МААМ-картинки

Тесто пластика и песочная техника для детей с ограниченными возможностями: «Ум ребенка находится на кончике пальцев». (2 фото)

Галина Молчанова
Тесто пластика и песочная техника для детей с ограниченными возможностями: «Ум ребенка находится на кончике пальцев».

Наше будущее – это наши дети.

А на сегодняшний день, по статистическим данным, в нашей стране число детей с ограниченными возможностями стремительно увеличивается.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей : "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Публикация «Тесто пластика и песочная техника для детей с ограниченными возможностями: „Ум ребенка находится на кончике пальцев“,» размещена в разделах

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся :

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Многочисленные психологи и педагоги, такие как: М. М. Безруких, М. В. Антропова, Л. Ф. Бережков и другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную работоспособность ребёнка, является здоровье, которое в свою очередь непосредственно зависит от организации воспитательно – образовательного процесса. Поэтому в коррекционных учреждениях необходимо использовать всё, что может помочь в решении этой проблемы.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети особенные, а значит и учить их надо по - особому, развивать каждую секунду, вливая не только умения и знания, но и надежду.

Естественно, что красной линией в нашем учреждении, как впрочем, как и во всех заведениях данного вида, ведется оздоровительно – коррекционная работа, направленная на оздоровление детей, поддержание и улучшение их психофизического здоровья. Специалисты проводят комплексные процедуры и занятия.

Немаловажное значение для развития детей с ОВЗ является развитие мелкой моторики и творчества. Как говорят ученые: «Ум ребенка находится на кончике пальцев». Следуя именно этой гипотезе, мы построили свое обучение именно на развитии творчества детей, обучению передавать свои чувства и мысли через поделки, рисунки. Обогащать кинестетику организма, развивая память и восприятие, так им необходимые.

На своих занятиях мы используем как классические методы, так и нетрадиционные.

В процессе работы дети раскрываются и раскрепощаются. У них появляется возможность прошептать о своих мечтах, рассказать о своих чувствах, прокричать о своей боли и переживаниях. Такое воздействие позволяет развивать в особенных детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Изобразительная деятельность является прекрасным фоном для реализации всех образовательных областей. Эта взаимосвязь имеет большой воспитательный и развивающий потенциал в обучении детей с различными ограничениями.

Так же перед нами стоит еще одна немаловажная задача: раскрыть все творческие потенциалы детей, найти одаренных.

На начальных этапах было интересно работать с бусинами, пуговицами и прищепками. Дети изготавливали бусы различной формы и величины, интересные панно из пуговиц и камешков, замечательные игрушки из разноцветных прищепок. И тут мы поняли, что надо двигаться дальше в этом направлении.

Свою работу мы продолжили, осваивая технику тесто пластики. Этот вид лепки, на наш взгляд, наиболее доступен и интересен детям, особенно если они видят весь процесс с начала: с замешивания и до окраски теста. У детей вызывает восторг сам процесс работы: разминание, скатывание шариков, колбасок, соединение деталей, просушка, роспись.

Тесто пластика и песочная техника для детей с ограниченными возможностями: «Ум ребенка находится на кончике пальцев».

Детские работы интересны и причудливы, в них видна радость и жизнелюбие.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда я использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование картинок, шапочек, игрушек и различных сценариев позволяет не только развивать познание и речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

Следующим шагом на пути к развитию творчества стало рисование на песке. Это удивительный способ превращения несчетного количества маленьких песчинок в единую картинку благодаря нескольким движениям пальцев.

Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии она установила два цинковых подноса (один наполовину наполненный песком, а другой водой) и формочки для игры с песком. Игрушки "жили" в коробке. Маленькие пациенты Института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли "миром". Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод "мировой методикой".

Мы со своими воспитанниками придумали целый сказочный мир игр с песком, в результате которых линии, круги, дуги превращаются во что то очень интересное, пробуждающее фантазию и параллельно успокаивающее своей сыпучестью, возможностью исправления в ту же секунду.

Фото «Ум ребенка находится на кончике пальцев»

В процессе таких упражнений как «Сделай отпечаток», «Веселые рыбки», «Археологи» и др. дети не только отдыхают и расслабляются, играя с песком, но и развивают свои познавательные функции, так необходимые для этой группы детей.

Для работы мы используем необычные, на первый взгляд, дополнительные приспособления: грабельки, дуги, расчески, гребенки, шарики. Все то, что помогает детям в процессе рисования.

Таким образом, для нас важно не только научить методам работы с тестом или песком, но и понаблюдать за тем, как дети проявляют себя в работе и контактируют друг с другом. Кто-то из них проявит себя лидером, кто-то — ведомым. Один будет играть обособленно, другой «распространится» на всю территорию песочницы. Вы заметите, что в песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом формируется эмпатия — способность понимать ближнего и сопереживать ему, а это на наш взгляд очень важно для наших детей.

Публикации по теме:

«Осенний пейзаж»«Осенний пейзаж» Вот и ушла от нас осень. Грустно, но впереди зима с ее белым снегом, Новым годом, лыжами, снежками. На последнем занятии нашего кружка.

Кружковая работа. «Корзина с фруктами»Кружковая работа. «Корзина с фруктами» Н вая работа детей с ограниченными возможностями, посещающими мой кружок "Разноцветная палитра". Работа выполнена в нетрадиционной технике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тесто пластика и песочная техника для детей с ограниченными возможностями: «Ум ребенка находится на кончике пальцев».
Опубликовано: 11 февраля 2013 в 17:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД