Лучший педагог года

Требования к содержанию предметно-развивающей среде во второй младшей группе

наталия ефремова
Требования к содержанию предметно-развивающей среде во второй младшей группе

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предметно-развивающая среда ДОУ – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Публикация «Требования к содержанию предметно-развивающей среде во второй младшей группе» размещена в разделах

Принципиальным показателем высокого качества образовательной среды является ее спо-собность обеспечивать весь комплекс потребностей детей, создавать мотивацию их активной деятельности.

Современная образовательная среда неотделима от инновационных форм и методов работы, требует от педагога кардинально новой профессиональной компетентности. Обусловлено это, прежде всего, социальным заказом, обращенным к ДОУ, предполагающим максимальное рас-крытие личностных качеств каждого дошкольника, а также необходимостью развития у педагога соответствующего педагогического мышления.

Концепция построения развивающей среды в ДОУ, методические рекомендации программы «Радуга» предъявляют следующие требования к организации предметно-развивающей среды :

• разделение предметно-развивающей среды на зоны познавательной, изобразительной, игровой, конструктивной, продуктивной, театральной, двигательной деятельности;

• разнообразие видов дидактического и игрового материала, направленного на развитие творчества и сенсорной культуры детей;

• реализация личностно ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей;

• общедоступность дошкольного образования, его адаптивность к особенностям развития воспитанников через создание условий для их самореализации.

Принципы построения среды в детском саду

(по В. А. Петровскому, 1993)

п/п Принцип Функция

1 2 3

1 Дистанции позиции при взаимодействии

Поддержание визуальной связи взрослый–ребенок. Соз-дание условий для доверительного общения взрослый–ребенок, ребенок–ребенок. Возможность выбора дистан-ции взаимодействия с учетом своих представлений

2 Активности Включение всех помещений в действующую среду. Пре-доставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плос-костях. Интенсивное насыщение проблемными и неза-вершенными образами, стимулами движений

3 Стабильности и динамич-ности Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов уб-ранства

4 Комплексирования и гиб-кого зонирования Использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности. Использование оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или, наоборот, пересекания)

5 Индивидуальной ком-фортности и эмоциональ-ного благополучия Предоставление «личного пространства». Предоставле-ние возможности уединиться, заняться любым делом.

Использование стимулов личностного развития, факто-ров

Окончание табл.

1 2 3

психического и физического оздоровления. Наличие иг-рушки-символа

6 Открытости–закрытости Взаимодействие и связь с природой. Введение элементов культуры своей страны, края. Предоставление возможно-сти родителям принимать участие в организации среды. Предоставление возможности ребенку выражать свое «Я». Исключение всего, что ведет к нарушению прав ре-бенка

7 Учета половых и возраст-ных различий

Трехуровневое моделирование. Ориентация на зону бли-жайшего развития. Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, туалетной. Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по зна-чению игрушками, сведениями, информацией

Такая предметная среда позволяет воспитателю решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Влияние предметного окружения на развитие ребенка в детском саду многогранно. Прежде всего необходимо отметить, что его соответствие санитарно-гигиеническим нормам является непременным условием безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья, т. е. условием решения первостепенных задач дошкольного воспитания. Санитарные правила и нормы предъявляют определенные требования к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в данной среде. Для нормального развития предметное окружение должно быть сомасштабно его росту, действиям его рук и предметному миру взрослых.

Давая ребенку определенные знания и представления об окружающем, побуждая его к дея-тельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством социального опыта, всестороннего развития ребенка.

Предметная среда каждой возрастной группы должна носить специфические черты, отра-жающие общие и индивидуальные потребности детей.

При организации предметно-развивающей среды во второй младшей группе необходимо учитывать следующее:

предметы должны быть таких размеров, чтобы 3–4-летнему ребенку было удобно с ними манипулировать;

– свободный доступ к материалам в любое время;

– расположение вблизи от света;

– периодическое обновление или добавление материалов;

– создание ситуации активного поиска;

– абсолютная безопасность материалов и их расположения для здоровья детей;

– свободное пространство для двигательной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

п/п Направленность Ожидаемый результат

Функциональное помещение Разделы

программы Содержание

(дидактический материал) Предъявляемые требования

1 2 3 4 5

1 Зона познава-тельной дея-тельности:

• центр, кабинет Игра 2–3 вида крупной мозаики;

