Папки-передвижки

Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Наша дружная семья»

Елена Голубева
Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Наша дружная семья»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально - личностному развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Тренинг коррекции детско-родительских отношений

«Наша дружная семья».

Составитель: педагог – психолог Голубева Е. В.

Чебоксары 2014

Публикация «Тренинг коррекции детско-родительских отношений „Наша дружная семья“» размещена в разделах

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны от самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем и на сколько семья благополучна. Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, чувство защищенности и стимулирование его развития. Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. Семья, как направляющая сила и образец для подражания, играет огромную роль в становлении личности. Ведь семья – это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных ценностях.

Изменения, происходящие в экономической, политической сфере, социальная напряженность привели к ухудшению психического здоровья семьи. Родители утратили психологическую связь с детьми, поэтому лишились возможности узнавать и понимать истинные причины нервно-психических заболеваний, нервных срывов, неуспеваемости в школе, отклоняющегося от нормы поведения своих детей.

Вместе с тем хорошо известно: ребенок полностью зависит от семьи. В ней происходит удовлетворение важнейших потребностей в защищенности, доверии, любви. Возможность удовлетворения этих потребностей является необходимым условием его эмоционального благополучия, процесса развития.

Важнейшим условием положительного самоощущения является безусловное принятие ребенка родителями и их сотрудничества с ними. Отрицательные состояния – это нередко результат отвержения матерью или отцом.

Поэтому, одним из направлений работы психолога, работающего в детском учреждении, является взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка.

Отношения между членами семьи сказываются на формировании личности ребенка.

На основании этого, я считаю, что одна из задач семейного консультирования сегодня – это налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье.

В качестве примера формы работы в этом направлении предлагаю тренинг детско-родительских отношений «Как мы чувствуем друг друга».

Цель тренинга – гармонизация детско – родительских взаимоотношений.

Задачи, решаемые в ходе тренинга :

1. Создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

2. Обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

3. Научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения;

4. Формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Продолжительность: 1,5 часа.

Участники: дети старшего дошкольного возраста с родителями.

Методы работы, используемые в тренинге :

• игровая терапия,

• телесно-ориентированная терапия,

• арт-терапия.

Материалы:

1. Бейджики по количеству родителей и детей;

2. Фломастеры;

3. Альбомный лист А 3 по количеству детско-родительских пар;

4. Краски;

5. Кисточки;

6. Стаканчики-непроливайки с водой;

7. Фломастеры,

8. Карандаши цветные и простые;

9. Ластик;

10. Шарфики по количеству детско-родительских пар;

11. Магнитофон;

12. Запись колыбельной песни.

Ход тренинга.

1. «Оформление бэйджиков»

Всем участникам предлагается написать на своей карточке любое игровое имя: настоящее, сказочного персонажа, вымышленное. Можно предложить выбрать то имя, которое человек хотел бы иметь в жизни.

2. «Наши имена»

Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. (Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку).

Примечание: это упражнение позволит составить представление о нынешнем состоянии участников тренинга.

3. Упражнение «Семейный герб и гимн»

Психолог рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – ребёнок» предлагается нарисовать свой герб.

Затем все рисунки выкладываются в круга на полу, и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.

После завершения работы идет обсуждение.

Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

Примечание: родитель и ребенок герб рисуют совместно. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

4. Упражнение «Найди своих родителей»

Инструкция: ребенку завязываются шарфом глаза. Родители садятся на стулья в ряд. Ребенок, обходя ряд, на ощупь должен найти своего родителя. Играют все участники. Можно предложить родителям с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

5. Упражнение «В магазине зеркал»

Психолог: «В магазине много зеркал. Туда вошёл человек с обезьянкой на плече. Она увидела свои отражения в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала строить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения».

Всем участникам нужно побывать в роли «обезьянки» и в роли «зеркала».

6. Упражнение «Дракон кусает свой хвост»

Все участники встают друг за другом в цепочку и крепко держатся за талию впереди стоящего игрока. Первый – «голова» дракона, последний – «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост».

Примечание: «головой» дракона должен побывать каждый участник. 7. Упражнение «Любящие родители»

Родителям предлагается роль «родителя», а потом они меняются со своими детьми ролями – родители исполняют роль «ребенка», а их дети роль «родителя». Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.

(Звучит колыбельная музыка).

Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала родитель нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Они гладят ребенка по телу, начиная от головы, далее гладят руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево. Затем роли меняются. Родители становятся «детьми», а дети – «родителями».

По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

8. Рефлексия.

Список использованной литературы:

1. Бенилова С. Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми., Москва. : Книголюб. 2002.

2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва., Издательский центр «Академия», 2000.

3. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии. СПб. : Питер. 2000.

4. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов на - Дону. : Феникс. 2005.

5. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Москва. : Владос. 2001.

6. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов на - Дону. : Феникс. 2005.

Публикации по теме:

Новогодние композицииНовогодние композиции К Новому году все готовятся, украшая свои дома, жилища. Родители муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Наша дружная семья»
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 17:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД