Лучший педагог года

Традиции и обычаи русского народа. Мини-проект «Святки»

Любовь Свиридова
Традиции и обычаи русского народа. Мини-проект «Святки»

Традиции и обычаи русского народа. Мини-проект

Введение.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский в своей педагогической системе взял за основу народное начало : «Есть только одна для всех прирожденная наклонность, на которую может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Удивительно ли, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Публикация «Традиции и обычаи русского народа, Мини-проект „Святки“» размещена в разделах

Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала, так как это «область духовной культуры человечества, которая, выражая мировоззрение народных масс, объективно представляет собой образно-художественное (осознанное или не осознанное ими в качестве такового) отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа».

Сила воздействия фольклора заключается в единстве идеи и эмоций, рождающихся в результате общения с ним. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов. Воспитание детей на материале русского на-родного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры — значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как общечеловеческая культура — это собрание национальных достижений.

Актуальность проекта.

С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли глубокий духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе постарались использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Проект был реализован в течение двух недель.

Вид проекта «Рождественские Святки» : познавательно-развлекательный. Продолжительность 2 недели.

Участники проекта: руководитель кружка «Горница», музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.

Цель проекта «Рождественские Святки» :

Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.

Задачи проекта на детей:

- Познакомить детей историей возникновения и традициями празднования на

Руси и, в частности на Кубани, праздника «Рождество Христово» и

«Рождественскими Святками».

- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их

обычаях, традициях, особенностями фольклора и национальных костюмах.

- Развивать в детях умение применять полученные знания, представления в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой, вокальной, артистической) .

Задачи проекта на родителей:

-Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным праздником «Рождественские Святки».

- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к старинным

русским обычаям, традициям, фольклору и костюму.

- Способствовать активному привлечению и участию родителей в подготовке и проведению праздника «К нам на Святки пришли колядки».

Задачи проекта на педагогов.

- Создание сценария праздника, подбор музыкального материала.

- Создание среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.

- Пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-

творческой деятельности детей.

I этап Познавательный

Цель: сформировать у детей знания и представления о народном празднике «Рождество Христово», «Святки»

Задачи:

1. Сформировать знания и представления детей об истории возникновения, обычаях и традициях празднования на Руси праздника «Рождество Христово» и «Святки».

2. Сформировать знания и представления детей о разновидностях фольклора.

3. Сформировать знания и представления детей об особенностях традиционного русского народного костюма.

На протяжении первого периода ребята рассматривали икону Рождества Христова, с помощью ветепного театра дети знакомились с историей возникновения праздника «Рождество Христово» и следующими за ним Святыми вечерами или как их ещё называют «Святки», узнавали традиции, песни-колядки, старинные детские игры, обряды, связанные с этим праздником. Мы рассказывали им, что Святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

Подготовительная работа

- Беседы на темы: «История праздника Рождество Христово»,

«Легенда о Рождественской ёлочке».

- Занятия на темы: «Рождество Христово», «Святая ночь».

- Вертепный кукольный театр.

- Продуктивная деятельность.

- Организация выставки «Рождественские ёлочки»

II этап Эмоционально-мотивационный

Цель: сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к празднику.

Задачи:

- Вызвать у детей желание изучать народные обычаи, традиции и фольклор.

- Вызвать у детей интерес к изучению национального костюма.

- Изготовление театрального реквизита: маски, костюмы ряженых.

- Привлечение родителей на открытые занятия, участие в беседе.

- Проведение Святочных Гуляний.

На этом периоде творческого проекта воспитанники кружка «Горница» мастерили атрибуты Святочных гуляний – раскрашивали маски ряженых, знакомились с народным костюмом, а также участвовали в оформлении приглашений для родителей и гостей.

Важным этапом была подготовка костюмов к гуляниям. Традиционные костюмы ряженых - волк, лисичка, кошка, мышка, мехоноша (тот, кто будет нести мешок, мальчик со звездой, русские костюмы. Народный костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапра-дедушкой). Всё это приобщает детей к истории, традициям своего народа, его корням. На протяжении всего учебного года дети знакомятся с русским народным костюмом, учатся видеть в современной одежде элементы старинных костюмов, фрагменты орнаментов, украшений.

На репетициях, дети учились исполнению песен-колядок без музыкального сопровождения.

Следующим этапом было проведение Святочных гуляний. Это мероприятие совпало с традиционным проведением народного праздника на Руси – под старый Новый год (13 января). Очень важно, что такие праздники включают в себя фольклор: заклички, песни-колядки, старинные православные детские игры. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Вместе с нами, педагогами, ребята одевались в костюмы ряженых, а затем с удовольствием заходили в группы и кабинеты нашего ДОУ, приветствуя воспитателей и детей традиционными песнями-колядками, исполняли роли различных героев, интонацией передавая характер героя.

III этап Театрализованная деятельность.

Цель: формирование интереса к театральной деятельности.

Задачи:

- Знакомить детей со старинными народными детскими играми.

- Формировать у детей умение организовывать и принимать участие в народных играх.

- Знакомить детей с шумовыми народными музыкальными инструментами.

- Развивать творческие способности детей: дикцию, учить строить диалоги.

- Отработка диалогов, разучивание музыкальных номеров.

- Ритмопластика (движения под музыку). Русская народная песня «Как на

тоненький ледок».

- Разучивание стихов, песен – колядок.

- Индивидуальная работа: показ и отработка движений разных персонажей.

- Игровые обучающие ситуации, диалоги между персонажами.

- Репетиции.

- Проведение праздничного представления «К нам на святки пришли колядки».

Конечной частью проекта стало проведение красочного музыкального детского праздника «К нам на Святки пришли колядки». Этот праздник напомнил о том, как на Руси наши предки встречали и праздновали «Рождество Христово» и следующие за ним Святки.

В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.

При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.

Перспективный план реализации мини-проекта «Традиции и обычаи русского народа.

Рождественские Святки

Дата проведения Название мероприятия Ответственный

Четверг

9 января Рассказ о происхождении праздника Рождества Христова. Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Пятница

10января Обычаи и традиции русского народа. Святки.

Заучивание колядок,частушек с детьми. Муз. руководитель

Свиридова Л. Н

Понедельник

13 января «Легенда о Рождественской ёлочке».

Пение «В лесу родилась елочка»

Муз. руководитель

Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Вторник

14января Традиции Васильева дня.

Развлечение «Рождественское приключение снеговичков» Муз. руководитель

Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Среда

15 января Конструирование «Ангелочек».

Семинар –практикум для воспитателей «Народные традиции. Святки» Муз. руководитель

Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Четверг

16 января Приготовление «козуль».

Рассказ о святочных гаданиях.

Мастер-класс для родителей «Изготовление атрибутов к празднику Святки» Муз. руководитель

Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Пятница

17января Развлечение «К нам на святки пришли колядки» Муз. руководитель

Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Публикации по теме:

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Проект «Волшебница Зима» Составители Проекта: Заведующий ДОУ: Ломакина Л. А. Старший воспитатель: Аманова Г. А. Психолог: Серикова Н. Н. Воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская.

Автор публикации:
Традиции и обычаи русского народа. Мини-проект «Святки»
Опубликовано: 30 января 2014 в 08:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД