Получи документы

Тренинг для педагогов ДОУ «Узнай себя и почувствуй другого»

Ирина Гладкова
Тренинг для педагогов ДОУ «Узнай себя и почувствуй другого»

Педагог-психолог Гладкова Ирина Александровна.

Ставропольский край, село Александровское, МДОУ Детский сад №33 «Звездочка».

Цель: создание условий для рефлексии каждым участником собственного поведения в ситуациях общения и положительного восприятия других участников тренинга. Развитие способности разбираться в собственных чувствах, проецировать их позитивные проявления на других; формирование эмоциональной открытости, навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей.

Публикация «Тренинг для педагогов ДОУ „Узнай себя и почувствуй другого“» размещена в разделах

Вступление: Эмоции являются постоянными спутниками человека. Они отражают окружающий мир в виде переживаний и проявляются в нашем поведении, настроении, взаимоотношениях с окружающими людьми. Но, к сожалению, многие люди не умеют выражать свои эмоциональные переживания и чувства собеседнику, предполагая, что окружающие сами должны догадываться о том, что сейчас происходит в их душе. Помимо различных субъективных препятствий, не позволяющих человеку выразить свои чувства (неуверенность, страх, неловкость, стыд и т. п., существует еще одно – это просто непонимание самим человеком, что он чувствует в настоящий момент и в чем причина его гнева, вдруг появившегося раздражения или радости во время общения с партнером. В особенности данное положение касается отрицательных эмоций, которые, являясь травмирующими или запретными с точки зрения морали, принятой в обществе, вытесняются в область бессознательного. Но данное вытеснение не решает проблемы, эмоции все равно находят выражение в поведении человека, в характере его общения, только теперь они проявляются в искаженном виде и, как правило, носят характер, неадекватный данной реальной ситуации. В быту довольно часто в таком случае говорят: «Наболело». Непонятые и невыраженность эмоции осложняют человеку жизнь и затрудняют коммуникативное взаимодействие с окружающими, и чем дальше, тем ситуация все более усложняется вплоть до ухода человека от общения и проявления агрессии.

Приветствие: «Погода»

Цель: создание с помощью образных представлений позитивного настроя на предстоящую работу, определение роли эмоций во время налаживания контакта между людьми.

Инструкция: часто при встрече с человеком мы испытываем некоторый дискомфорт от дурного настроения нашего партнера, и наоборот, его хорошее настроение заставляет нас забыть свои проблемы. Сегодня приветствие будет таким. Нужно передать настроение партнеру образами природы. Для выполнения упражнения следует встать в два круга. Сначала участники внешнего круга при помощи прикосновений создают у своих партнеров из внутреннего круга ощущение той или иной погоды. Затем задание выполняет внутренний круг.

Картинки природы: лето… Идет теплый дождь… гроза, тучи, сильные порывы ветра… Зима… Холодно… Сильная метель… Мороз и солнце – день чудесный… Осень… В тихом вальсе кружатся листья… Пасмурно, идет противный осенний дождь… Весна… Расцветают цветы… По небу тихо плывут облака…

Анализ: 1. Как смена картинок природы влияла на ваше настроение?

2. Насколько ярко были переданы образы?

3. В какой мере удалось ощутить настроение партнера и передать ему свое?

Упражнение 1 «Какого я цвета?»

Цель: создание с помощью образных представлений позитивного настроя на предстоящую работу, осознание и выражение собственного эмоционального состояния.

Инструкция: «Сейчас каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете вашего состояния». После того, как участники группы дают ответ, предлагается рассказать о том, как изменялось их состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как они проснулись, и до того, как пришли сюда, и с чем были связаны эти изменения. В заключение рассказа участники еще раз характеризуют свое настоящее состояние и объясняют, почему именно этот цвет они выбрали.

Анализ: 1. Трудно ли было выполнять упражнение? 2. Согласны ли члены группы с тем, как отдельные ее участники интерпретировали цвет в соответствии с определенным эмоциональным состоянием? 3. Преимущественно какие цвета выбраны членами группы? Что можно сказать об общем эмоциональном настрое группы?

Упражнение № 2 «Мусорное ведро»

Цель: актуализация негативных эмоциональных состояний.

Инструкция: ведущий показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро, и просит участников объяснить, что, по их мнению, символизирует мусорное ведро. Участникам предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Ведущий направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает участникам представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро. Участники описывают негативные моменты своей жизни так, как они изобразили это на картинке. Комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Ведущий помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например, от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения.

Упражнение №3. «Аукцион»

Цель: определение представлений участников о возможностях эмоционального реагирования.

Инструкция: по типу аукциона предлагается как можно больше способов, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы записываются на доске ведущим (аукционистом). Затем проводится групповое обсуждение проблемы «Как справиться с чувствами?».

Анализ: 1. С какими чувствами легче всего справиться?

2. Выражение чувств какими способами считается социально приемлемым?

Упражнение№4 «Моя проблема в общении»

Инструкция: Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

Анализ: Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

Упражнение №5 «Цепочка речи».

Инструкция: Проводится в большом кругу. Игра будет идти «с накоплением», т. е. информация будет накапливаться от игрока к игроку. Первый участник произносит свое предложение на заданную тему, второй – буквально дословно повторяет услышанное предложение, добавляя к нему свою реакцию. Третий возвращается по смыслу к предыдущим двум предложениям и добавляет свое.

Цель – тренировка умения слышать и слушать.

Упражнение № 6. «Достойный ответ»

Задание. Найти выход из конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники располагаются по кругу. Каждый получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников. Воспитатель, обращаясь к соседу справа, произносит записанную на карточке фразу. Задача соседа - достойно ответить на этот «выпад». Когда каждый побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается, и группа переходит к его обсуждению.

В процессе обсуждения необходимо обратить внимание воспитателей на следующие моменты: легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Материал к упражнению. Карточка 1. Ты слишком высокого мнения о себе. Карточка 2. Ты никогда никому не помогаешь. Карточка 3. Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы. Карточка 4. Ты совсем не умеешь красиво одеваться. Карточка 5. Почему ты на всех смотришь волком? Карточка 6. Посмотри, на кого ты похожа! Карточка 7. У тебя такой страшный взгляд! Карточка 8. С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений. Карточка 9. С тобой бесполезно договариваться о чем-либо: ты все равно все забудешь. Карточка 10. Ты слишком много болтаешь ерунды. Карточка 11. Что ты вечно на всех кричишь? Карточка 12. У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Обмен мнениями

Упражнение №7. «Ваши предложения»

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Упражнение №8. «Обратная связь»

Обсуждение по кругу результатов работы на тренинге.

Публикации по теме:

Тренинг коммуникативной компетентности для педагоговТренинг коммуникативной компетентности для педагогов 1. Психологическое вхождение. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью.

Тренинг для педагогов «Вместе мы сила» Приветствие. «Что нас объединяет» Теперь я попрошу каждого из вас передовая мячик назвать свое имя как бы вы хотели, что бы вас называли.

Конспект занятия для педагогов-психологов «Обретая себя, принимаю тебя» Конспект тренинга «Обретая себя, принимаю тебя» Цель: Повышение показателей уровня психологического климата в педагогическом коллективе.

Тренинг «Адаптация педагогов к работе в ДОУ» Теоретическая часть: Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике,.

Тренинг для педагогов ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПУТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». (Сенека).

Тренинг для педагогов на сплочение «Мы вместе» Тренинг на сплочение коллектива «Мы вместе» Цель: формирование коллективного взаимодействия, знакомство педагогов друг с другом, развитие.

Тренинг для педагогов «Ребенок в семье» Мозговой штурм «Что я думаю о семейном воспитании» Правила проведения «мозгового штурма»: - участвуют все - все высказываются и все слушают.

Тренинг для педагогов «Сплочение» Тренинг для педагогов «Сплочение» Педагог-психолог МБДОУ №88 Кокаева Л. Р. Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного.

Тренинг для педагогов «Общение» Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков педагогов. Задачи: • развить умение находить подход к людям; • подчеркнуть важность интонаций.

Тренинг для педагогов «Гореть или жить» Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ, повышение стресоустойчивости. Задачи: 1. Формирование знаний воспитателей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов ДОУ «Узнай себя и почувствуй другого»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 13:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД