Тренинговое занятие по развитию социальной уверенности и навыков безопасного поведения для старших дошкольников

Олеся Емельянова
Тренинговое занятие по развитию социальной уверенности и навыков безопасного поведения для старших дошкольников

ЦЕЛЬ. Создание условий для преодоления детьми социально неуверенного поведения, реакции беспомощности, состояния паники.

ЗАДАЧИ.

• Способствовать поэтапному освоению способов поведения в проблемной ситуации.

Развивать умение прогнозировать последствия ситуации, принимать верное решение.

• Побуждать к осмыслению своих поступков и поступков другого человека.

УСЛОВИЯ И ОБОРУДВАНИЕ.

В теплое время года - участок с верандой, несколько детских стульев, емкости с водой / тазы, ведра /, хлопчатобумажная салфетка для каждого ребенка, красный и серый шифоновые платки, несколько телефонных аппаратов /трубка с кнопками/.

В холодное время года возможно проведение в музыкальном зале, оборудование то же, дополнительно ширмы для огораживания «дома».

Ход ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ

1. Этап восприятия.

Психолог привлекает внимание детей, совершая резкие и быстрые взмахи красным шифоновым платком, предлагает им ответить, что им напоминает платок. Оценивая положительно все ответы, акцентирует внимание на сравнении платка с пламенем, огнем. Психолог рассказывает о том, что огонь помощник человека, но при неосторожном или неправильном обращении может быть опасен.

Дети совместно с воспитателем вспоминают правила пожарной безопасности. После одобрения детских ответов, психолог задает детям вопрос о том, что же все-таки нужно делать, если случится пожар.

Обычно дети отвечают - «тушить пожар», «звонить пожарным, милиции».

В таком случае психолог спрашивает детей о том, может ли на самом деле ребенок потушить пожар, и что же конкретно нужно сделать, чтобы приехали пожарные.

В этот момент наиболее важным является побуждение детей высказывать все имеющиеся у них мысли, оречевлять чувства, подводя их с помощью вопросов к пониманию того, что ребенок не может и не должен самостоятельно справиться с пожаром, даже если пожар возник из-за его неосторожных или намеренных действий.

Далее психолог говорит детям, что знает, что должен делать каждый ребенок в такой ситуации и сейчас их научит.

2. Этап эмоционального вживания, проигрывания.

Психолог говорит детям, что самое главное это не боятся, потому, что взрослые, узнав о том, что ребенок в опасности, сразу поспешат ему на помощь, и для этого им нужно дать об этом знать.

Во-первых, нужно попробовать покинуть помещение, в котором возник пожар, выбраться на улицу, а там громко закричать «пожар» и обратится за помощью.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЖАР, ПОЖАР!»

Детям предлагается играть в «доме» - веранде и, по сигналу психолога, который начнет молча взмахивать красным платком, они должны достаточно быстро покинуть «дом» через «выход» неогороженный стульями, громко закричать «пожар» и обратится за помощью к воспитателю, который играет роль соседа-прохожего.

В игру необходимо сыграть несколько раз, так как дети «покидают дом» с криками, толкаясь, имитируя панику, кричат «пожар» недостаточно громко, не могут объяснить воспитателю, что случилось. Эти моменты обсуждаются, детям предлагается решить, какой же способ действия лучше и сыграть еще и еще раз, пока не получится у всех.

Дальше психолог предлагает детям подумать, что же делать, если выйти невозможно. Сразу объясняется, почему нельзя прыгать в окно и пытаться спрятаться, в тоже время положительно отмечаются предложения позвонить пожарным.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗВОНИ 01!»

Детям предлагается «позвонить» по номеру 01 и объяснить дежурному /воспитателю, психологу/ что случилось, где происходит пожар, кто в опасности. Для этого детям необходимо вспомнить свой адрес, фамилию и имя родителей, место их работы, суметь объяснить, где находится он сам и что произошло.

После этого психолог достает серый шифоновый платок, медленно им размахивает, предлагает детям вспомнить, как называется спутник пожара.

Детям дается понятие о том что, сопровождающий пожар дым, не менее опасен. Затем детям необходимо вспомнить естественного «врага» огня и дыма. Дети чаще всего очень быстро отвечают, что это вода. Тогда психолог дает детям задание - вспомнить, где в доме есть вода: на кухне, в ванной, в туалете, в емкостях для полива комнатных растений, в аквариуме, в миске у домашнего животного. Взрослый объясняет детям, что нельзя прятаться под кроватями или в шкафу, нужно пойти туда, где есть вода, намочить свою одежду, облиться, обрызгаться, вылить на голову, окунуться и т. п., и закрыть нос и рот мокрой тряпкой, через которую будет легче дышать.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОДА ВЫРУЧАЙ!»

Деям предлагается подбежать к емкости с водой, намочить хлопчатобумажную салфетку и подышать через нее. После того, как все дети выполнили упражнение, психолог спрашивает о том, что можно намочить, если нет салфетки / полотенце, рубашку, платье, футболку, носовой платок,

майку, трусики и т. п. /

3. Этап рефлексии.

Психолог собирает детей в круг и предлагает вспомнить все, что происходило на занятии. Каждый ребенок может высказать то, что произвело на него наибольшее впечатление: понравилось или не понравилось. Затем детям еще раз дается возможность вспомнить правила безопасности, а также порядок действий ребенка при возникновении пожара.

Психолог одобряет детей, предлагает каждому пожать руку сначала самому себе, произнося «я молодец», а затем соседям в кругу произнося «мы молодцы».

В конце занятия, в качестве поощрения дети могут получить цветные мелки для рисования на асфальте, восковые мелки или карандаши и альбомы, развивающую игру или оборудование для подвижных игр.

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Проект «Азбука безопасности» Цель:Формировать у детей навыки безопасного поведения в быту и умение адекватно действовать в трудной жизненной ситуации. Задачи: 1. Продолжать.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Тренинговое занятие по развитию социальной уверенности и навыков безопасного поведения для старших дошкольников
Опубликовано: 14 ноября 2013 в 12:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...