Получи документы

Тренинг для родителей «У ребенка кризис трех лет. Что делать?»

Эльвира Купеева
Тренинг для родителей «У ребенка кризис трех лет. Что делать?»

ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: «У ребенка кризис трех лет. Что делать

Подготовила и провела: Купеева Э. А

2017 г.

Ход тренинга:

Звучит спокойная музыка. Родители собираются в музыкальном зале. Столы расставлены по кругу.

На них лежат памятки, карточки, листы бумаги, карандаши

Публикация «Тренинг для родителей „У ребенка кризис трех лет, Что делать?“» размещена в разделах

Ведущий: Уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем родительском клубе! Сегодня мы поговорим о том, как развивается ребенок в 3 года. На этом возрастном этапе он начинает осознавать себя как личность, его эмоциональные переживания становятся глубже, расширяется сфера деятельности, интенсивнее идет психофизическое развитие. Становление детской личности связано с эмоциональной сферой, сферой интересов и мотивами поведения. В этот период особое значение имеет семейное воспитание. Именно в семье ребенок учится радоваться, огорчаться, удивлять, любить. Характер общения с ребенком определяет его эмоциональное самочувствие.

Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.

Игра «Поприветствуем друг друга».

Цель игры – создать творческую атмосферу. Участники берут по одной карточке, на которой написано «европеец» или «японец». Не объявляя, какая карточка им досталась, они приветствуют друг друга соответствующим способом: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются. Задача игроков – найти «своих» и поделиться на 2 группы.

Установка

Участники объявляют, что они ожидают от предстоящего тренинга :

«Сегодня я научусь…»;

«Сегодня я стану…»;

«Отныне я буду…».

Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»

Ведущий берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах. Например, «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…»)

Ведущий: а теперь поговорим о наших детях, их качествах.

Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок

Я раздам каждому из вас лист с изображением двух ладоней–ваша задача, на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка.

(Родители представляют свои описания).

Ведущий: Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.

Ведущий: Тему нашей встречи, чтобы не раскрывать интриги, я бы назвала так: «Что с моим ребенком Тема важная, насущная. Я решила вас собрать, чтобы понять, почему в определенный момент жизни у вашего ребенка поведение, настроение, отношение к вам меняется в худшую сторону и что в этом случае надо делать. Давайте посмотрим небольшой видеоролик.

(Участники тренинга смотрят видеоролик «День за днем мы растем» о том, как дети играли, занимались и вели себя в разные режимные моменты в ДОУ).

Ведущий: Вы увидели, какими за 9 месяцев стали дети. Они быстро развиваются, многому научились. Но нервная система дошкольника трех лет неустойчива. Настроение меняется в зависимости от ситуации. Наблюдаете ли вы сейчас изменения в эмоциональном состоянии своих детей и их поведении?

(Каждый родитель рассказывает про изменения в поведении своего ребенка).

Задание «Особенности поведения»

Ведущий: сейчас я раздам вам карточки с утверждениями. Ваша задача– отметить те утверждения, которые соответствуют поведению ваших детей:

• Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.

• Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.

• Не воспринимает мнение других.

• Часто устраивает истерики.

• Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.

• Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей : нытье, угрозы, капризы.

• Ругается, дразнится, обзывает родителей.

• Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.

Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.

• Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

(По желанию родители озвучивают свои ответы)

Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит. Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад, родитель – на работу. Что это?

Родители : Это кризис.

Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критически. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.

Квест-игра «Поиск симптомов кризиса 3 лет»

1-й симптом – негативизм

Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.

По горизонтали:

1. Атмосфера. ( Ответ: небо.)

2. Деревенские пашни. ( Ответ: поле.)

3. Городская птица. ( Ответ: голубь.)

4. Цветок. ( Ответ: роза.)

5. Бывает слоеный. ( Ответ: торт.)

6. Любимая детская забава. ( Ответ: игра.)

7. Блюдо из риса. ( Ответ: плов.)

8. Маленькая лошадка. ( Ответ: пони.)

9. Холодное время года. ( Ответ: зима.)

10. Средство переправы на другой берег. ( Ответ: паром.)

Правильный ответ: негативизм.

Комментарий педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.