– матрешки (3–4-местные);

– пирамидки (на конусной основе из 4–5 ко-лец);

– формочки-вкладыши, коробки с отверстиями;

– сборно-разборные игрушки;

– дидактические игры, направленные на сенсорное развитие;

– материал для развития мелкой моторики и кистей рук (наборы бус и леска для нанизыва-ния, наборы толстой веревки (шнура) для завя-зывания узлов, механические заводные игрушки с ключиком и т. д.);

– наборы разрезных картинок, состоящие из двух частей;

– складные кубики (2–4 части);

– парные картинки, лото «Малышам», «Зоологическое лото»;

– настольные игры типа «Кому что нужно», «Каких деток потеряла мама»;

– плоскостные геометрические фигуры, различные по форме, цвету, величине;

– фланелеграф, геометрические (плоскостные) фигуры;

– 4–5-местные матрешки;

– пирамидки (на конусной основе на 5–7 колец);

– наборы разрезных картинок, состоящие из 4–6 частей;

– иллюстрации, изображающие деятельность детей и взрослых в различные отрезки време-ни;

– игрушки, предметы, обозначающие соотношения их по разным признакам: длиннее – короче, одинаковые (равные по длине); шире–уже Недопустимые предметы : из стекла, мелкие предметы и игрушки (бусинки в рассыпанном виде, пузырьки из-под медикаментов и бытовой химии.

Желательные предметы : из различных материалов (меха, дерева и пр., предметы таких размеров, чтобы 3–4-летнему ребенку было удобно с ними манипулировать.

Максимальный уровень размещения.

Свободный доступ в любое время.

Расположение вблизи от света (окна).

Частичная изоляция материалов.

Несколько пособий и игрушек одного наименования.

Предметы, игрушки контрастные и одинаковые по размеру.

Предметы и игрушки, отличающиеся одним признаком (2–3 признаками)

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

одинаковые (равные по ширине); выше–ниже, одинаковые (равные по высоте); толще– тонь-ше, одинаковые (равные по толщине);

– игрушки, предметы, обозначающие возрастающий (убывающий) признак;

– настольно-печатные игры типа лото «Подбе-ри и назови», «Найди такой же» и др. ;

– 2–3 набора разрезных картинок из 6 частей

(на кубиках и плоскостные);

– счетные палочки;

– настольно-печатные игры «Составь из фи-гур», «Сложи из палочек» и др.

«лаборатория» Аквариум -«исследовательская лаборатория», сачок, удочка с крючком;

– мелкие игрушки из различных материалов;

– звучащие (свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие) предметы;

– игрушки для игр с песком и водой (формочки, палочки и т. п.);

– емкости для исследования воды и песка Аквариум периодически выносится в групповое помещение, расположенное подальше от игровых зон, в хорошо освещенном и доступном месте

2 Зона изобра-зительной деятельности:

• изостудия (центр) Изобрази-тельная дея-тельность Рисовальная «стена творчества», цветные мел-ки;

гуашь, цветные карандаши (черного, красного, синего, зеленого цветов, кисти;

– глина;

– баночки для воды, подставки для кисточек и карандашей, тряпочки (бумажные салфетки);

– бумага разного формата;

– фломастеры, шариковые ручки;

– пластилин;

– ткани, цветная тушь, тычки;

– скатерти из клеенки для работы;

– 2–3 мольберта;

– народная игрушка (филимоновская, дымков-ская); Максимальный уровень высоты размещения оборудования.

Расположение около света.

Соседствующая со спокойной или умеренной зоной деятельности.

Для самостоятельной деятельности детям предоставляются только карандаши и мелки

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

– поливариативность рисовальной «стены творчества» (грифельная доска, навесные настенные планшеты, валик с рулоном бумаги, школьные доски, линолеумные доски);

– альбомы для раскрашивания;

– заостренные палочки для рисования на земле (снегу);

– стенка для работ детей (со сменной экспозицией);

– акварельная краска, сангина, растерь;

– специальная мастика для лепки;

– 4–5 стаканов с поворотным кругом для лепки;

– 2–3 специальные палитры для рисования;

– 2–3 репродукции произведений живописи, передающие отношения «мать и дитя»;

народные игрушки: матрешки (загорские, семеновские, свистульки (глиняные, деревянные, деревянная игрушка (богородская, хохломская, городецкая, игрушки из папье-маше;

– оборудована «полочка красоты»;

– шаблоны, трафареты, линейки;

– наборы красивых лоскутиков ткани, фантиков, природные материалы

3 Зона конструктивной деятельности (центр) Конструи-рование Наборы кубиков, пластин и трехгранных призм (строительный материал М. Агаповой);

– строительные наборы № 3, № 4, разработан-ные ВНИИ игрушки;

– мелкие образные игрушки;

– мягкие модули;

– игрушки для обыгрывания крупных сооруже-ний (большие машины, коляски и др.);

– своеобразный строительный материал из шин, коробок;

– конструкторы «Лего», «Фантазия» и др. (кроме «Архитектора», металлического с винтами); Свободное пространство для сооружений из крупного строительного материала.

Большие коробки, корзинки для хранения строительного материала.

Свободный доступ.

Наборы мелких игрушек разной величины.

8–10 шт. экземпляров мелких игрушек для обыгрывания.

Наборы крупного строительного материала вблизи уголка для сюжетно-ролевых игр.

Создание ситуации активного поиска

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

дополнительный материал: цилиндры, чурбачки, различные по форме и величине пластины;

– рисунки, схемы построек разной сложности;

– мелкий пластмассовый и металлический конструкторы

4 Зона художественно-изобразительной деятельности (уголок ручного труда) Изобразительная деятельность и ручной труд Материалы и инструменты для ручного труда (бумага разных видов, вата, поролон, текстильные материалы, природные материалы, ножницы, клей, кисти) Каждый вид материала для ручного труда хранится

в отдельной коробке

5 Зона познавательной деятельности:

• литературный центр (уголок книги) Художественная литература Детские книги;

– картинки на фланелеграфе;

– настольный театр;

– книжные иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева;

– иллюстрации, наборы картинок по темам «Животные», «Овощи», «Фрукты», «Предметы домашнего обихода», «Одежда»;

– иллюстрации, отображающие состояние погоды (светит солнце, идет дождь и т. д., сезонные явления природы (снегопад и т. д.);

– альбомы фотографий типа «Птицы», «Рыбы», «Самолеты»;

– книжные иллюстрации Е. Чарушина, Е. Конашевича;

– книжные иллюстрации с последовательностью событий сюжета сказки;

– книжки рассказов в картинках Периодическая сменяемость одних и тех же книг.

Располагается около света (окна) и обеспечивается дополнительным освещением.

Выставляется 2–3 книги.

Размещаются вдали от мест игр детей.

2–3 экземпляра.

Выставляются дополнительно произведения, не рекомендованные программой.

Выставляется 4–5 книг.

Имеется в наличии 2–3 экземпляра каждой книги

6 Зона театральной деятельности (центр) Игра, музыкальное воспитание Куклы бибабо;

– наборы музыкальных игрушек и инструментов;

– проигрыватель, музыкальные произведения;

атрибуты (платочки, султанчики, флажки, лен-ты, юбки);

– зеркала различной формы и величины;

– произведения классической музыки;

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

– народны музыкальные инструменты (рожок, свирель)

7 Зона познавательной деятельности (уголок живой природы) Ознакомление

с окружающей природой 3–4 цветущих растения (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, фикус, аралия);

– животные постоянные (рыбка, золотистый или серебристый карась);

– 1–2 птицы ( постоянные или временные: чиж, щегол, канарейка, волнистый попугайчик);

животные временные: кролик, хомяк, морская свинка;

– растения, характерные для различных времен года;

– инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр и экспериментирования на участках ДОУ;

– небольшой прямоугольный аквариум;

– ящики для выращивания зеленого корма, лука;

– 1–2 комнатных растения;

– аквариум, рыбки, улитки;

– 2–3 комнатных растения По 2 экземпляра одного вида растений.

Растения различаются по принципу «светолюбия», «тенелюбия».

Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.

Подбираются растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

Растения, не требующие сложного ухода.

Цветущие растения с красивыми листьями

8 Зона познавательной деятельности Математика Дидактические игрушки на сериацию:

– пирамидки на конусной основе (5–7 колец);

– матрешки (3–4-местная);

– цилиндры;

– формы-вкладыши;

– 3 детали изображений для фланелеграфа, сенсорографа – одной формы, но разного размера и цветового оттенка.

Дидактические игрушки на классификацию:

– пуговицы, шишки, ракушки;

– цветные ленточки (широкие и узкие);

– универсальное лото;

В удобном и доступном для детей месте

Продолжение табл.

1 2 3 4 5

– 5–8 картинок, изображающих последовательные этапы какого-либо процесса:

роста растения (цветка) из семечка,

роста человека (отдельно мальчика и девочки,

созревания и производства хлеба,

получения ткани и изготовления платья или рубашки,

смены времен года

9 Зона двигательной деятельности (центр) (спортивная зона) Физическая культура Гимнастическая скамейка, бревно, горка, доски;

– разнообразные игрушки, стимулирующие движение (мячи, скакалки, коляски, шарики, колечки);

– шнур, плоскостные дорожки;

– набивные мешочки для бросания, дуги, кегли, обручи, гимнастические палки;

– лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, мат;

– атрибуты к подвижным играм;

– комплект-пособие «Кубы»;

– складная дорожка;

– 2 круглые палки с отверстиями по всей длине (для подвешивания предметов на шнуре);

– плетеная веревочка (на одном конце – пе-телька, на другом – пуговица);

– гимнастическая палка, к которой привязаны разноцветные ленточки;

– диски «Здоровье» Периодическая сменяемость пособий.

Свободное место для двигательной деятельности

10 Уголок сюжетно-ролевых игр Игра Игрушки, изображающие живые существа:

куклы-голышки, куклы с короткой стрижкой и нарисованными глазами, изображающие мальчиков и девочек, взрослых людей;

– животные и их детеныши;

– игрушки, изображающие предметы труда и быта;

– мебель крупных размеров (стол, стул, диван,

Окончание табл.

1 2 3 4 5

кухонная мебель и т. п., посуда;

– настольная мебель в соответствии с размерами кукол;

– постельные принадлежности;

– зимняя и летняя одежда для кукол;

– технические игрушки;

предметы-заместители (ящик с бросовым материалом);

– игрушки-заместители (из различных мате-риалов с изображением бытовых предметов, транспорта и т. п.);

– мягкие игрушки – ролевые атрибуты к играм «Доктор», «Шофер»;

«сокровищницы» – индивидуальные чудесные мешочки (коробочки);

– атрибуты к профессиям взрослого (врача, фотографа, милиционера, моряка, капитана);

– комплект дидактических пособий, предме-тов, спецодежды к сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская»;

– ролевые атрибуты к играм «Повар», «Лет-чик», «Машинист»;

– многофункциональный материал

1–2 внешних знака одной профессии.

Большое количество копий реальных предметов.

2–3 предмета-заменителя к игре.

Воссоздание обстановки, похожей на настоящую

Публикации по теме:

Фотоотчет о предметно развивающей среде.Фотоотчет о предметно развивающей среде. Чтобы ребенок рос всесторонне развитой личностью, для этого нужно создать развивающую среду, которая включает в себя ряд базисных комплектов.

Конспект открытого интегрированного занятия по предметно — развивающей среде «В гости к нам Весна пришла»Конспект открытого интегрированного занятия по предметно — развивающей среде «В гости к нам Весна пришла» Конспект открытого интегрированного занятия по предметно – развивающей среде. Тема: "В гости к нам Весна пришла " Возрастная группа: старшая.

Консультация для воспитателей «Как рассказать о развивающей предметно-пространственной среде группы» Презентация воспитателем развивающей предметно-пространственной среды. (Особенности организации развивающей предметно-пространственной.

Консультация «ФГОС до. Требования к развивающей предметно-пространственной среде» Вопрос создания предметно - развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особенно актуально. ФГОС ДО раскрывают требования.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе В нашей группе мы уделяем большое внимание организации развивающей предметно-пространственной среды. В группе создана комфортная развивающая.

Отчет о предметно-развивающей среде и организации игр в подготовительной группе В целях совершенствования условий при организации игр в подготовительной группе №1 мы рассредоточили атрибуты для игр, обеспечив детям общение.

Отчет по предметно-развивающей среде в средней группеОтчет по предметно-развивающей среде в средней группе Отчет по предметно-развивающей среде в средней группе. Воспитатель: Клименко Наталья Александровна. Образовательную деятельность в нашей.

Требования к организации предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования в соответствии с ФГОС до Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Требования к структуре и содержанию образовательных ситуаций В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Требования к содержанию предметно-развивающей среде во второй младшей группе
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 14:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД