Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Наша дружная семья»

Елена Голубева
Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Наша дружная семья»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально - личностному развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики

Тренинг коррекции детско-родительских отношений

«Наша дружная семья».

Составитель: педагог – психолог Голубева Е. В.

Чебоксары 2014

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца или матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны от самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем и на сколько семья благополучна. Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, чувство защищенности и стимулирование его развития. Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. Семья, как направляющая сила и образец для подражания, играет огромную роль в становлении личности. Ведь семья – это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных ценностях.

Изменения, происходящие в экономической, политической сфере, социальная напряженность привели к ухудшению психического здоровья семьи. Родители утратили психологическую связь с детьми, поэтому лишились возможности узнавать и понимать истинные причины нервно-психических заболеваний, нервных срывов, неуспеваемости в школе, отклоняющегося от нормы поведения своих детей.

Вместе с тем хорошо известно: ребенок полностью зависит от семьи. В ней происходит удовлетворение важнейших потребностей в защищенности, доверии, любви. Возможность удовлетворения этих потребностей является необходимым условием его эмоционального благополучия, процесса развития.

Важнейшим условием положительного самоощущения является безусловное принятие ребенка родителями и их сотрудничества с ними. Отрицательные состояния – это нередко результат отвержения матерью или отцом.

Поэтому, одним из направлений работы психолога, работающего в детском учреждении, является взаимодействие с семьей с целью создания оптимальных условий для развития ребенка.

Отношения между членами семьи сказываются на формировании личности ребенка.

На основании этого, я считаю, что одна из задач семейного консультирования сегодня – это налаживание эмоциональных взаимоотношений в семье.

В качестве примера формы работы в этом направлении предлагаю тренинг детско-родительских отношений «Как мы чувствуем друг друга».

Цель тренинга – гармонизация детско – родительских взаимоотношений.

Задачи, решаемые в ходе тренинга:

1. Создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

2. Обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций;

3. Научить участников тренинга способам снятия эмоционального напряжения;

4. Формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;

формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Продолжительность: 1,5 часа.

Участники: дети старшего дошкольного возраста с родителями.

Методы работы, используемые в тренинге:

• игровая терапия,

• телесно-ориентированная терапия,

• арт-терапия.

Материалы:

1. Бейджики по количеству родителей и детей;

2. Фломастеры;

3. Альбомный лист А 3 по количеству детско-родительских пар;

4. Краски;

5. Кисточки;

6. Стаканчики-непроливайки с водой;

7. Фломастеры,

8. Карандаши цветные и простые;

9. Ластик;

10. Шарфики по количеству детско-родительских пар;

11. Магнитофон;

12. Запись колыбельной песни.

Ход тренинга.

1. «Оформление бэйджиков»

Всем участникам предлагается написать на своей карточке любое игровое имя: настоящее, сказочного персонажа, вымышленное. Можно предложить выбрать то имя, которое человек хотел бы иметь в жизни.

2. «Наши имена»

Всем участникам предлагается назвать своё имя и прилагательное, начинающееся на туже букву, что и ваше имя. (Родители помогают детям – рассказывают причину выбора имени своему ребёнку).

Примечание: это упражнение позволит составить представление о нынешнем состоянии участников тренинга.

3. Упражнение «Семейный герб и гимн»

Психолог рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах «родитель – ребёнок» предлагается нарисовать свой герб.

Затем все рисунки выкладываются в круга на полу, и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).

Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.

После завершения работы идет обсуждение.

Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.

Примечание: родитель и ребенок герб рисуют совместно. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.

4. Упражнение «Найди своих родителей»

Инструкция: ребенку завязываются шарфом глаза. Родители садятся на стулья в ряд. Ребенок, обходя ряд, на ощупь должен найти своего родителя. Играют все участники. Можно предложить родителям с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.

5. Упражнение «В магазине зеркал»

Психолог: «В магазине много зеркал. Туда вошёл человек с обезьянкой на плече. Она увидела свои отражения в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала строить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения».

Всем участникам нужно побывать в роли «обезьянки» и в роли «зеркала».

6. Упражнение «Дракон кусает свой хвост»

Все участники встают друг за другом в цепочку и крепко держатся за талию впереди стоящего игрока. Первый – «голова» дракона, последний – «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост».

Примечание: «головой» дракона должен побывать каждый участник. 7. Упражнение «Любящие родители»

Родителям предлагается роль «родителя», а потом они меняются со своими детьми ролями – родители исполняют роль «ребенка», а их дети роль «родителя». Упражнение хорошо выполнять сидя на ковре.

(Звучит колыбельная музыка).

Родители укачивают своего любимого ребенка. Сначала родитель нежно прижимает его к себе, с доброй улыбкой смотрит на него. Они гладят ребенка по телу, начиная от головы, далее гладят руки, тело ребенка, постепенно перемещаясь вниз к ногам, смотрит на ребенка, ласково и с любовью, мерно покачиваясь по музыку вправо-влево. Затем роли меняются. Родители становятся «детьми», а дети – «родителями».

По окончании упражнения идёт обсуждение ролей, кому из участников какая роль больше понравилась и чем.

8. Рефлексия.

Список использованной литературы:

1. Бенилова С. Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми., Москва.: Книголюб. 2002.

2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва., Издательский центр «Академия», 2000.

3. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии. СПб.: Питер. 2000.

4. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов на - Дону.: Феникс. 2005.

5. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. Москва.: Владос. 2001.

6. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов на - Дону.: Феникс. 2005.

Публикации по теме:

Новогодние композицииНовогодние композиции К Новому году все готовятся, украшая свои дома, жилища. Родители муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Тренинг коррекции детско-родительских отношений «Наша дружная семья»
Опубликовано: 27 февраля 2014 в 17:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...