2-й симптом – упрямство

Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:

• волк, который смотрит вдаль;

• лиса, которая прижалась к лисенку;

• кролик, который прячется в траве;

• рычащий тигр;

• бегущий поросенок;

• белочка, которая грызет орешки;

• осел, стоящий на одном месте;

• тигр, который лежит на камне;

• кабан перед нападением;

• мирно гуляющий козлик;

• медленно бредущий медведь;

• обезьяна, которая грызет ветку бамбука.

Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.

Правильный ответ: осел.

Комментарий педагога-психолога. Приведем пример поведения дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет : «Сказал: «Не встану» – значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский, т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

Правильный ответ: строптивость.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

3-й симптом – своеволие

Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.

По горизонтали:

1. Предмет мебели. ( Ответ: стол.)

2. Предмет гордости рыбака. ( Ответ: улов.)

3. Этого нет в юрте, чуме. ( Ответ: окно.)

4. Мужской шарф. ( Ответ: кашне.)

5. Часть поезда. ( Ответ: вагон.)

6. Крупа для цыплят. ( Ответ: пшено.)

7. Жаркое время года. ( Ответ: лето.)

8. Цветная пудра для глаз. ( Ответ: тени.)

9. Вечнозеленое дерево. ( Ответ: елка.)

Правильный ответ: своеволие.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

Игра «Закончи мысль»

Ведущий предлагает родителям закончить предложение: «Капризы ребенка вызывают у меня…», «Упрямство побуждает меня…». Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и обсуждает с родителями несколько их высказываний.

Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.

Упражнение «Мусорное ведро»

Родители пишут на листах ответ на вопрос: «Что мешает жить и общаться». Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.

Ведущий: А теперь я предлагаю каждому из вас создать коллаж «Я и мой ребенок». Отразите в нем то, каким вы хотите видеть будущее свое и вашего ребенка.

Упражнение «Хвасталки»

Каждый участник дает 3 позитивные характеристики себе и своему ребенку. На каждую реплику члены группы отвечают: «Мы рады за тебя!»

В конце тренинга участники формулируют (или выбирают из предложенных на слайдах вариантов) правила общения с ребенком, переживающим кризис 3 лет. Затем обсуждают каждое правило

и вырабатывают общую стратегию поведения.

Рефлексия

Ведущий спрашивает участников:

• Что нового вы узнали?

• Что важного открыли для себя?

• Что удивило?

• Что обрадовало?

• С чем уходите?

Родители отвечают, опираясь на общие формулировки:

• Сегодня я понял…

• Сегодня я стал…

• Сегодня я научился…

• Отныне я буду…

Ведущий: Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас полезными, и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того, мы подготовили для вас памятки.

Родители получают памятки с советами педагога-психолога. В заключение ведущий читает

стихотворение Л. А. Булдаковой «Я сам» и прощается с участниками тренинга.

Ведущий: Я негативен и упрям, Строптив и своеволен, Средою социальной я очень недоволен. Вы не даете мне шагнуть, всегда помочь готовы. О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы. Система «Я» кипит во мне, хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу, хочу! Могу! И буду!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Кризис трех лет» К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления.

Консультация для родителей «Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет» - Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. - Позвольте малышу.

Консультации для родителей «Кризис трех лет» Консультации для родителей «Кризис трех лет»Подготовила воспитатель:Гафурова. Ю. И. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Консультация для родителей «Кризис трех лет» Как НАДО вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет. По тому, на кого направлен.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение ХМР «Детскийсад «Березка» п. Горноправдинск» Консультация родителям и воспитателям.

Консультация для родителей «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Консультация для родителей. «Признаки кризиса 7 лет у ребенка. Что делать родителям?» Период перехода ребенка от детского возраста к 7-летнему.

Кризис трех лет Кризис трех лет. К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, поэтому мы наблюдаем.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Ребенок начинает капризничать,.

Консультация для родителей «Кризис трех лет»Консультация для родителей «Кризис трех лет» Термин "кризис трех лет" - название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального.

Консультация для родителей «Зеркальное письмо. Что делать, если у вашего ребенка оптическая дисграфия» Что делать, если у вашего ребенка оптическая дисграфия … Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей «У ребенка кризис трех лет. Что делать?»
Опубликовано: 11 июня 2018 в 12:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД