Трафаретный театр в формировании связной речи

Марьям Осипова
Трафаретный театр в формировании связной речи

"Речевая деятельность представляет собой процесс активного,целенаправленного,опосредованного языком и устанавливаемого ситуацией общения приёма или выдачи речевого сообщения во взаимодействиях людей между собой"("Психология обучения народному языку"И. А. Зимняя)

Речевая деятельность характеризуется как процесс,который осуществляется в ходе общения людей между собой. Следовательно,этот вид деятельности предполагает наличие партнёров:того,кто обращается с высказываниями,и того,к кому оно обращено.

В дошкольном учреждении особое внимание (в старшем дошкольном возрасте)следует уделять именно диалогическому взаимодействию друг с другом именно в диалоге дети учатся слышать и понимать того,с кем общаются,согласовывать и контролировать собственные действия и действия партнёра.

В процессе диалогического взаимодействия (согласования и контроля)немаловажная роль отводится как речевым,так и вне речевым средствам,а именно:жестам,движениям,атрибутике,мимике и так далее.

Поэтому я и создала в своей группе такое средство,как трафаретный театр.

Работу разделила на 2 этапа:а)Ручной труд-создание с помощью трафаретов будущих персонажей диалогической сказки. б)Речевой этап-это диалогическое взаимодействие. Дети,используя изготовленных трафаретных персонажей,сочиняют диалогическую сказку.

Последовательность первого этапа работы

1. Обводка персонажей по трафаретам

Берем готовый трафарет,имеющийся в широкой продаже,обводим внутри контура изображение героя будущей сказки.

Но у трафаретов,которые есть в широкой продаже есть недостатки. Работа с ними возможна только внутри контура,получившиеся фигурки очень малы и неудобны в практической деятельности детей.

Поэтому я начала создавать собственные заготовки. Их преимущество в том,что фигурки можно сделать большого размера. В процессе изготовления можно видоизменить форму трафаретов (кошка сидит,медведь стоит на задних лапах,зайчик бежит и т. д.)При этом данные трафареты необходимо обводить снаружи,что намного сложнее для детей.

2. Раскрашивание получившихся персонажей.

Дети по своему желанию раскрашивают героя будущей театральной постановки. При этом ребёнок может раскрасить своего героя в разные цвета,придать ему разное настроение,персонажей может быть несколько:например,кот рыжий,кот чёрный,волк добрый,волк злой и т. д.

При выполнении такой работы у ребёнка развивается творческое воображение.

3. Вырезание фигурки.

Ребёнок с помощью ножниц под присмотром взрослого вырезает фигурку героя своей сказки (если дети младшего возраста,эту работу выполняет воспитатель).При этом решается несколько задач:ребёнок учится работать ножницами,совершенствует координированность движений пальцев рук,это способствует развитию руки в целом.

4. Совместная деятельность воспитателей и детей:закрепление фигурок сказочных персонажей на основу.

Это может быть карандаш или специальная палочка с помощью которого ребёнок манипулирует своим героем. Прикрепляем заготовку к палочке с помощью скотча.

Когда подготовительные работы завершены мы переходим к основному этапу-Развитие связной речи. Дети,используя фигурки сказочных героев,вступают в диалогические взаимоотношения. Работа проходит в парах,в которые дети объединяются по желанию. В случае необходимости я могу встать в пару с ребёнком. Необходимо отметить,что перед началом работы я знакомлю детей с особым видом сказки-с диалогическими сказками. В таких сказках отсутствуют слова автора,а взаимодействуют 2 или несколько героев,которые разговаривают между собой.

Очень важно в процессе составления таких сказок помогать детям,задавая разные темы:"как звери готовились к зиме","как зайчик потерялся","как котёнок нашел друга"и т. д. При этом чем конкретнее заявлена тема для сочинения сказки,тем более целенаправленным станет диалог.

Наблюдая за детьми в процессе работы я понимаю,кто в паре занимает активную позицию,а к то пассивную. Исходя из этих наблюдений я в последующем могу сама подбирать пары,объединяя детей с разной коммуникативной позицией.

Важно понимать,что в составлении диалогических сказок главное-сам процесс взаимодействия детей,а не результат (полученная сказка).

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Воспитание гармонически развитой личности через обучение детей английскому языку. Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Трафаретный театр в формировании связной речи
Опубликовано: 14 ноября 2013 в 20:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моё педагогическое кредо
Моё педагогическое кредо! Вот и наступило долгожданное лето! У нас в Сибири довольно таки жаркая погода стоит! Лето - как известно пора отпусков! И я вот...
«Многофункциональная ширма» в экологическом воспитании дошкольников.
Использование дидактического пособия «Многофункциональная ширма» в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое образование – непрерывный процесс...
«В Африке!» Творческие работы детей в технике коллаж. Фотоотчет
Где-то в джунглях, на лианах, Где-то с южной стороны Обитают обезьяны, И жирафы, и слоны. Где в речушке серебристой Бегемоты сладко спят,...
«Подводный мир». Поделка из природного материала
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию, свою работу по реализации образовательной области "Познание". Моя работа выполнена в нетрадиционной...
Конспект НОД «Путешествие в загадочный мир космоса»
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано. Чтобы осознать огромный неизведанный мир космоса, нужно максимально задействовать воображение....