МААМ-картинки

Тренинг по профориентации для учащихся 8 классов «Хочу-могу-надо» (6 фото)

Анна Шевелева
Тренинг по профориентации для учащихся 8 классов «Хочу-могу-надо»

Тренинг по профориентации

для учащихся 8 классов

«Хочу-могу-надо»

Целью мероприятия является расширение кругозора учащихся о различных профессиях, формирование позитивного отношения к труду, к профессиональному росту, к осознанному профессиональному выбору.

Задача заключалась, в помощи ребятам, найти востребованную профессию на рынке труда, в современном мире.

Публикация «Тренинг по профориентации для учащихся 8 классов „Хочу-могу-надо“» размещена в разделах

Формы и методы - беседа, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование «Ваш личный код по дате рождения», диагностика «Выбор профиля обучения и профессионального самоопределения», анкетирование по методике И. Л. Соломина «Самооценка профессиональных интересов и способностей».

Введение

Работа играет очень важную роль в жизни человека. Она оказывает влияние на все сферы его личности. Правильно выбранная профессия вызывает чувство удовлетворения, повышает позитивное представление человека о самом себе и тем самым положительно влияет на самооценку и самоуважение. Человек, отдающийся любимой работе, реализующий себя в ней и ощущающий свой успех, меньше болеет, обладает большей сопротивляемостью к стрессовым ситуациям и физическим недугам.

Поэтому человеку, вступающему в жизнь, так важно самоопределиться и сделать правильный выбор.

Между тем эта задача не из легких. Мир профессий необъятен и безбрежен, кроме того, он очень динамичен и изменчив. Как ты думаешь, сколько всего профессий насчитывается в мире? Более 40 тысяч! Ежегодно появляется множество новых профессий. Некоторые профессии живут лишь 5-15 лет, а затем исчезают или меняются до неузнаваемости.

Особенностью современной действительности является то, что на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Эта реальность сегодняшнего дня. И она указывает на то, что человеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежными. Это уже делают сегодня некоторые студенты вузов.

В этом смысле знакомство с широким профилем открывает тебе перспективы ориентации в обширном круге смежных профессий.

Знания в современном мире быстро устаревают, и человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придется переучиваться и постоянно повышать квалификацию. Именно поэтому уже сейчас на школьной скамье необходимо развивать в себе умения и навыки самообразования и саморазвития.

Определить раз и навсегда, годен или не годен человек к какой-то узкой профессии, очень проблематично и даже рискованно. Жизнь преподносит порой неожиданные сюрпризы. Известно, например, что великая русская актриса В. Ф. Комиссаржевская впервые пришла на подмостки сцены в 29 лет, а до этого никто и не подозревал, что в ней скрыт яркий артистический талант. Значит, многое зависит от активности, целеустремленности, направленности личности.

Итак, профессий много, однако не только познакомиться с каждой, но даже и перечислить их трудно. Что делать?

Для начала надо определить не профессию, а сферу человеческой деятельности, наиболее привлекательную для тебя, и задуматься – есть ли у тебя необходимые задатки и способности для этой сферы.

Педагог-психолог: итак, ребята, для того чтобы вести продуктивную профориентационную работу, необходимо определиться со своими запросами. Понять какую специальность вы хотите получать, по какой профессии трудиться или в каком учебном заведении обучаться.

Существует формула выбора профессии, которая состоит из трех следующих друг за другом факторов:

1-й фактор включает в себя профессиональную направленность, интересы, склонности человека, желания. Мы можем назвать этот фактор одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ

2-й фактор включает в себя состояние здоровья, личностные особенности. Кто-то склонен к активной деятельности, а кому-то нравится выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень знаний и способности, осведомленность в разных областях деятельности, уровень интеллектуального развития. Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Второй фактор можно назвать одной фразой, «ЧТО Я МОГУ».

3-й фактор включает в себя специфику регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения профессиональной карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот фактор можно назвать одной фразой: «ЧТО НАДО».

При выборе профессии, если не учитывать ряд важных факторов, то выбор окажется случайным, необоснованным и, вероятно, ошибочным. Следовательно, профессию нужно выбирать тщательно и разумно. Именно для этого и создана единая формула выбора профессии.

Схема №1. Взаимозависимость трех элементов, составляющих основу профессионального выбора

Задание №1.

Напиши 2-3 профессии, которые тебе интересны

___

Составь список своих интересов, увлечений, любимых занятий («Хочу»)

___

Составь список своих способностей, талантов, полезных навыков («Могу»)

___

Как ты считаешь, выбранные тобой профессии, нужны нашему городу, Красноярскому краю («Надо»? Почему?

___

Схема №2. Факторы выбора профессии

Классификация профессий

«ВЫБИРАЮ» : ВЫБОР ПРОФЕССИИ НА ОСНОВЕ САМООЦЕНКИ И АНАЛИЗА СОСТАВЛЯЮЩИХ «ХОЧУ»«МОГУ»«НАДО»

Все многочисленные профессии можно разделить на пять сфер:

Название типов профессий

1. Человек — Техника (Ч-Т). Труд людей этой группы профессий связан с :

преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);

обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);

восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);

изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

2. Человек — Человек (Ч-Ч). Труд людей этой группы профессий связан с :

воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);

медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);

правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т. д.);

организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);

изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).

3. Человек — Знаковая система (Ч-З). Труд людей этой группы профессий связан с :

преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);

шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);

управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);

составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);

восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).

4. Человек — Природа (Ч-П). Труд людей этой группы профессий связан с :

преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);

обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);

заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);

восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);

изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).

5. Человек — Художественный образ (Ч-Х). Труд людей этой группы профессий связан с :

преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);

исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);

с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).

Запиши вывод, какой тип профессии ты предпочитаешь и почему ___

___

Литература

1. Арефьев И. П. Занимательная профориентация. – Шуя.

2. Журнал «Школа и производство», 2004, № 3.

3. Кустобаева Е. К. Встреча с самим собой: школа профессионального самоопределения (для уч-ся 8-9 классов). – Казань, 2005.

4. Межшкольный учебный комбинат Дзержинского района. Рабочая тетрадь по курсу «Человек и профессия». – Волгоград, 2005-06 уч. год.

5. Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессию : Учебное пособие для уч-ся старших классов. – М., 1991.

6. Центр Профориентации Молодёжи. Рабочая тетрадь по профориентации. – Химки.

7. Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера : Книга для учителя. – М. : «Просвещение», 2006.

8. Чистякова С. Н. Твоя профессиональная карьера : Учебник для 8-11 классов. – М. : «Просвещение», 2000.

Приложение

Анкета «Ориентация»

И. Л. Соломин

Анкета разработана петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным. Она пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке.

Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:

0 - вовсе нет;

1 - пожалуй, так;

2 - верно;

3 - совершенно верно.

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю) :

1 Обслуживать людей 0 1 2 3

Заниматься лечением 0 1 2 3

Обучать, воспитывать 0 1 2 3

Защищать права и безопасность 0 1 2 3

Управлять людьми 0 1 2 3

2 Управлять машинами 0 1 2 3

Ремонтировать оборудование 0 1 2 3

Собирать и налаживать технику 0 1 2 3

Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи 0 1 2 3

Заниматься строительством 0 1 2 3

3 Редактировать тексты и таблицы 0 1 2 3

Производить расчеты и вычисления 0 1 2 3

Обрабатывать информацию 0 1 2 3

Работать с чертежами, картами и схемами 0 1 2 3

Принимать и передавать сигналы и сообщения 0 1 2 3

4 Заниматься художественным оформлением 0 1 2 3

Рисовать, фотографировать 0 1 2 3

Создавать произведения искусства 0 1 2 3

Выступать на сцене 0 1 2 3

Шить, вышивать, вязать 0 1 2 3

5 Ухаживать за животными 0 1 2 3

Заготавливать продукты 0 1 2 3

Работать на открытом воздухе 0 1 2 3

Выращивать овощи и фрукты 0 1 2 3

Иметь дело с природой 0 1 2 3

А Работать руками 0 1 2 3

Выполнять решения 0 1 2 3

Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать 0 1 2 3

Получать конкретный практический результат 0 1 2 3

Воплощать идеи в жизнь 0 1 2 3

Б Работать головой 0 1 2 3

Принимать решения 0 1 2 3

Создавать новые образцы 0 1 2 3

Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать 0 1 2 3

Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать 0 1 2 3

Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:

0 - вовсе нет;

1 - пожалуй, так;

2 - верно;

3 - совершенно верно.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками) :

1 Знакомиться с новыми людьми 0 1 2 3

Быть чутким и доброжелательным 0 1 2 3

Выслушивать людей 0 1 2 3

Разбираться в людях 0 1 2 3

Хорошо говорить и выступать публично 0 1 2 3

2 Искать и устранять неисправности 0 1 2 3

Использовать приборы, машины, механизмы 0 1 2 3

Разбираться в технических устройствах 0 1 2 3

Ловко обращаться с инструментами 0 1 2 3

Хорошо ориентироваться в пространстве 0 1 2 3

3 Быть сосредоточенным и усидчивым 0 1 2 3

Хорошо считать в уме 0 1 2 3

Преобразовывать информацию 0 1 2 3

Оперировать знаками и символами 0 1 2 3

Искать и исправлять ошибки 0 1 2 3

4 Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи 0 1 2 3

Разбираться в литературе и искусстве 0 1 2 3

Петь, играть на музыкальных инструментах 0 1 2 3

Сочинять стихи, писать рассказы 0 1 2 3

Рисовать 0 1 2 3

5 Разбираться в животных или растениях 0 1 2 3

Разводить растения или животных 0 1 2 3

Бороться с болезнями, вредителями 0 1 2 3

Ориентироваться в природных явлениях 0 1 2 3

Работать на земле 0 1 2 3

А Быстро выполнять указания 0 1 2 3

Точно следовать инструкциям 0 1 2 3

Работать по заданному алгоритму 0 1 2 3

Выполнять однообразную работу 0 1 2 3

Соблюдать правила и нормативы 0 1 2 3

Б Создавать новые инструкции и давать указания 0 1 2 3

Принимать нестандартные решения 0 1 2 3

Легко придумывать новые способы поведения 0 1 2 3

Брать на себя ответственность 0 1 2 3

Самостоятельно организовывать свою работу 0 1 2 3

Обработка результатов

Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку "предмет труда" : 1) человек - человек; 2) человек - техника; 3) человек - знаковая система; 4) человек - художественный образ; 5) человек - природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку "характер труда" : А - исполнительские; Б - творческие.

Зная координаты своих профессиональных предпочтений, можно найти наиболее подходящую для вас профессиональную группу.

Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям (Хочу) или способностям (Могу).

Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способности могут развиваться и совершенствоваться. Но верно и обратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Именно поэтому данный вид деятельности становится для него более привлекательным.

Тренинг по профориентации для учащихся 8 классов «Хочу-могу-надо»
Фото «Хочу-могу-надо»
Тренинг по профориентации для учащихся 8 классов - фото
Фото №1 Задача заключалась в помощи ребятам найти востребованную профессию на рынке труда в современном мире Фото №2 Публикация Тренинг по профориентации для учащихся классов Хочу могу надо размещена в разделах Профориентация школьников выбираем профессии Средняя школа класс Средняя школа Фото №3 Соломина Самооценка профессиональных интересов и способностей

Прикреплённые файлы:

hochu-mogu_vrflg.ppt | 13946,5 Кб
 
Публикации по теме:

Праздник «Осенние веселушки» для учащихся 1–9 классов Праздник в школе для учащихся 1-9 классов «Осенние веселушки» Цель: формирование и развитие личности школьников. Задачи: 1. Воспитание.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.

Фотоотчёт «Новогодние сочинения учащихся 3–4 классов»Фотоотчёт «Новогодние сочинения учащихся 3–4 классов» В последнюю неделю уходящего года и четверти моим ученикам было предложено написать новогоднее сочинение по одной из тем: 1. "Новогодняя.

Кроссворд «Математическая шкатулка» для учащихся 8–9 классовКроссворд «Математическая шкатулка» для учащихся 8–9 классов Кроссворд «Математическая шкатулка» Кроссворд «Математическая шкатулка» составлен для школьников 8-9 классов с целью проверки их умения.

Сценарий квест-игры по профориентации для учащихся 1–4 классов «Юные мастера»Сценарий квест-игры по профориентации для учащихся 1–4 классов «Юные мастера» КВЕСТ-ИГРА по профориентации для учащихся с 1-4 классы «Юные мастера» Цель: расширить представление у обучающихся о разнообразии профессий.

Фотоотчет «Математическое кафе для учащихся 5-х классов»Фотоотчет «Математическое кафе для учащихся 5-х классов» 22 декабря в «математическое кофе» были приглашены учащиеся 5-х классов. Там их встретили приветливые официанты и строгие кассиры, их роль.

Многофункциональный работающий стенд «Я хочу, могу, умею»Многофункциональный работающий стенд «Я хочу, могу, умею» Автор: Скобина Галина Игоревна Инструктор по физкультуре МАДОУ компенсирующей направленности детский сад № 12 «Родничок» г. Краснокаменск.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 7» Предмет «Музыка» Урок – концертДля 6-7 классовНа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг по профориентации для учащихся 8 классов «Хочу-могу-надо»
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 07:33
+221Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД