Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Елена Гринюк
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он помогает создать «фундамент» общего развития ребенка, стартовый период для всех высоких человеческих начал. Он формирует личный опыт патриотических чувств ребенка путем ознакомления с историческим прошлым, культурой и традициями «малой родины», развивая интерес к своим корням, к истории, культуре, быту, мы сохраняем наследие своего народа. Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. В последнее время делается акцент на нравственно –патриотическое воспитание дошкольников, т. к. самая большая опасность в нашем обществе не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством нравственно-патриотического воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию несколько лет назад, я в основном строила её на занятиях, праздниках, экскурсиях, знакомила детей с народными промыслами, фольклором. Главной моей задачей было, сохранить и приумножить народную культуру, вызвать у детей интерес к культуре, традициям и обрядам наших предков.

Цели и задачи моей темы:

Одной из важных задач по нравственно - патриотическому воспитанию является установление тесной связи с семьёй.

Организация эффективной системы работы по формированию у детей дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через общение к истории родного края, ознакомление с традициями и обычаями семьи.

Воспитание у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

Воспитание уважение к труду.

Развитие интереса к русским традициям и промыслам

Развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны.

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Успешно решать поставленные задачи, мне помогают такие виды искусства, как изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, музыка, пение, танцы, литература. Они помогают в самом главном – найти дорогу к своему «я» понять близких, увидеть и принять окружающий мир. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно актуально в наши дни, когда среди какой, то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому я в детском саду поддерживаем и направляем интерес ребенка к людям других национальностей. Рассказывая, детям, где территориально живет каждый народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Основной идеей моей работы является объединение усилий педагогов и родителей, для того чтобы сформировать у воспитанников представления о доме, родителях, месте, где он родился, обо всем, что его окружает и что именуется малой родиной.

Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. Эффективность методов воспитания повышается, если они используются в процессе организованной разнообразной деятельности ребенка, так как только в деятельности возможно формирование и развитие определенных черт личности, умений.

Методы используемые в работе с детьми:

Основные методы:

- наглядные;

- словесные;

- практические.

Вспомогательные:

репродуктивный;

исследовательский;

- метод проблемного изложения материала;

- рассматривание;

- наблюдение;

- экскурсия;

- образец воспитателя;

- беседы;

- рассказ;

художественное слово.

Методы работы используемые в работе с родителями:

- родительское собрание;

- просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. ;

- «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»;

- педагогические беседы с родителями;

- тематические консультации;

- наглядно-информационные методы;

- информационно-аналитические формы;

- досуговых форм организации общения;

- информационно-ознакомительной формы работы с родителями.

В совместной деятельности с детьми я широко использую дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры, различные виды искусства (музыка, пение, танцы, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, литература, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания, умения и навыки. В работу по патриотическому воспитанию я включаем беседы о родном городе (селе, деревне, городах России, животных родного края и т. д., рассматриваем тематические альбомы, иллюстрации, организуем выставки предметов детского творчества. Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков. Кубанский край представлен моделью «казачьей хаты», предметами быта, одежды. Я работают над повышением своего профессионального мастерства. В нетрадиционной форме провожу педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, консультации. Это – прослушивание аудиокассет с записями Кубанского казачьего хора, рассматривание исторических фотоматериалов, просмотр дисков со старинными обрядами и праздниками (старинные свадьбы, проводы в армию, народные фольклорные праздники). Региональный компонент включен во все виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную, творческую.

Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, с детьми подготовительной группы и родителями ходим к Вечному огню поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам. К нам на занятия и праздники приходят ветераны воины, дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. Активное участие наши дети принимают в работе по охране природы. Многое им доступно: подкормка птиц, выращивание цветов, деревьев. Под руководством музыкального руководителя дети поют песни: «На Кубани мы живем», «Уж вы гости, гости» и др. Дети на просто зубрят песни и танцы, разучивание сопровождается исторической справкой, рассказом о быте и нравах далекого времени, дается разъяснение слов на кубанском говоре.

Не мене важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко мы использовали при работе с детьми и их родителями.

В основу педагогического опыта положены следующие принципы:

- принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родная станица, родная страна;

• принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

• принцип научности - воспитание и обучение раскрывает детям объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.

• принцип культуросообразности – максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры региона)

Результатом моей работы является то, что воспитанники нашего детского сада к концу дошкольного детства по патриотическому воспитанию имеют целостную картину сведений о родном крае и его символике, родной стране – России, её прошлом и настоящем.

Дети знакомы с образцами русских народных промыслов, ориентируются по карте, глобусу, знают названия крупных городов и рек России. Знают знаменитых деятелей искусства РФ. Детский словарь обогащен народными мудростями, которым они дают свои понятия, легко ориентируются в народных приметах о природе, знают народные праздники.

По итогам анкетирования родителей «Отношение к программе по нравственно – патриотическому воспитанию», было выявлено, что данная тема очень актуальна на данный момент, родителям небезразлично, каким человеком вырастет их маленький ребенок.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Проект «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Хочу предоставить вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию дошкольников, эта тема актуальна и значима в условиях современной.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Одежда, обувь
  • Этикет
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 31 января 2014 в 18:23
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Чтоб представить вы могли, Глобус — копия Земли».
Одному мальчику из нашей группы «Золотой петушок» Дед Мороз на Новый год подарил глобус. Как обрадовались мои ребята, когда Саша принёс глобус в группу! Мы...
Аппликация с элементами рисования с детьми 4–5 лет «Заснеженный дом»
В предварительной работе мы рассматривали иллюстрации к русской народной сказке"Заюшкина избушка", к сказке В. Одоевского "Мороз Иванович",...
Мастер-класс для родителей «Новогодние шары»
Вот и наступил новый 2017 год! К празднику готовились и взрослые и дети. Каждый год мы группе проводим тематические выставки новогодних поделок, «Елочка...
Коллективная работа из бросового материала по мотивам сказки.
Предлагаю Вашему вниманию коллективную работу из бросового материала, выполненную детками средней группы «Карамельки» по мотивам русской народной сказки...
«Ангелы — наши друзья». Беседа с детьми дошкольного возраста
В этой публикации я расскажу о беседе, которая прошла в нашей группе. Тема и текст беседы были согласованы с родителями наших воспитанников и получено от них...