Получи документы

Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы»

Виктория Пасечная (Ключкина )
Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы»

Тема: Подготовка семьи к обучению в школе.

Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

• Повышение компетентности родителей: познакомить родителей с критериями готовности к обучению в школе.

• Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей, познакомить со способами коррекции.

Публикация «Тренинг для родителей детей подготовительной группы „На пороге школы“» размещена в разделах

• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

• Сплочение группы, настрой на совместную работу;

• Обучение эффективным способам общения;

• Развитие навыков рефлексии у родителей.

Участники: родители, воспитатели группы подготовительной, педагог- психолог.

Оборудование и материалы:

1. Проектор.

2. Компьютер.

3. Карточки со словами.

4. Запись спокойной инструментальной музыки.

5. Листы бумаги и ручки.

План проведения

1. Вступительная часть. Приветствие. Регламент.

2. Теоретическая часть: Выступление педагога-психолога:

«Психологическая готовность ребенка к школе»

«Что ребенок должен знать к 6-7 годам».

3. Практическая часть.

Задания «Первоклассник»

Игра – тест: определить в степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.

4. Подведение итогов. Рекомендации родителям.

5. Рефлексия.

Ход собрания[/b]

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих первоклассников! Тема родительского собрания «Подготовка ребёнка к школе» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребёнок впервые войдёт в школьный класс. И вы уже задаёте себе вопросы:

- Готов ли мой ребёнок к школьному обучению?

- Как он будет учиться?

- Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

Наверное, каждый ребенок ожидает, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.

Но то, как он будет учиться и многое другое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

Нужна ли при этом помощь родителей? Да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.

В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.

2. Что это такое Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.

Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным, это:

• Физиологическая готовность – состояние здоровья;

• Психологическая.

• Социальная – взаимоотношения с окружающими, отношение к самому себе;

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, волевая готовность, коммуникативную способность.

Интеллектуальная готовность – это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.

Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка - задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность - это умение ребенка строить свои взаимоотношения с другими людьми:

• играть и общаться с другими ребятами;

• быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

• общаться с взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

• доброжелательность и отсутствие агрессивности.

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению к школе.

ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ:

Создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.

КАЧЕСТВА, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ РЕБЕНОК, ЧТОБЫ УЧИТЬСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ:

• внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;

• хорошая память;

• сообразительность;

• любознательность;

• развитое воображение;

• начальные навыки чтения, счета, письма;

• волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);

• организованность аккуратность;

• дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

ЗАПОМНИТЕ:

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!

Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они не в его пользу) Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

Особое внимание нужно уделить развитию речи и моторики ребенка.

Речь.

Состояние словарного запаса: в словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.

Состояние связной речи :учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций.

Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать

Что должен знать ребёнок 6-7 годам:

Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу.

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения) .

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) .

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут) .

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

3. «Первоклассник»

Цель: показать родителям, как важно :

- подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма;

- иметь большой словарный запас;

- иметь физическую подготовку;

- уметь пользоваться активной речью.

Родителям предлагается выполнить ряд заданий.

1. Упражнение «Напиши по образцу…» : Педагог-«Для того, чтоб нам как можно лучше было понять своих детей, давайте попробуем с вами написать небольшое слово каллиграфическим почерком. Сложно это или нет – разберемся на месте»!

Цель: показать родителям, как важно подготовить ведущую кисть руки ребенка к обучению письма.

На экране появляется слайд с образцом написанного слова СЕНТЯБРЬ. Родители должны переписать эти слова : правши –левой рукой, левши-правой.

Обсуждение: было ли комфортно, удобно или сложно выполнять задание.? Какие ощущения испытывали при выполнения задания и т. п.

2. Разрезать ножницами бумагу по контуру.

Родители делятся на пары. Один в паре берет в одну руку ножницы, второй бумагу с контурным выделением. Они в паре должны вырезать фигуру, работая каждый только одной руке. Можно передвигаться.

3. Пройти по кругу.

Родители становятся в круг. Каждый кладет свою руку на плечо соседу и замыкают круг. Не разрывая круг родители должны пройти круг по часовой стрелке. Затем должны присесть и встать все вместе, не разорвав круг.

Здесь важно отметить, как сложно выполнять задания без физической подготовки.

4. Пойми меня.

Родители делятся на пары. Один в паре закрывает уши (либо надевает наушники с музыкой, второй шёпотом произносит ему слово. Задача родителя угадать, что он сказал.

5. Без слов.

Родители делятся на пары. Один в паре читает карточку, на которой изображено слово. Он должен жестом показать это слово. Второй угадать.

Усложнение: одним словом объяснить слово.

Педагог: Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребенком в дом для игры, возмущаемся по поводу «бесцельного» перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано «всякой дребедени».

Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка.

Формирование навыков письма – это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.

ИГРА: ТЕСТ . Определить в степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребенка.

• Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием.

• Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;

• Похлопайте в ладоши, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство;

А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей)

:Педагог-«Беспокоятся и переживают почти все родители за своё чадо, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути».

4. Подведение итогов:

Итак, что же является фундаментом успешной подготовки ребёнка к школе?

1. Физическое здоровье ребёнка.

2. Развитый интеллект ребёнка.

3. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Выносливость и работоспособность.

5. Умение ребёнка читать и считать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание

8. Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Рекомендации родителям:

- Развивайте общую и мелкую моторику ребенка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.

-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.

- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т. п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.

-Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Если ваш ребенок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребенка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости.

Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребенка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления, и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.

5. Рефлексия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Деловая игра для родителей подготовительной к школе группы «Ребёнок на пороге школьной жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ««Карапсельский детский сад №8» Разработка содержания мероприятия «Деловая.

Игровой логопедический тренинг для родителей подготовительной группы компенсирующей направленности «Игры со звуками» Игровой логопедический тренинг для родителей подготовительной группы №6 компенсирующей направленности Тема: «Игры со звуками» Составила:.

Клуб «Ребенок на пороге школы» Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по проблеме.

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Ребенок на пороге школы» Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В. А. Дата.

Конспект заседания РМО педагогов-психологов в форме круглого стола с участием родителей «На пороге школы» Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Л. А.

Открытое итоговое интегрированное занятие в подготовительной группе «На пороге школы» Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи. Использовать здоровье сберегающую технологию.

Проект «На пороге школы» Содержание: 1. Паспорт проекта 2. Вид проекта 3. Актуальность проекта 4. Цель и задачи проекта 5. Принципы реализации проекта 6. Этапы.

Проект «На пороге школы»Проект «На пороге школы» Тема проекта: "На пороге школы" Сроки реализации: долгосрочный Вид проекта: познавательно - творческий Возраст детей: старшая группа Участники.

Родительское собрание в ДОУ «На пороге школы» Родительское собрание в ДОУ «На пороге к школе» Цель: Оказать психолого – педагогическую поддержку родителям будущих первоклассников. Задачи:.

Тренинг для родителей детей старшей группы «Роль родителей в развитии речи детей» Тренинг для родителей детей старшей группы по теме: "Роль родителей в развитии речи детей" Цель тренинга: - Способствовать развитию родительской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей детей подготовительной группы «На пороге школы»
Опубликовано: 26 января 2018 в 19:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД