Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста

Оксана Гуляева
Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста

Ф. И. О- Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории

Место работы– МБДОУ «Кэскил»с. Туора-КюельТаттинского улуса Республики Саха (Якутия)

«Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста»

Родителей и педагогов, конечно же всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук, достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и, - особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.).

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Еще Ф. Энгельс писал: «Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко всем новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям – только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она могла какбы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини. (К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. т. 20. стр. 488). Иными словами, Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, - в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с трудовыми процессами. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов). Так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – которая контролирует мышление, речь и поведение. Для нормального психического развития детей необходимо отработать следующие движения:

- движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свертывание в трубочку;

- мимические движения: надувание щек, вытягивание губ трубочкой, хмурое сдвигание бровей, улыбка;

- движения нижней челюстью вправо-влево.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. (Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости).

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускается переутомление. Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волны.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

-Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Складывание матрешек.

- Рисование в воздухе.

- Игры с песком, водой.

- Резать ножницами.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат. С помощью таких материалов, как глина, пластилин, а также соленое тесто, можно сделать много интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похвастаться «Это я сделал сам!».

Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, украшая свое жилище, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего «Я». Возможность творить – главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом.

Технологические особенности тестопластики: наличие множества мелких деталей. Закручивание, вытягивание, переплетение частей, склеивание, смазывание, нанесение узоров – все это является прекрасной возможностью для разрабатывания мелкой моторики рук, которая играет большую роль в развитии речи и логического мышления. Занимаясь лепкой, ребенок успокаивается, становится более уравновешенным и внимательным.

Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. С помощью таких жаворонков, тетерок, дети призывали весну, дарили их друг другу, вкладывая в подарок символический смысл. Соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с ним доставляет удовольствие и радость детям и многим взрослым. Настенные украшения, забавные игрушки – сувенирчики, детские игры… А какие отличные можно сделать подарки: рамочки для фотографий, маленькие вазочки, ангелочки… - все это можно сделать из соленого теста. Такие украшения обладают живой, теплой, домашней аурой, ведь, создавая их, вы вкладываете в них частичку своей души. Все это придаст неповторимое очарование интерьеру вашей кухни, комнаты и подчеркивает индивидуальный стиль вашего дома. Процесс лепки из тесте одинаково захватывает и взрослого, и ребенка. С самого раннего детства малыш стремится участвовать в кулинарном процессе, начиная с игры в куличики, заканчивая желанием помочь маме на кухне.

В качестве инструментов для лепки используется самая обычная домашняя утварь: скалка, доска для раскатывания теста и т. д. Занятия тестопластикой помогут ребенку ощутить себя творцом, развить воображение и фантазию, эстетический вкус. Сувениры выполненные таким оригинальным способом привлекательны, долговечны, легки в изготовлении. Тестопластика не требует дополнительных материальных затрат – мука, соль и вода всегда есть в доме.

Материалы и инструменты необходимые для лепки из соленого теста.

Материалы:

- мука;

- соль мелкого помола;

- вода холодное;

- масло растительное.

Инструменты:

- скалка;

- ножи;

- ножницы;

- вилка;

- трафареты;

- формочки;

- ситечки.

Порядок работы

Рецепт приготовления соленого теста: мука 2 стакана, соль – 1 стакан, вода ѕ стакана, масло растительное – 2 столовой ложки. Смешать муку с солью в глубокой емкости, добавить воду и масло. Тщательно вымесить тесто руками пока оно не станет однородным и эластичным. Хорошо вымешанное тесто – крутое и мягкое – не должно липнуть к рукам и рваться при растяжении.

Окрашивание.

Лепить можно сразу из крашеного теста. В таком случае при замешивании теста, добавляется разведенная в воде гуашь. Вылепленное и высушенное изделие можно расписать. Для этого используется: гуашь, акварель.

Сушка.

- Воздушная сушка. Изделие сушится на воздухе в теплом месте. Время сушки 5-8 дней. В процессе воздушной сушки тесто остается естественного светлого цвета.

- Сушка в духовке. Начинать сушку следует с низкой температуры (от 750С) и сушить 1 час, затем температуру можно повысить до 100-150 градусов.

Чтобы придать особую звучность и прочность, готовое изделие со всех сторон покрывают лаком.

Хранение.

Соленое тесто может долго храниться в целлофановом пакете в холодильнике.

Литература:

1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Издательство «Лань», 1999. – 80 с.

2Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. – Самара: Корпорация «Федоров», 1997. – 48 с.

3. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Кн. для воспитателей детского сада и родителей (Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. Н. Булычева и др. Под ред. О. М. Дьяченко, Е. А. Агаевой. – М. : Просвещение, 1991. – 64 с.

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд. испр. – М. : Просвещение, 1988. – 64 с.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М. : Издательство «Айрис», 2005. – 130 с.

6. Шеловских Е. Развитие мелкой моторики / Дошкольное воспитание. 2000, №5, с. 61-63.

7. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. (О формировании предложений в речи детей). – М. : Просвещение, 1966. – 96 с. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : Просвещение, 1976. – 127 с.

8. Крупенчук О. Н. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «ЛИТЕРА», 2005. – 32 с.

Публикации по теме:

Эссе «Моя профессия — воспитатель» Гуляева Оксана Николаевна – воспитатель высшей категории, Отличник образования Республики Саха (Якутия) с. Туора-Кюель МБДОУ «Кэскил», Таттинский.

Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников (работа с родителями) Ф. И. О –Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории Место работы:МБДОУ «Кэскил» с. Туора-Кюель. Таттинский улус Республика Саха.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 09:37
+362Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 390.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конструирование из бумаги «Гусенички»
Конструктивная деятельность даёт возможность развивать у детей творческое воображение, мышление. На занятиях по художественному конструированию мы создаём...
Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять...
Сценарий праздника «В гости к нам пришла Весна» в средней группе
Конспект праздника «В гости к нам пришла Весна»В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Дети заходят в зал под музыку и встают полукругом. Ведущий: Взгляните, как стало...
Консультация «Семья всего дороже»
На эту консультацию меня натолкнули воспоминания о фильме «Доживём до понедельника». Помните, там есть эпизод, когда ученикам предложили написать...
Содержание образовательной среды во второй младшей группе
Физическое развитие Физкультурный уголок: Обручи, кегли, мячи, скакалки, Массажные коврики, флажки, гимнастические палки, кольца, атрибуты для проведения...