Лучший педагог года

Тренинговое занятие с педагогами. Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка

Екатерина Рыбакова
Тренинговое занятие с педагогами. Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка

Тренинговое занятие с педагогами. Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка.

Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей.

Задачи:

- Расширение опыта эмоционального общения;

- Создание комфортного психологического климата в группе;

- Создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.

Публикация «Тренинговое занятие с педагогами, Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» размещена в разделах

Оборудование: мяч, бумага, карандаши.

Мини-лекция: Влияние эмоций на психические процессы.

Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление:

- ощущения – бывают приятны и неприятны;

- восприятие – для радостного человека, все вокруг приятно, для грустного все вокруг грустно, все раздражает;

- запоминание – улучшает хорошее настроение;

- мотивацию – увеличивают положительные эмоции, а отрицательные ее уменьшают.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями:

- эмоционально-привлекательное – умножает силы человека;

- эмоциональное напряжение – принятые решения не выполняются.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. При воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникших в течении деятельности, творчества.

Разбалансировка чувств, способствует возникновению эмоциональных расстройств.

Мы учим детей держать ложку, карандаш и т. д. Формируем у них знания об окружающем мире, но в мир чувств и эмоций ребенок вступает без провожатого, без поддержки и совета взрослого. Возможно потому, что мы сами не особо сведущи, и нам сложно справиться с собственными эмоциями. Часто мы теряемся, когда можно воспользоваться собственным правом на эмоцию и ее внешнее проявление. А когда малыш пытается вести себя легко и непринужденно, мы оглядываемся вокруг, ожидая получить оценку окружающих, говорим: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка».

Ребенок прячет свой страх, неуверенность, потому что эти чувства не приветствуются в мире взрослых.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние не только эмоциональное состояние взрослого, но и не внимание или внимание к его состоянию, а также способы воздействия педагога с детьми. В психологии существует такое понятие, как «заражение», т. е. непроизвольная передача эмоционального состояния от одного человека другому. Часто этот эффект может наблюдаться в детском саду.

Тренинговое занятие с педагогами.

1. Упражнение «Имя-качество».

Каждый участник называет себя тем именем, которым хочет, чтобы его все называли: настоящее имя, уменьшительно-ласкательное, имя литературного героя и др. необходимо придумать и назвать качество характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени (например, Лариса – ласковая).

Главная идея этого упражнения – дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

2. Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Необходимо представить, что чувствует артист после концерта – стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов. Все становятся в круг, ведущий подходит к одному из участников и изо всех сил хлопает в ладоши. Затем они вместе выбирают следующего и ему хлопают уже вдвоем, и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получит аплодисменты всей группы.

3. Упражнение «Отражение в воде».

Работа в парах.

Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой – тот, кто живет в речке. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды ведущего:

- человек скорчил страшную рожицу,

- замахнулся палкой,

- помахал рукой,

- приветливо улыбнулся и др.

Вопросы после выполнения упражнения:

«Что вы чувствовали, было ли вам приятно и т. д. ?».

4. Упражнение «Похвали себя и других».

Работа в парах.

Каждый должен сказать своему партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать «А кроме этого я…» и продолжить говорить комплементы в свой адрес.

Вопросы после выполнения упражнения:

«Легко ли было себя хвалить?».

Если мы не научимся находить положительное в себе, ничего положительного мы не увидим и в другом человеке.

5. Упражнение «Солнце».

Каждый участник берет лист бумаги и рисует солнце с лучиками (как в детстве). В кружочке пишет свое имя (любимое, а на каждом лучике свое положительное качество. Забирает это солнышко себе на память: «Когда будет грустно, посмотрите на этот рисунок, улыбнитесь, вспомните о том, какие вы хорошие».

Раздаточный материал

Рекомендации педагогам

Формирование положительного эмоционального климата в детском коллективе:

- воспитателю необходимо проявлять чуткость к эмоциональному состоянию дошкольников;

- обращаться к детям только по имени;

- не наказывать физически;

- уделять достаточно внимания детям с низким социальным статусом в группе;

- порицания не адресовать к личности ребенка, лучше к действиям;

- подчеркивать сходства между разными людьми;

- чаще обсуждать последствия действий ребенка для чувств другого человека;

- предлагать игры детям, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь;

- обращать внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводить их в пример;

- поощрять стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты;

- помогать находить альтернативный выход из конфликтных ситуаций.

Воспитателю на заметку

«Упражнения и игры способствующие развитию детских эмоций»

«Большой - маленький».

Цель: развитие наблюдательности развития движений и речи.

Ребенок по заданию взрослого, изображает детеныша животного, а затем – самого взрослого животного.

«Люблю - не люблю».Цель: развитие воображения и мимических движений.

Ведущий называет разнообразную пищу: ребенок мимически реагирует, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Игры имитации:

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений.

- Воспитатель произносит слова, а дети выполняют действия.

Например: кошка – играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается.

Лиса – прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка. Медвежата – играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга и т. п.

- Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко встает, цветочек тянется к солнышку; солнышко садится – цветочек засыпает и закрывает лепестки и т. п.

- Водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние, например:

* О горе мне, горе…

* Ах, какой счастливый день…

* Бедная я, несчастная…

* Ура! Я еду на море… и др.

«Возьми и передай».

Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу, и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет (перышко, бабочку, сосульку, камень, горячую картошку и др.).

«Вкусные конфеты».

У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она угощает детей, они берут по одной конфете и благодарят девочку, разворачивают фантики и берут конфету в рот. По детским глазам видно, что угощение вкусное.

Ролевая гимнастика.

Цель: снятие напряжения, эмоциональное оживление, расширение поведенческого репертуара.

Попрыгать как: кузнечик, козлик, кенгуру.

Нахмурится как: осенняя тучка, рассерженная мама, разъяренный лев.

Походить как: младенец, глубокий старик, лев.

Улыбнуться как: кот на солнышке, само солнышко.

Посидеть как: пчелка на цветке, наездник на лошадке.

Упражнение «Отражение в воде».

Работа в парах. Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой – тот, кто живет в речке. Необходимо встать друг напротив друга и выполнять команды ведущего:

- человек скорчил страшную рожицу,

- замахнулся палкой,

- помахал рукой,

- приветливо улыбнулся и др.

Вопросы после выполнения упражнения:

«Что вы чувствовали, было ли вам приятно и т. д. ?».

Упражнение «Пуговицы».

Работа в парах. Детям предлагается выбрать по три пуговицы разного размера (большая, средняя, маленькая). Необходимо каждой пуговице присвоить какое-либо качество, которое в большей или в меньшей степени проявляется у ребенка. Предложить помощь при затруднении. Когда дети придумали определения своим пуговицам, им предлагается поменяться ими друг с другом, подарить другу свою «радость», «доброту» и т. д. Можно поиграть в плохие качества, дать пуговицам плохие определения, а затем выбросить свою «злость», «гнев», «страх» и т. д. в мусорное ведро. Вместо пуговиц можно использовать камешки.

Упражнение «Волшебное озеро».

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее помещается небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза. Шкатулка передается по кругу, тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь, там он увидит самого уникального, неповторимого, замечательного и т. д. человека на свете, необходимо улыбнутся ему.

Упражнение «На кого я похож».

Все сидят в кругу. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: «На какое животное он похож? На какую птицу? На какое дерево? На какой цветок? и т. п. свои варианты может предлагать и сам ребенок.

Игра «Попроси игрушку».

Игра в парах у одного из участников пары в руках игрушка. Инструкция участнику №1: «Ты держишь игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику №2 «Подбери нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

Список литературы:

1. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анимолатерапия для детей. - Ярославль: Академия, к, 2000.

2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. - Москва: АРКТИ, 2001

3. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками. – Москва: АРКТИ, 2003.

4. Панфилова М. А. Игровая терапия. Тесты и коррекционные игры. – Москва: ГНОМ и Д, 2001.

5. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями. Средняя группа уважаемые коллеги, этот план был выполнен в виде таблицы. к сожалению он скопировался только в таком виде. думаю, что при желании можно.

Проект эмоционального развития «Радость» Проект эмоционального развития «Радость» был разработан педагогом-психологом Закауловой Н. А. Он был внедрен в практику ДОУ в сентябре 2013г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое занятие с педагогами. Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 14:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД