Лучший педагог года

Типологическая характеристика детей дошкольного возраста

Елизавета Спасова
Типологическая характеристика детей дошкольного возраста

Типологическая характеристика детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст, занимающий по шкале физического развития ре-бенка период времени вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Дошкольный возраст включает в себя младенчество (до 1 года, преддошкольный (от 1 года до 3 лет) и старший дошкольный (от 3 до 7лет) периоды жизни ребенка. Ведущую роль в развитии личности играет активность самого ребенка, проявляющаяся в различных видах его деятельности. Такими видами в дошкольном возрасте являются деятельность общения, предметная деятельность, игра, учение, элементарная трудовая деятельность [16].

Публикация «Типологическая характеристика детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольный возраст включает в себя первые семь лет жизни. В ходе данного возраста малыш обретает почти все из того, что остается с ним на долгое время, определяя его как индивидуальность и последующее умственное формирование. С точки зрения развития малыша как личности дошкольный этап допускается распределить на три части. Первая из них принадлежит к возрасту 3-4 года, и в основном сопряжена с укреплением психологической саморегуляции дошкольника. Вторая включает годы с 4 вплоть до 5 лет и относится к высоконравственной саморегуляции воспитанника, а третья принадлежит к возрасту примерно 6-7 лет и содержит развитие деловых индивидуальных качеств малыша [30].

В этот период формируется чувственный этап познания мира посред-ством деятельности в комплексе анализаторов, развития представлений, воображения, памяти, мышления, речи. Усиленно развивается логическое мышление, формированию чувственного этапа познания рождаются элементы абстрактных рассуждений. Мир в сознании дошкольника предстает таким, каким он его видит, иногда расценивая фантазию как реальность.

Дошкольный период развития является началом всестороннего развития и формирования личности. Это уникальный, единственный в своем роде возраст. В дошкольном детстве происходит бурное психическое и физическое развитие ребенка, закладываются основы его личности. От пятилетнего ребенка до взрослого человека только шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. Особенностью дошкольного периода жизни человека, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода [4].

В дошкольный период происходит интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Постепенно развиваются внутренние органы, увеличиваются мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для более высокого психического и личностного развития. Изменяется восприятие. У ребенка повышается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предмет, выявляет его основные свойства и признаки. Дети - дошкольники с удовольствием рассматривают картинки, слушают музыку, смотрят детские спектакли. Они способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Внимание и память преобладают у ребенка в непроизвольной форме. Ребенок внимателен к непосредственно вызывающему интерес объекту или ситуации, а запоминает непроизвольно. К концу дошкольного периода ребенок в значительной степени осваивает родную речь: обогащается словарь, происходит дальнейшее совершен-ствование грамматического строя, появляется речевое мышление.

В дошкольном возрасте закладывается основание личности: складываются главные мотивационные, инструментальные и стилевые черты. Мотивационные принадлежат к интересам воспитанника, тем целям и задачам, которые он перед собою устанавливает, к его главным потребностям и мотивам действия. Инструментальные черты включают предпочитаемые дошкольником ресурсы свершения определенных целей, удовлетворения важных потребностей, а стилевые затрагивают характер, темперамент, методы действия.

Следовательно, весь период дошкольного детства просматривается тен-денция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. К концу дошкольного периода, в условиях целевого, обучающего общения с взрослыми возникают более сложные субъектные произвольные формы психической познавательной активности, направленные на определенный познавательный результат и включающие элементарные приемы умственного преобразования материала. Эти формы психики обнаруживают деятельностную структуру. Поэтому дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной деятельности [6].

В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрос-лых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращает-ся, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций, в системе общественных отношений [61].

Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок по-лучает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится социально адаптироваться, поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус.

В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается. К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его социальной адаптации, относят потребностно-мотивационную сферу (потребности, цели, мотивы, установки и т. п., эмоциональные и интеллектуальные свойства, а также некоторые характерологические и психолого-педагогические особенности.

Дошкольный возраст с полным правом можно считать начальным периодом развития социального капитала. Рассматривать его следует в нескольких направлениях (О. И. Кокорева). Первое направление — формирование социально-нравственных представлений, лежащих в основе общественного поведения человека. Предпосылками их формирования выступают происходящие в дошкольном возрасте изменения в личностном развитии ребенка: ориентировка поведения на принятые в обществе нравственные нормы; возникновение внутренних этических инстанций — принятых субъектом социальных требований, непосредственно слитых с соответствующими эмоциональными переживаниями; формирование образа Я и образа мира; появление опосредованной мотивации поведения; развитие произвольности.

Второе направление - внутренние этические инстанции, возникающие с постепенным отделением поведения ребенка от поведения взрослых, становлением у него способности действовать самостоятельно, без постоянной помощи со стороны родителей. В своем развитом виде они могут либо выражаться в нравственных убеждениях, то есть в мотивирующих поведение знаниях, либо оставаться на уровне нравственных чувств — непосредственного переживания того, что хорошо и что плохо [4].

Третье направление развития социального капитала в дошкольном дет-стве — приобретение ребенком собственного опыта социально-нравственной деятельности. Это представления, сформированные в ходе восприятия явлений окружающего мира и своих эмпирических обобщений ситуаций социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками; освоенные способы действий и поведения; опыт отношений с социальным миром, имеющий для ребенка ценностный смысл. Формирующиеся в ходе взаимодействия с другими людьми социальные отношения строятся, согласно нравственным нормам, в форме долженствования определенной модели поведения.

Социальный капитал проявляется в умениях ребенка реализовывать социально-нравственные представления в действиях, участвовать в подготовке и проведении совместных видов деятельности, а также во владении способами проявления сочувствия, сопереживания. Он развивается на основе обобщения опыта взаимодействия в различных видах детской деятельности и, прежде всего, в сюжетно-ролевой игре, потенциально несущей в себе начала диалектики общественных отношений, формы социальных связей и ситуаций. Нормативные правила поведения в игре воспринимаются детьми как объективно должные, добровольно принятые и обязательные, их усвоение происходит в эмоционально привлекательных условиях [15].

Исследователь считает, что становление первоначальных основ социального капитала в дошкольном детстве происходит в единстве двух взаимосвязанных процессов — непосредственного и опосредованного развития. Непосредственное развитие осуществляется в ходе личностного роста детей, их социализации, свободного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, то есть спонтанно приобретаемого опыта. Опосредованное развитие совершается в процессе целенаправленного воспитания в семье и дошкольном учреждении, которые являются первыми в жизни человека формами существования структурного социального капитал. Вкладывая ценностный смысл в свое поведение в семье, ребенок приобщается к семейным ценностям, овладевает ими на субъектном уровне, инте-риоризирует их. Педагог дошкольного учреждения играет важную роль в реализации процессуальной стороны приобщения дошкольников к цен-ностям, выступая посредником между ребенком и социальным миром, организуя различные виды совместной детской деятельности, используя специальные педагогические средства, в том числе педагогическое общение, обращенное к эмоциональной сфере детей.

По мнению О. А. Шаграевой, основной спецификой этого периода яв-ляется изменение социальных условий (социальная ситуация развития, в ко-торых живет ребенок. Ребенок делается более самостоятельным, со стороны взрослых к нему повышаются требования, у него изменяется система отноше-ний, как со сверстниками, так и со взрослыми. Ребенок начинает переживать внутренний разлад между своими желаниями и потребностями быть, как большой и недостатком физических и психических возможностей соответст-вовать этому. Возникает кризисная ситуация. Разрешение возрастного кри-зиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить свою инициативу, и системе социальных связей, спо-собствующих личностному росту [58].

Самой выразительной особенностью дошкольников является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в так называемом кризисе трех лет, когда ребенок, порою неожиданно для взрослых, заявляет свои права на самостоятельность. У детей постепенно начинает складываться осознанное представление о себе самих, о том кто они и какие они. Для всех исследователей, изучавших кризис 3-х лет, очевидно, что главные изменения в этот период сосредоточены вокруг «оси Я». Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфических проявлений – упрямством, негативизмом, протестом против близких взрослых, строптивостью, стремлением к деспотическому управлению окружающими. Новообразованием кризиса 3-х лет называется также возникновение системы Я, проявление «личного действия» и чувства «Я сам».

Дошкольное детство представляется подходящим временем с целью формирования креативных способностей, благодаря тому что, что в данном периоде ребята весьма любознательны, у них есть большое стремление постигать находящуюся вокруг вселенную. И отец с матерью, подбадривая любознательность, сообщая ребятам знания, привлекая их в разные типы деятельности, содействуют расширению детского опыта. А увеличение опыта и знаний - необходимая предпосылка с целью предстоящей созидательной работы. Помимо этого, мышление дошкольников более открыто, нежели понимание наиболее старших ребят. Оно пока не задавлено догмами и стандартами, оно наиболее самостоятельно. А данное свойство нужно всякими способами совершенствовать [33].

В условиях дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно нахо-дится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения. На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и услож-няющаяся деятельность ребенка.

В этом возрасте возникает первый схематичный абрис цельного дет-ского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. У ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, результат деятель-ности людей. Также в этом возрасте возникают первичные этические инстан-ции: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими: «Красивое не может быть плохим». В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и вы-сказанным обещанием самого ребенка (принцип данного слова») благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям [62].

Игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов

Игра – деятельность, в которой воображаемый план позволяет ребенку познавать социальный мир. Здесь познание имеет особое значение, так как оно позволяет содержательно и интересно приобщаться к жизни и деятельности взрослых. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра для ребенка – это не только удовольствие и радость, что само по себе важно. Этот мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, развивается. С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение – качества, необходимые для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает знания, умения, навыки, развивает способности, подчас даже не догадываясь об этом. Стоит только уделять немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, становиться более зрелым. Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоцио-нальные потребности, складывается характер, проектируется человеческая личность.

В период дошкольного детства ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Интерес к игре сверстника приводит к попыт-кам установить определенные отношения. С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. А в совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого [57].

Таким образом, необходимо отметить, что основные новообразования дошкольного возраста :

- формирование основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосред-ственные побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника : обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувст-ва;

- расширение сфер деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения. Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.);

- в этот период детства интенсивно идет познавательное развитие. До-школьник овладевает родным языком.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста Ранее детство (1-3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования.

Характеристика моделей как средства формирования представлений об окружающем у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу использования метода моделирования у дошкольников. 2. Дать характеристику.

Характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста Характеристика нравственного воспитания детей дошкольного возраста Культура поведения – это сумма поступков определяющих внутреннюю культуру.

Характеристика разных видов темперамента у детей ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как.

Курсовая «Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей дошкольного возраста. Общая характеристика работы» Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей дошкольного возраста О Г Л А В Л Е Н И Е Введение 3 Общая характеристика.

Психологическая характеристика детей дошкольного и младшего школьного возрастов На третьем году жизни существенно изменяется характер общения. Собственно, как отмечает Л. С. Выготский, кризис З лет в атмосфере перестройки.

Психолого-физиологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка:.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной.

Психолого -педагогическая характеристика детей с ЗПР Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР: значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности,.

Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Творческий проект для детей раннего дошкольного возраста «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Составил воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Типологическая характеристика детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 20:13
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД