МААМ-картинки

Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе. Из опыта работы

Светлана Южанинова
Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе. Из опыта работы

Основная деятельность дошкольника- игровая. В игре закрепляются знания, полученные на занятии, в игре формируется личность ребенка, его речь, мышление и воображение, представление об окружающей жизни.

В детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. Детские игры различаются большим разнообразием : подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации и в каждом виде игр решаются определенные педагогические задачи. Я остановлюсь на некоторых из них.

Сюжетно-ролевые игры.

Публикация «Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе, Из опыта работы» размещена в разделах

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью»-мы распределяли роли для друзей, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер ребенка, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребенка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребенка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей.

В среднюю группу к нам привели детей с разными характерами. Для большинства ребят группа детского сада являлась первым детским обществом, где они должны были приобрести первоначальные навыки коллективных отношений, надо было научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиями большинства, взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре, проявлять доброжелательность к сверстникам, поэтому я поставила перед собой задачу воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно-ролевые игры.

С первых моих наблюдений за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Мои наблюдения помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребенком.

Перед собой я поставила следующие задачи:научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре, тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

В группе оборудована игровая среда.

Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли детей, и они начали разнообразно действовать с ними : катать, кормить, укладывать и т. д.

Мальчики с удовольствием играют в машинки, самолеты и другой транспорт, строят из крупного и мелкого конструктора.

Играем и утром, и после дневного сна. Важно было, чтобы ребята научились распределять роли и не ссорится,умели договариваться о сюжете, обустраивали сами игровое пространство. С этой целью я широко использовала вопросы, досказывающие новые действия. Большое место в средней группе отводилось показу способов ролевого поведения, дети внимательно наблюдали за моими действиями, а затем и сами включались в игру.

По мере взросления детей обогащаю предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек, способствую использованию дети строительного материала, пластмассового конструктора, природного материала, поощряем детей в самостоятельном выборе атрибутов для игры.

К подготовительной группе сами распределяют роли, взаимодействовуют со сверстниками в игре, разыгрывают разные сюжеты, подбирают игровой материал.

Дидактические игры.

Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребенка, но и в познании ребенком мира обучения его элементарным, но стол необходимым знаниям о форме, цвете, величине и пространстве. Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким атрибутам и интересным картинкам ребенок с удовольствием принимается за игру, учась отбирать лишние предметы и картинки, предварительно сравнив их по заданным критериям, по назначению, по внешним признакам, учится сравнивать, подбирать слова в словесных играх, говорить предложениями.

Благодаря дидактическим играм, у ребенка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в образовательно- воспитательном процессе, можно сказать, что словесные дидактические игры развивают в детях не только восприятие и речь, правильное произношение, активировать словарь, развивают умение анализировать и описывать. Они учат обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В своей работе я использую игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», слуховой дифференциации («Что звучит?», «Кто кричит?», на развитие словаря («Кто больше назовёт?», на формирование грамматического строя речи («Назови ласково», на классификацию предметов («Фруктово-овощной магазин») и т. д.

Немалое место в жизни детей занимают дидактические игры экологического содержания, которые строятся на его занятиях в той области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Такие экологические игры являются одним из методов, которые позволяют сформировать у детей начала экологической культуры, развивают умственную активность и проявление самостоятельности. Для экологической игры используют предметы, природный материал (семена растений, листья, камушки, ракушки).

В среднем и старшем возрасте дидактические игры экологического содержания совмещают с движениями («Принеси листок, какой скажу», «К дереву-беги» и т. д.). Воспитание правильного отношения к живой природе и умение бережно обращаться с живыми существами может быть полностью осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если работы в детском саду сочетается с воздействием на ребенка в семье, т. к. семья имеет огромные возможности в осуществлении экологического воспитания. Поэтому родителям рекомендую игры, в которые они могут поиграть с ребенком во время прогулок или в свободное время дома.

Подвижные игры.

Любой ребенок любит двигаться. Активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру, поэтому систематически включаю подвижные игры в режимные моменты.

Роль подвижной игры в развитии ребенка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. Подвижные игры развивают творческие способности детей, способствуют развитию положительных эмоции, развивают речь детей.

Дети шестой подготовительной группы очень любят играть в такие игры как «Дед Мозай», «Третий лишний», «Найди свое место», «Футбол», “Вышибало», «Краски», «Веселые ребята».

Народные подвижные игры.

Народная игра – это отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Она всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития.

Особенно популярны у детей игры : «Краски»,«Фанты»,«Колечко»,«Верёвочка», «Солнце и месяц».

Народные игры имеют игровой зачин. Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного или двоих. Здесь выручают считалки и сговорки (например, что выбираешь: «Шары катить или воду лить?», «Сено косить или дрова рубить?»; кого возьмё шь: «Медведя лохматого или козла рогатого?», «Из речки ерша или из лесу ежа?»; чего тебе нужно: «Гороху мешок или масла горшок?»; кого в гости пригласишь: «Хитрую лису или Марью-красу?», «Таракана усатого или тигрёнка полосатого?»; чего тебе дать: «Сахару кусочек или красненький платочек?»; выбирай: «Ландыш душистый или одуванчик пушистый?», «Белую берёзу или красную розу?»).

Считалка – это проявление словесного детского творчества

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи –

Тебе водить!

При выборе водящего детям очень нравятся жеребьёвки. Чаще всего они используют жеребьёвки-угады.

Интересны и водилки, сопровождающие некоторые игры. Например, во время игры «Прятки» приговаривали: «На месте кашу не вари, а по городу ходи. Если в город не пойдёшь, никого ты не найдёшь» или «Топор, топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор».

Русские народные игры достаточно разные по своему содержанию, тематике и организации; отличаются свободой применения игровых движений, большими возможностями для проявления инициативы и творчества в двигательной сфере. Существующие в них правила регламентируют не только движения, но и структуру игры в целом. В каждой игре есть установка на достижение результата. У каждого играющего есть своя цель. Она-то и ориентирует его на достижение определённых результатов.

Невозможно переоценить роль игры в жизни ребенка. Личность маленького человека формируется в игре. Народные игры приобщают его к русской культуре, учат проявлять инициативу, творчество и смекалку. Все совместные игры развивают в ребенке общительность и умение ладить со сверстниками.

Список литературы:

1. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры». М. : Просвещение, 1986. -79 с.

2. Е. А. Покровский. «Детские игры, преимущественно русские». Репринт 1895.

СПб., Историческое наследие, 1994.

Публикации по теме:

Формирование навыков самообслуживания в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы) В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Так как.

Дифференцированный подход в воспитательном процессе детей с ОВЗ Оглавление 1. Актуальность темы 2. Особенности детей с ОВЗ 3. Дифференцированный подход в воспитательном процессе детей с ОВЗ 4. Заключение.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Консультация для воспитателей «Использование моделей в учебно-воспитательном процессе» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 8 «Золотая Рыбка» Консультация для.

Обобщение опыта работы «Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности» Взаимодействие с родителями старших дошкольников в процессе проектной деятельности Введение Для воспитания ребенка требуется более проникновенное.

«Физическое воспитание дошкольников в процессе игры». Обобщение педагогического опыта работы ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ Подготовила: Горн Наталья Владимировна, воспитатель 1 категории. Современные.

Описание опыта работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Описание опыта работы по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности» Использование.

Самостоятельная двигательная активность, как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в ДОУ Самостоятельная двигательная активность — как условие здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.

Технология создания ситуации успеха в воспитательном процессе Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств;.

Презентация опыта работы «Возможности мультимедийных технологий в процессе повышения качества образования дошкольников» Уважаемые коллеги! Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционные игры в образовательно-воспитательном процессе. Из опыта работы
Опубликовано: 24 мая 2019 в 04:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД