МААМ-картинки

Сценарий тренинга для педагогов-молодых специалистов «Принять, признать, призвать» (1 фото)

Татьяна Ильиных
Сценарий тренинга для педагогов-молодых специалистов «Принять, признать, призвать»

Сценарий тренинга для педагогов-молодых специалистов «Принять, признать, призвать»

Тренинг для молодых специалистов

«Понять, принять, признать»

Цель: развитие у молодых педагогов эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

1. Организационный момент.

Ритуал приветствия

Публикация «Сценарий тренинга для педагогов-молодых специалистов „Принять, признать, призвать“» размещена в разделах

Участники сидят в кругу, один из них говорит своему соседу (по часовой стрелке) какую-нибудь совсем короткую приветственную фразу, например: «Добрый день». Сосед должен как можно скорее встать, повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед должен сделать то же самое, и волна вставания и повторения бежит по кругу как по трибунам во время чемпионата мира по футболу. Попросите выполнить это задание с максимально возможной скоростью. Когда волна прошла полкруга, к заданию добавляется еще один элемент, на усмотрение, скажем, седьмого участника. Этот элемент может быть вербальным или невербальным.

Игра «Комплименты»

Цель – создание работоспособной, доброжелательной атмосферы в группе.

Задача участников сделать друг другу оригинальный, убедительный, правдивый комплимент.

2. Основная часть.

В федеральном государственном образовательном стандарте для успешной реализации Программы определены следующие психолого-педагогические условия (п. 3.2.1.) :

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Реализовать эти условия помогает личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми.

Основные принципы личностно-ориентированной педагогики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.

В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый — не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.

Личностно-ориентированная педагогика предъявляет особые требования к личности воспитателя. Важнейшими среди них являются искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Остановимся на каждом из них.

Будьте искренны! Дети очень чувствительны к отношению взрослых, интуитивно угадывают недоброжелательность, равнодушие. Искренность воспитателя проявляется в том, что он присутствует в ситуации общения не формально, что его интересуют мысли и переживания ребенка, что он откликается на них правдиво и открыто.

Упражнение «Замените негативные установки на позитивные»

Позитивное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.

Задание – замените негативные установки на позитивные.

Негативные установки Чувства детей Позитивные установки

"Горе ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. "Счастье ты моё, радость моя!"

"Не твоего ума дело!". Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. "А ты как думаешь?".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!". Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!" Нарушения взаимоотношений с взрослыми, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. "Иди ко мне,

давай во всём разберёмся вместе!"

"Всегда ты не вовремя подожди…". Отчуждённость, скрытность, ощущение беззащитности, ненужности, повышенное психоэмоциональное напряжение. "Давай, я тебе помогу!"

Эмпатия требует умения слушать ребенка, наблюдать, понимать не только его слова, но и то, о чем он умалчивает или то, чего он даже не осознает. В ходе эмпатического общения взрослый выслушивает ребенка, говорит о своем понимании его, разделяет с ним радость, помогает облегчить огорчение.

Упражнение "Я тебя понимаю"

Цель: формирование умения давать обратную связь; выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям.

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

Эмоциональность — качество, особенно необходимое в общении с детьми. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт.

Игра «Детский сад»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Выбираются два участника игры, остальные педагоги – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

Личностно-ориентированное взаимодействие способствует тому, что ребенок учится:

- уважать себя и других. К ним самим относятся с уважением, а отношение ребенка к себе и другим отражает характер отношения к нему окружающих взрослых;

- чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в свои силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления;

- быть искренним. Если взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, он не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ими моральных норм, предотвращает формирование двуличия;

- брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Взрослый везде, где возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию личностной зрелости ребенка и как следствие — формированию чувства ответственности за свои выбор;

- думать самостоятельно, так как взрослый не навязывает ребенку своего решения, а помогает сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

- адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не отвергаются, а принимаются взрослым, который стремится разделить или облегчить их.

Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослый способствует формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

- понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей. Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют от взрослого больших внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

3. Заключительная часть «Рефлексия»

Рефлексия «Все в ваших руках»

На листе бумаги каждый обводит свою левую руку. Каждый палец - это определенная позиция, по поводу которой необходимо высказать свое мнение.

Большой - для меня было важным и интересным.

Указательный – на этот вопрос я получил конкретную рекомендацию.

Средний - мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный - моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец - для меня было недостаточно.

Публикации по теме:

Консультация для молодых специалистов «Ребёнок играет один»Консультация для молодых специалистов «Ребёнок играет один» " Ребёнок играет один".Консультация для молодых специалистов. Всем известно, насколько важна игра в дошкольном возрасте. Существуют самые.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Консультация для молодых специалистов «Процесс обучения в среднем дошкольном возрасте» Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности;.

Консультация для молодых педагогов «Зимние забавы» Консультация для педагогов «Зимние игры и забавы» Рекомендации педагогам Играем вместе. Как всем известно, игра является ведущей деятельностью.

Мастер-класс для молодых педагогов Мастер-класс для молодых педагогов «Лепка из соленого теста как средство развития творчества у дошкольников» Мастер-класс для молодых педагогов.

Приветствие молодых специалистов Так это, значит, и есть наше пополнение? Ну, здравствуй, молодое пополнение! Очень приятно, что у вас боевое настроение! В нашей работе.

Программа методического сопровождения молодых (начинающих) специалистов Содержание Целевой раздел Пояснительная записка Актуальность темы Цели и задачи программы.

Система мониторинга реализации программы методического сопровождения молодых (начинающих) специалистов Задачи Критерии Методы Формы предоставления результатов Сроки Ответственные 1. Дать основы психолого – педагогических знаний, обучить.

Практикум для молодых специалистов «Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды» Современные НОД в ДОУ. Их наполнение и виды. Практикум для молодых специалистовПриходько Валентина Евгеньевна учитель начальных классов.

Конспект занятия для педагогов с элементами тренинга «Развитие творческих способностей у педагогов» Занятие с элементами тренинга на тему: «Развитие творческих способностей у педагогов» Цель: развитие творческих способностей, гармонизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий тренинга для педагогов-молодых специалистов «Принять, признать, призвать»
Опубликовано: 14 мая 2018 в 08:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД