Тренинговое занятие «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Анна Бунакова
Тренинговое занятие «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ

ЦЕЛЬ: помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами).

(важно построить отношения, которые создадут ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения).

ЗАДАЧИ:

1. Прогноз вероятной степени адаптации ребенка (по количеству баллов психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в ДОУ).

2. Знакомство со схемой введения ребенка в группу д/с (заполнение заявления, анкеты-знакомства, анкеты готовности, определение НПР ребенка психологом, выдача направления (прохождение врачей, прогноз степени адаптации, знакомство педагогов с результатами анкет, прогноза адаптации).

3. Консультирование родителей (знакомство с родителями и ребенком, анкетами, диагностика НПР ребенка).

4. Консультирование персонала д/с (педагогов, ознакомление с прогнозом степени адаптации, анкетами, листом адаптации, играми для детей раннего возраста и т. д. для скоординирования работы всего коллектива д/с для прохождения адаптации вновь поступивших детей в д/с.

ПЛАН

1. Вступление.

2. Приветствие.

3. Релаксационное упражнение «Групповое рисование».

4. Мини-тест «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду».

5. Игра «Непослушные шарики».

6. Знакомство со схемой введения ребенка в группу д/с.

7. Игра «Найди 3 отличия».

8. Об использовании методов наблюдения.

9. Роль игр-забав в развитии ребенка раннего возраста.

10. Обсуждение.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

1. Большие стулья и маленькие столы.

2. Бланки документов: заявление, анкета знакомства, анкета готовности, НПР, договор, лист адаптации.

2. Листы бумаги для каждого и цветные карандаши.

3. «Ромашка» с вопросами и вариантами ответов по адаптации детей раннего возраста.

4.10 надувных шариков.

5. Кассета с музыкой А. Хачатуряна «Танец с саблями» из балета «Гаянэ».

6. Различные атрибуты и аксессуары: платок, шарф, бусы, ленты, брошки и т. д.

7. Предметы, принесенные для показа д/з.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВСТУПЛЕНИЕ:

ПЕДАГОГИ: заходят в зал, садятся на большие стулья за маленькие столы по кругу.

(вспоминают 10 правил)

ПСИХОЛОГ: - Здравствуйте! Тема сегодняшнего занятия «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду.

-Вот все и позади: и семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребенку в сад, и надо ли вообще ему туда идти, выбор д/с, сбор документов, прохождение врачей.

Наконец ребенок устроен.

Родители в предвкушении новой жизни, новых возможностей. После пережитого напряжения так хочется верить, что все трудности позади.

Если бы это было так! Часто случается, что для многих родителей наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в д/с, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив д/с, а за что отвечают родители?

Модель взаимодействия д\с и семьи и его результаты возникнут в случае организации мягкого, с учетом возможностей семьи, перевода малыша с домашнего на общественное воспитание.

-Начнем наше занятие с приветствия.

2. ПРИВЕТСТВИЕ (создание положительного эмоционального настроя участников, повышение работоспособности, усиление мотивации каждого участника, сплоченности).

ПСИХОЛОГ: - Разделитесь на тройки (двойки, в зависимости от количества человек). После нескольких минут обсуждения между собой вы должны произнести хором или продемонстрировать придуманное вами короткое приветствие. Оно может состоять всего лишь из одной фразы или одного жеста. Задание понятно? Выполняем!

(педагоги выполняют задание)

- Что вы почувствовали после выполнения этого задания? (педагоги отвечают).

3. РЕЛАКСАЦИОННОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВОЕ РИСОВАНИЕ» (для снижения эмоционального напряжения)

ПСИХОЛОГ: - Для выполнения следующего упражнения отметьте лист бумаги своим значком. Цветными карандашами начините рисовать то, что хотите. По моему сигналу все должны передать начатые рисунки соседям слева и получить рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает уже начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него какие угодно изменения. По следующему сигналу рисунки снова передаются налево, получают другие справа и продолжаете рисовать. Так продолжается до тех пор, пока к каждому из вас не вернется рисунок, который вы начали.

Во время дорисовывания попробуйте осознать те чувства, которые возникают, когда вы видите, какие изменения претерпел начатый вами рисунок. Каждый волен оставить или изменить дорисованное другими. Затем мы обсудим ваши впечатления иреакции. Задание понятно? Выполняйте!

(педагоги выполняют задание, а затем проходит обсуждение)

4. МИНИ-ТЕСТ «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ» (по типу «американского тестирования» в виде вопросов с вариантами ответов на «ромашке»).

ПСИХОЛОГ: - В следующем задании вы будете вытягивать из «ромашки» по одному лепестку читать вопрос и выбирать из предложенных вариантов ответов правильный на ваше усмотрение.

(педагоги выполняют задание; сообщить им источники, откуда бралась информация по данной теме, послушать педагогов, какой литературой пользуются они)

5. ИГРА «НЕПОСЛУШНЫЕ ШАРИКИ» (снятие эмоционального напряжения, способствование дальнейшему сплочению группы)

ПСИХОЛОГ: - Разделитесь на 2 команды, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Я дам вам по 1 шарику. Ваша задача: любыми способами, но не расцепляя рук, удерживать шарики в воздухе как можно дольше. На шарики можно дуть, подкидывать их головой, плечом и т. д. Победит та команда, которая дольше всех сможет удержать шарики.

(педагоги выполняют задание под музыку А. Хачатуряна «Танец с саблями»)

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЕДУЩЕМУ: количество шариков может варьироваться от1-5, в зависимости от количества участников и отведенного на игру времени. В процессе игры командам добавляется по 1 шарику. Это активизирует каждого участника и оживляет игру.

ОБСУЖДЕНИЕ проводится по окончании игры. Участники называют игры для детей раннего возраста, похожие по содержанию на данную игру («Пушинка», «Снежинка»).

В «Пушинке» дети дуют на кусочек ватки и удерживают его в воздухе как можно дольше. С 2,5-3 лет можно использовать коллективную форму игры, когда дети уже не поодиночке, а вдвоем, втроем удерживают пушинку, сидя за столами на стульях.

6. ЗНАКОМСТВО СО СХЕМОЙ ВВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ГРУППУ ДЕТСКОГО САДА (для скоординирования работы специалистов детского сада для прохождения адаптации вновь поступивших детей в облегченном виде для родителей, детей и педагогов)

ПСИХОЛОГ: - Познакомьтесь со схемой введения ребенка в группу детского сада.

1. Медицинская сестра выдает родителям бланк заявления для заполнения.

2. Затем она выдает им 2 анкеты (анкета знакомства, анкета готовности, лист адаптации) и договор, которые заполняются либо дома, либо здесь и сейчас.

4. С заполненными анкетами и ребенком родители идут на консультацию к психологу. Он просматривает анкеты, проверяет уровень НПР ребенка данного возраста, фиксирует результаты. Баллы по готовности ребенка подсчитываются позже. На их основе прогнозируется степень адаптации на листе адаптации. 2 анкеты и лист адаптации остаются у психолога, договор родители отдают воспитателю при их знакомстве. Позже лист со степенью адаптации отдается в ту группу воспитателю, куда поступает тот или иной ребенок.

5. Медицинская сестра после осмотра психологом ребенка выдает направление для прохождения врачей.

6. Педагоги по анкете знакомства знакомятся с информацией о ребенке и его родителях (особенности развития, личность, интересы, склонности, черты, дополнительные сведения).

7. Знакомятся с листом адаптации, где педагоги фиксируют состояние ребенка в дни адаптации (1 2 3 4 8 16 32 64 128).

(документы передаются педагогами друг другу по кругу для их просмотра)

7. ИГРА «НАЙДИ 3 ОТЛИЧИЯ» (отработка навыков наблюдения, установление контактов в общении для работы с детьми раннего возраста)

ПСИХОЛОГ: - А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди 3 отличия». Приготовьте атрибуты, которые вы принесли с собой.

Встаньте в 2 шеренги друг напротив друга таким образом, чтобы у каждого была пара. В течение 1 минуты вы внимательно осматриваете своего партнера, стараясь запомнить его внешний облик. Затем игроки одной из шеренг отворачиваются, а каждый участник из 2 шеренги за определенное время меняет в своей внешности 3 признака аксессуаров (атрибутов). Когда игроки 1 шеренги поворачиваются лицом к своим партнерам, задача каждого из них – определить, что же изменилось в облике его партнера по игре? Затем участники меняются ролями. Задание понятно? Выполняйте!

(педагоги выполняют задание)

(по окончании игры спросить у педагогов о подобных играх для детей раннего возраста)

8. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ.

Психолог: - В работе с детьми раннего возраста необходимо и правомерно использовать метод наблюдения. Нужно уделять оптимальное время наблюдению, форме записи результатов наблюдения – листу адаптации (знакомство педагогов с листом адаптации: зачитывание, объяснение, расшифровка).

(подвести группу к осознанию необходимости применения метода наблюдения в ежедневной практике, предыдущая игра основывалась на методах наблюдения)

9. РОЛЬ ИГР-ЗАБАВ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (показ домашнего задания педагогами).

ПСИХОЛОГ: - А теперь покажите свое домашнее задание

(после показа педагоги обсуждают увиденное, высказывают мнения, делятся опытом)

10. ОБСУЖДЕНИЕ: педагоги, сидя по кругу передают друг другу воздушный шар, высказывают мнения, впечатления и т. д.

Каждому в конце дарится воздушный шар.

Публикации по теме:

Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко»Аннотация к проекту по адаптации детей к условиям детского сада: «Легкое перышко» В 2011 - 2012гг. я совместно со своими коллегами Мариной Корыстиной и Еланой Пазоной участвовала в разработке и внедрению проекта по адаптации.

Годовой план работы с родителями группы раннего возраста Годовой план по работе с родителями на 2013- 2014 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждени п. Чернянка.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Тренинговое занятие «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»
Опубликовано: 12 марта 2014 в 21:56
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...
Эссе «Моя профессия — воспитатель»
ЭССЕ «Моя профессия - воспитатель» Воспитатель – что это? Призвание? Работа? Или что-то другое? Каждый воспитатель на данный вопрос ответит по-своему....