Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»

Толмачева Алена Васильевна
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ

«Развитие педагогической рефлексии»

Цель: способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности.

Задачи:

1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии;

2. познакомить педагогов с различными методами рефлексии;

3. дать возможность применить полученные знания на практике

Оборудование: бумага, карандаши, набор карточек

Ход занятия

Понятие рефлексии. В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio -- обращение назад) - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. Отрефлексировать что-то - это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Проективное рисование «Я педагог»

Педагоги на альбомных листах изображают себя в своей профессии. После окончания работы проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

• Что Вы можете сказать об особенностях изображённого человека?

• Что Вы можете сказать о личностных особенностях изображённого человека?

• Какими достоинствами обладает изображённый человек (профессиональные, личностные?

• Что бы Вы пожелали изменить в себе изображённому человеку (профессиональные качества, личностные качества?

Упражнение «Воспитатель и педагог»

Цель упражнения: помочь каждому участнику понять чувства и настроения другого участника в определенной ситуации.

Примеры ситуаций:

1. Воспитатель занят, разговаривает по телефону, в это время ребенок хочет что-то спросить или рассказать, но воспитатель его не хочет слушать, т. к. занят.

2. Воспитатель занят каким - то серьезным делом, а в это время подходит ребенок и хочет поделиться и рассказать, что с ним произошло нового на выходных, но воспитатель не обращает внимания на ребенка и продолжает заниматься важным делом.

3. Воспитатель занят серьезным делом, в это время подходит ребенок и хочет рассказать, где он был с родителями на выходных и что ему купили.

Рефексия: что чувствовали каждый из участников во время упражнения? Какие эмоции возникли у воспитателя, у ребенка? Что помогло понять данное упражнение?

Упражнение «Автопортрет»

Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.

Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.

Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Упражнение «Без маски»

Цель упражнения: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности "я".

Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку.

Примерное содержание карточек:

"Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня. "

"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это. "

"Иногда люди не понимают меня, потому что я. "

"Верю, что я. "

"Мне бывает стыдно, когда я. "

"Особенно меня раздражает, что я. " и т. п.

Упражнение «Улыбка»

Инструкция: Передавая мяч один из участников говорит, какой может быть улыбка, и сказав свой вариант, передает мяч другому участнику. (Например: Улыбка может быть беззаботной)

Упражнение «Разговор по телефону»

Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и „говорить" по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить на одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3—4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого — с начальником, третьего — с другом или с любимым человеком и т. л) Наша задача постараться понять, с кем и о чем идет разговор».

Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.

Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем «разговаривает» человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего мимическими проявлениями.

Упражнение «Что думает собеседник?»

Все участники разбиваются на пары, которые стоят напротив друг дуга.

Инструкция: «Сейчас каждый из нас скажет о том, что, с его точки зрения, думают о нем как о собеседнике все остальные. Например (тренер подходит к одной из малых групп, в которую входят Таня, Андрей, Олег, Света, Таня скажет, что, по ее мнению, думает о ней как о собеседнике Олег, далее она скажет, что о ней как о собеседнике думает Андрей, а потом — Света. Это может звучать так:

„Мне кажется, что ты, Олег, считаешь (думаешь, что я как собеседник человек много знающий, сообразительный, порой торопливый". После этого Андрей, Олег и Света скажут, с чем они согласны, а с чем нет».

Рефлексия: В ходе обсуждения упражнения можно задать такие вопросы: «Каковы ваши впечатления о работе в парах?», «Насколько точны вы были, предполагая, что думают о вас как о собеседнике ваши партнеры?». Обычно участники тренинговых групп говорят о сложности этого задания.

Это упражнение направлено на развитие способности человека формировать Я-образы, т. е. представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Действительно, как часто люди ожидают от других такого же восприятия события, какое характерно для них самих. Не так просто взглянуть на мир, а тем более на самого себя, глазами других людей. В этом убеждаются участники упражнения.

Заключительный этап

На Ваш взгляд, какие функции у рефлексии? (беседа с педагогами) В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности)

— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

«Обратная связь»

Педагоги заполняют анкету обратной связи.

Публикации по теме:

Мониторинг профессионального роста педагога Лаборатория мониторинга создается по решению методического совета Создание лаборатории оформляется приказов руководителя образовательного.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Автор публикации:
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 20:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...