О толерантности

Валентина Веселова
О толерантности

Цель: научить детей в игре сформировать навыки доброжелательного и уважительного поведения к окружающим.

Мы часто стали слышать слово «толерантность». Что же оно означает? Толерантность/ в переводе с латыни/ - терпение. Это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям. Словарь Брокгауза и Эфрона сводит толерантность, в основном, к веротерпимости. Словарь Даля трактует «терпимость», как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению.

В соответствии с Декларацией принципов толерантности, она определяется следующим образом: ценность и социальная норма гражданского, общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества, быть различными, обеспечение устойчивой гармонии между различными концессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

В отличии от «терпимости» / терпеть – не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-либо бедственное, тяжелое, неприятное/, «толерантность» - это готовность принимать поведения и убеждения, которые отличаются от собственных, даже, если вы не соглашаетесь или не одобряете их.

Декларация принципа толерантности была принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1955 года. Теперь это день ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Россия – многонациональная страна, на ее территории проживает множество народов, каждый со своей историей, традициями. Толерантность – это не безразличие, а уважение и правильное понимание других культур.

Очень важно в современном мире признать такие ценности, как согласие, компромисс, терпимость, понимание, сочувствие, преемственность. Толерантность формируется с раннего детства. Дошкольный возраст очень важен в развитии личности ребенка, когда развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности.

Наша задача – сформировать у ребенка навыки доброжелательного и уважительного поведения, учить воспринимать окружающий мир, развивая культуру поведения, хорошие манеры и привычки, культуру межличностного общения, учить жить в мире непохожих друг на друга людей.

По определению Декларации принципов толерантности, «толерантность» - это «гармония в многообразии. Задача взрослых, и воспитателей в частности, заключается в том, чтобы дети почувствовали свою ценность и индивидуальность, а также ценность и индивидуальность окружающих людей. Дети должны почувствовать, что живут в добром, светлом, любвеобильном мире.

Первое, что дети слышат от нас, взрослых, это свои имена. Мы называем их ласково: Аня-Анечка, Маша - Машенька и т. п. Читая и рассказывая сказки, учим доброте, дружбе. Ведь репку в сказке вытащила не мышка, а все вместе. В день рождения ребенка мы все вместе встаем в хоровод и поздравляем именинника. Наша задача донести до детей, что мы все разные, но это и хорошо. Если будет все одинаковое, то будет неинтересно и не красиво. Например, все будут любить только красные яблоки и только желтые цветы.

Игра в жизни ребенка – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Нужно, как можно чаще играть с ними в словесные игры, после которых можно сделать вывод, что однообразие – это скучно. Можно предложить детям простые вопросы:

*Назови любимое животное

*Твой любимый фрукт

*Твой любимый мультфильм

Сделать акцент на то, что детей много, ответов много, они все разные. Нужно учить принимать любой ответ, у каждого свое мнение. Очень хорошо, когда дети принимают друг друга такими, какие они есть, не зависимо от цвета кожи, волос, глаз и каких – то других различий.

Легко работать, когда родители являются союзниками в решении этой проблемы. Атмосфера в семье существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. Согласно представлениям Г. Олтера: «Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семье, с принимающей атмосферой. Их любят и принимают вне зависимости от того, что и как они делают. Наказаний в таких семьях суровых не бывает, ребенок не вынужден каждую минуту подавлять свои импульсы, во избежание родительского гнева.

В своей работе мы используем такие формы контактов с родителями: собрания, консультации, развлечения, фотовыставки, праздники и т. д. Но если родители не нашли компромисс в общении друг с другом, не учат быть терпимыми, добрыми, отзывчивыми, то не будет дружного коллектива у детей. Поэтому наша задача создать такой микроклимат в группе, чтобы все хотели общаться друг с другом или проявляли толерантность /терпение и

уважение/.

В общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в направлении: «Социально - личностное развитие» говорится о развитии умений дошкольников согласовывать тему игры (игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д., самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры.

Хорошо поиграть в игры:

*Ласковые имена/установление положительного контакта между детьми. Ход игры: Ведущий предлагает назвать соседа ласковым именем,так чтобы ему было приятно.

*Сообщества любителей….

Ход игры: Ведущая говорит, что мы все очень разные и в то же время, чем – то друг на друга похожи и предлагает встать в кружок любителей…/например – мороженого или конфет и т. п. /.Играя, дети делают вывод, что у них много общего.

*Встаньте те, у кого …./развитие внимания, наблюдательности /Ход игры: Дети сидят на ковре, ведущая просит встать тех, у кого карие глаза; у кого светлые волосы; кто любит петь и т. д.

*Магнитики /создание положительного эмоционального фона /Ход игры: Дети ходят по игровой комнате и по сигналу воспитателя выполняют действия:

Один хлопок – приседают

Два хлопка – объединяются по двое

Три хлопка – по трое

Четыре – встать в общий круг

Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным, успешным комфортно чувствующим себя в социуме, думая, что его ребенка не коснутся проблемы. Общество постоянно меняется, меняются и проблемы. Одна из них - нарушение толерантности. «Давайте жить дружно!» - девиз наших детишек в группе.

Успехов всем в нелегком труде!

Публикации по теме:

Что такое толерантность? Консультация для родителей. Что такое толерантность? Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском.

Игровое занятие по формированию толерантности у младших школьников «Передай добро по кругу» Игровое занятие «Передай добро по кругу». 1 класс. Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и.

Автор публикации:
О толерантности
Опубликовано: 14 октября 2013 в 22:47
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...