Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста

Оксана Гуляева
Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста

Ф. И. О- Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории

Место работы– МБДОУ «Кэскил»с. Туора-КюельТаттинского улуса Республики Саха (Якутия)

«Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста»

Родителей и педагогов, конечно же всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук, достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и, - особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.).

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Еще Ф. Энгельс писал: «Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко всем новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям – только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она могла какбы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини. (К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. т. 20. стр. 488). Иными словами, Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, - в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с трудовыми процессами. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов). Так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – которая контролирует мышление, речь и поведение. Для нормального психического развития детей необходимо отработать следующие движения:

- движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свертывание в трубочку;

- мимические движения: надувание щек, вытягивание губ трубочкой, хмурое сдвигание бровей, улыбка;

- движения нижней челюстью вправо-влево.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. (Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости).

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускается переутомление. Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волны.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки.

-Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

- Складывание матрешек.

- Рисование в воздухе.

- Игры с песком, водой.

- Резать ножницами.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат. С помощью таких материалов, как глина, пластилин, а также соленое тесто, можно сделать много интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похвастаться «Это я сделал сам!».

Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, украшая свое жилище, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего «Я». Возможность творить – главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом.

Технологические особенности тестопластики: наличие множества мелких деталей. Закручивание, вытягивание, переплетение частей, склеивание, смазывание, нанесение узоров – все это является прекрасной возможностью для разрабатывания мелкой моторики рук, которая играет большую роль в развитии речи и логического мышления. Занимаясь лепкой, ребенок успокаивается, становится более уравновешенным и внимательным.

Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. С помощью таких жаворонков, тетерок, дети призывали весну, дарили их друг другу, вкладывая в подарок символический смысл. Соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с ним доставляет удовольствие и радость детям и многим взрослым. Настенные украшения, забавные игрушки – сувенирчики, детские игры… А какие отличные можно сделать подарки: рамочки для фотографий, маленькие вазочки, ангелочки… - все это можно сделать из соленого теста. Такие украшения обладают живой, теплой, домашней аурой, ведь, создавая их, вы вкладываете в них частичку своей души. Все это придаст неповторимое очарование интерьеру вашей кухни, комнаты и подчеркивает индивидуальный стиль вашего дома. Процесс лепки из тесте одинаково захватывает и взрослого, и ребенка. С самого раннего детства малыш стремится участвовать в кулинарном процессе, начиная с игры в куличики, заканчивая желанием помочь маме на кухне.

В качестве инструментов для лепки используется самая обычная домашняя утварь: скалка, доска для раскатывания теста и т. д. Занятия тестопластикой помогут ребенку ощутить себя творцом, развить воображение и фантазию, эстетический вкус. Сувениры выполненные таким оригинальным способом привлекательны, долговечны, легки в изготовлении. Тестопластика не требует дополнительных материальных затрат – мука, соль и вода всегда есть в доме.

Материалы и инструменты необходимые для лепки из соленого теста.

Материалы:

- мука;

- соль мелкого помола;

- вода холодное;

- масло растительное.

Инструменты:

- скалка;

- ножи;

- ножницы;

- вилка;

- трафареты;

- формочки;

- ситечки.

Порядок работы

Рецепт приготовления соленого теста: мука 2 стакана, соль – 1 стакан, вода ѕ стакана, масло растительное – 2 столовой ложки. Смешать муку с солью в глубокой емкости, добавить воду и масло. Тщательно вымесить тесто руками пока оно не станет однородным и эластичным. Хорошо вымешанное тесто – крутое и мягкое – не должно липнуть к рукам и рваться при растяжении.

Окрашивание.

Лепить можно сразу из крашеного теста. В таком случае при замешивании теста, добавляется разведенная в воде гуашь. Вылепленное и высушенное изделие можно расписать. Для этого используется: гуашь, акварель.

Сушка.

- Воздушная сушка. Изделие сушится на воздухе в теплом месте. Время сушки 5-8 дней. В процессе воздушной сушки тесто остается естественного светлого цвета.

- Сушка в духовке. Начинать сушку следует с низкой температуры (от 750С) и сушить 1 час, затем температуру можно повысить до 100-150 градусов.

Чтобы придать особую звучность и прочность, готовое изделие со всех сторон покрывают лаком.

Хранение.

Соленое тесто может долго храниться в целлофановом пакете в холодильнике.

Литература:

1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Издательство «Лань», 1999. – 80 с.

2Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. – Самара: Корпорация «Федоров», 1997. – 48 с.

3. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Кн. для воспитателей детского сада и родителей (Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. Н. Булычева и др. Под ред. О. М. Дьяченко, Е. А. Агаевой. – М. : Просвещение, 1991. – 64 с.

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд. испр. – М. : Просвещение, 1988. – 64 с.

5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М. : Издательство «Айрис», 2005. – 130 с.

6. Шеловских Е. Развитие мелкой моторики / Дошкольное воспитание. 2000, №5, с. 61-63.

7. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. (О формировании предложений в речи детей). – М. : Просвещение, 1966. – 96 с. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : Просвещение, 1976. – 127 с.

8. Крупенчук О. Н. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «ЛИТЕРА», 2005. – 32 с.

Публикации по теме:

Эссе «Моя профессия — воспитатель» Гуляева Оксана Николаевна – воспитатель высшей категории, Отличник образования Республики Саха (Якутия) с. Туора-Кюель МБДОУ «Кэскил», Таттинский.

Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников (работа с родителями) Ф. И. О –Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории Место работы:МБДОУ «Кэскил» с. Туора-Кюель. Таттинский улус Республика Саха.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Орфография
Автор публикации:
Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2013 в 09:37
+362
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 390.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....