Зайка и Волк. А кто помог подружиться зверям? Конечно же, вы и ваши знания. Ну, а нам пора возвращаться обратно в детский сад (возвращаемся в обратном порядке: сучки, шишечки, иголочки, горячий песок, мягкая травка).

Звуковой разбор слова ДОМИК.

«Теремок». Занятие по развитию фонематического слуха в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР

Определение количества слогов в слове.

Публикации по теме:

Формирование и развитие фонематического слуха у дошкольников Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
«Теремок». Занятие по развитию фонематического слуха в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР
Опубликовано: 2 июня 2013 в 23:23
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...