Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»

Толмачева Алена Васильевна
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ

«Развитие педагогической рефлексии»

Цель: способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности.

Задачи:

1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;

2. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;

3. дать возможность применить полученные знания на практике

Оборудование: бумага, карандаши, набор карточек

Ход занятия

Понятие рефлексии. В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Проективное рисование «Я педагог»

Педагоги на альбомных листах изображают себя в своей профессии. После окончания работы проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

• Что Вы можете сказать об особенностях изображённого человека?

• Что Вы можете сказать о личностных особенностях изображённого человека?

• Какими достоинствами обладает изображённый человек (профессиональные, личностные?

• Что бы Вы пожелали изменить в себе изображённому человеку (профессиональные качества, личностные качества?

Упражнение «Воспитатель и педагог»

Цель упражнения: помочь каждому участнику понять чувства и настроения другого участника в определенной ситуации.

Примеры ситуаций:

1. Воспитатель занят, разговаривает по телефону, в это время ребенок хочет что-то спросить или рассказать, но воспитатель его не хочет слушать, т. к. занят.

2. Воспитатель занят каким - то серьезным делом, а в это время подходит ребенок и хочет поделиться и рассказать, что с ним произошло нового на выходных, но воспитатель не обращает внимания на ребенка и продолжает заниматься важным делом.

3. Воспитатель занят серьезным делом, в это время подходит ребенок и хочет рассказать, где он был с родителями на выходных и что ему купили.

Рефексия: что чувствовали каждый из участников во время упражнения? Какие эмоции возникли у воспитателя, у ребенка? Что помогло понять данное упражнение?

Упражнение «Автопортрет»

Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.

Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Упражнение «Без маски»

Цель упражнения: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня. "

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это. "

"Иногда люди не понимают меня, потому что я. "

"Верю, что я. "

"Мне бывает стыдно, когда я. "

"Особенно меня раздражает, что я. " и т. п.

Упражнение «Улыбка»

Инструкция: Передавая мяч один из участников говорит, какой может быть улыбка, и сказав свой вариант, передает мяч другому участнику. (Например: Улыбка может быть беззаботной)

Упражнение «Разговор по телефону»

Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и „говорить" по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить на одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3—4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого — с начальником, третьего — с другом или с любимым человеком и т. л) Наша задача постараться понять, с кем и о чем идет разговор».

Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.

Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего мимическими проявлениями.

Упражнение «Что думает собеседник?»

Все участники разбиваются на пары, которые стоят напротив друг дуга.

Инструкция: «Сейчас каждый из нас скажет о том, что, с его точки зрения, думают о нем как о собеседнике все остальные. Например (тренер подходит к одной из малых групп, в которую входят Таня, Андрей, Олег, Света, Таня скажет, что, по ее мнению, думает о ней как о собеседнике Олег, далее она скажет, что о ней как о собеседнике думает Андрей, а потом — Света. Это может звучать так:

„Мне кажется, что ты, Олег, считаешь (думаешь, что я как собеседник человек много знающий, сообразительный, порой торопливый". После этого Андрей, Олег и Света скажут, с чем они согласны, а с чем нет».

Рефлексия: В ходе обсуждения упражнения можно задать такие вопросы: «Каковы ваши впечатления о работе в парах?», «Насколько точны вы были, предполагая, что думают о вас как о собеседнике ваши партнеры?». Обычно участники тренинговых групп говорят о сложности этого задания.

Это упражнение направлено на развитие способности человека формировать Я-образы, т. е. представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Действительно, как часто люди ожидают от других такого же восприятия события, какое характерно для них самих. Не так просто взглянуть на мир, а тем более на самого себя, глазами других людей. В этом убеждаются участники упражнения.

Заключительный этап

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности)

— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

«Обратная связь»

Педагоги заполняют анкету обратной связи.

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Автор публикации:
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 20:48
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....