Традиции как одна из форм инновационного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Алла Мишарина
Традиции как одна из форм инновационного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

Традиция и инновация. На первый взгляд – это два диаметрально противоположных понятия. Традиция – это то, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действия, укоренившийся порядок в чем-либо, обычай. А инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы. Но ведь любая традиция когда-то была инновационным введением, а постоянно реализуемое новшество обязательно становится традицией. Поэтому можно сделать вывод о том, что понятия традиции и инновации связаны между собой.

Кроме того, соблюдение определенных традиций в ДОУ можно определить как одну из инновационных форм совместной деятельности взрослых и детей в ходе реализации образовательного процесса.

Так, и в нашем детском саду соблюдаются определенные традиции, помогающие решить некоторые образовательные задачи. Например, Неделя культуры, традиций и быта русского народа. Во время этой тематической недели решаются такие задачи, как:

1. Расширять представления детей о народных традициях, обычаях, обрядах, верованиях, быте русского народа.

2. Создавать условия для формирования представлений об искусстве народов России

3. Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов.

4. Активизировать интерес к искусству родного края; воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Данные задачи являются традиционными для реализации педагогической деятельности в данном направлении. А принципы, формы и методы работы по теме заключены в рамки ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что само по себе явилось новшеством в дошкольном образовании. Так, при подготовке Недели русской культуры применяется принцип комплексно-тематического планирования, который на современном этапе развития дошкольного образования позволяет обеспечить тесное и взаимодополняющее взаимодействие всех участников образовательного процесса (специалистов, воспитателей, родителей, представителей социума, введение региональных и культурных компонентов и разнообразие форм подготовки и проведения итоговых мероприятий.

Кроме того, данный принцип сочетается с другим важным принципом построения образовательного процесса – принципом интеграции. При чем, интегрируется не только содержание (задачи и образовательные области, но и различные виды детской деятельности и разнообразные организационные формы работы с детьми.

Так, например, в комплексно-тематическом планировании Недели русской культуры во второй младшей группе для решения поставленных задач указаны все основные виды детской деятельности (игровая, познавательно-исследовательская и др., которые дети проживают через разнообразные формы: как традиционные, так и инновационные. Например, игры-развлечения, разучивание потешек, попевок наряду с рассматриванием кулинарных книг, просмотра мультфильмов, презентаций по данной тематике. Кроме того, в рамках данной темы все субъекты образовательного процесса принимают участие в создании мини-музея, в организации выставки творческих работ по тематике русских народных сказок, в проведении НОД и в подготовке и проведении итогового мероприятия праздника Масленицы, где закрепляются полученные представления о традициях, обычаях, культуре русского народа через разнообразные формы совместной деятельности взрослых и детей (песни, художественное слово, игры, танцы, элементы соревнования).

Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры происходит не просто через наблюдение и рассказ взрослого, а через разнообразные, адекватные детскому возрасту формы, через различные виды детской деятельности, что является наиболее результативным процессом.

Еще одна форма работы в ДОУ, ставшая традицией, это День подведения итогов за прошедший учебный год (интегрированное мероприятие). Эта традиция относительно молодая, ей всего 2 года. Но при проведении анализа мероприятий все педагоги пришли к выводу о том, что в данном случае отлично реализуется принцип «мини-макса», т. е. минимум затрат времени и сил (в течение одного дня) и максимум результата – подведение итогов по всем образовательным областям и видам детской деятельности. В конце 2011-2012 учебного года данная форма была использована впервые и помогла получить ожидаемый результат: комплексное подведение итогов. Форма проведения соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Так, например, подводя итоги 2012-2013 учебного года (для младшего дошкольного возраста было организованно «Путешествие по сказкам», для детей старшего дошкольного возраста игра «Ключи от форта Байярд». Огромную положительную роль сыграл мотивационный момент, который заключался в поиске ключей для открытия сокровищницы форта Байярд.

На каждый искомый ключ были разработаны задания в форме (дидактических игр, речевые игры, игры драматизации, эстафеты, художественное слово (сказки, загадки, пословицы, поговорки).

Таким образом, данная формы итогового мероприятия, позволяет снизить статистическую нагрузку через использование различных видов детской деятельности, использование всего образовательного пространства не только группы, но и детского сада: кабинеты, холл, другие групповые комнаты, территория детского сада.

Мне хочется завершить свое выступление такими словами: не бойтесь использовать в своей работе все новое, которое сейчас для вас кажется сложным и непонятным, но то что, когда то станет традицией в вашем дошкольном учреждении.

Прикреплённые файлы:

prezintacija-tradici_qsobd.pptx | 552,91 Кб | Скачан: 210
 
Публикации по теме:

Новогодний конкурс! «Нарядная, забавная, на Новый год я главная…»Новогодний конкурс! «Нарядная, забавная, на Новый год я главная…» В нашем саду проводился конкурс на самую необычную праздничную елочку. Мне очень хотелось похвастаться нашей богатой выставкой поделок.

С праздникомС праздником С Праздником Крещения! Праздник Крещения Господня - один из самых древних праздников. Слово "крещаю" в переводе с греческого означало.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Традиции как одна из форм инновационного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Опубликовано: 10 декабря 2013 в 12:34
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....