Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Елена Гринюк
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. В последнее время делается акцент на нравственно –патриотическое воспитание дошкольников, т. к. самая большая опасность в нашем обществе не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию несколько лет назад, я в основном строила её на занятиях, праздниках, экскурсиях, знакомила детей с народными промыслами, фольклором. Главной моей задачей было, сохранить и приумножить народную культуру, вызвать у детей интерес к культуре, традициям и обрядам наших предков.

Цели и задачи моей темы:

Одной из важных задач по нравственно - патриотическому воспитанию является установление тесной связи с семьёй.

Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с традициями и обычаями семьи.

Воспитание у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

Воспитание уважение к труду.

Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны.

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Успешно решать поставленные задачи, мне помогают такие виды искусства, как изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, музыка, пение, танцы, литература. Они помогают в самом главном – найти дорогу к своему «я» понять близких, увидеть и принять окружающий мир. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно актуально в наши дни, когда среди какой, то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому я в детском саду поддерживаем и направляем интерес ребенка к людям других национальностей. Рассказывая, детям, где территориально живет каждый народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Основной идеей моей работы является объединение усилий педагогов и родителей, для того чтобы сформировать у воспитанников представления о доме, родителях, месте, где он родился, обо всем, что его окружает и что именуется малой родиной.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Методы используемые в работе с детьми:

Основные методы:

- наглядные;

- словесные;

- практические.

Вспомогательные:

репродуктивный;

исследовательский;

- метод проблемного изложения материала;

- рассматривание;

- наблюдение;

- экскурсия;

- образец воспитателя;

- беседы;

- рассказ;

художественное слово.

Методы работы используемые в работе с родителями:

- родительское собрание;

- просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. ;

- «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»;

- педагогические беседы с родителями;

- тематические консультации;

- наглядно-информационные методы;

- информационно-аналитические формы;

- досуговых форм организации общения;

- информационно-ознакомительной формы работы с родителями.

В совместной деятельности с детьми я широко использую дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры, различные виды искусства (музыка, пение, танцы, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, литература, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания, умения и навыки. В работу по патриотическому воспитанию я включаем беседы о родном городе (селе, деревне, городах России, животных родного края и т. д., рассматриваем тематические альбомы, иллюстрации, организуем выставки предметов детского творчества. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков. Кубанский край представлен моделью «казачьей хаты», предметами быта, одежды. Я работают над повышением своего профессионального мастерства. В нетрадиционной форме провожу педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, консультации. Это – прослушивание аудиокассет с записями Кубанского казачьего хора, рассматривание исторических фотоматериалов, просмотр дисков со старинными обрядами и праздниками (старинные свадьбы, проводы в армию, народные фольклорные праздники). Региональный компонент включен во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную, творческую.

Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, с детьми подготовительной группы и родителями ходим к Вечному огню поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. К нам на занятия и праздники приходят ветераны воины, дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. Активное участие наши дети принимают в работе по охране природы. Многое им доступно: подкормка птиц, выращивание цветов, деревьев. Под руководством музыкального руководителя дети поют песни: «На Кубани мы живем», «Уж вы гости, гости» и др. Дети на просто зубрят песни и танцы, разучивание сопровождается исторической справкой, рассказом о быте и нравах далекого времени, дается разъяснение слов на кубанском говоре.

Не мене важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко мы использовали при работе с детьми и их родителями.

В основу педагогического опыта положены следующие принципы:

- принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родная станица, родная страна;

• принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

• принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.

• принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры региона)

Результатом моей работы является то, что воспитанники нашего детского сада к концу дошкольного детства по патриотическому воспитанию имеют целостную картину сведений о родном крае и его символике, родной стране – России, её прошлом и настоящем.

Дети знакомы с образцами русских народных промыслов, ориентируются по карте, глобусу, знают названия крупных городов и рек России. Знают знаменитых деятелей искусства РФ. Детский словарь обогащен народными мудростями, которым они дают свои понятия, легко ориентируются в народных приметах о природе, знают народные праздники.

По итогам анкетирования родителей «Отношение к программе по нравственно – патриотическому воспитанию», было выявлено, что данная тема очень актуальна на данный момент, родителям небезразлично, каким человеком вырастет их маленький ребенок.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 31 января 2014 в 18:23
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....