МААМ-картинки

Тревожность у детей

Наталья Калинина
Тревожность у детей

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Это может быть разговор с незнакомым человеком, звонок по телефону и т. д.

В основе тревожности ключевым является страх и тревога, хотя могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина.

Публикация «Тревожность у детей» размещена в разделах

Страх – в здоровом виде страх возникает как реакция на реальную опасность, угрожающую жизни и здоровью. Страх в этом случае - это здоровая реакция и его функция - помочь организму избежать опасности. Физиологически признаки: потливость, спазмы в животе, дрожание ног, сердцебиение, учащенное дыхание. Поводом для страха является информация, получаемая нашими органами чувств - зрением, слухом, осязанием, обонянием.

В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию и здоровая реакция напуганного организма - бежать. Но так случается, что бывает в состоянии страха невозможно сдвинуться с места, как будто парализует. Как будет реагировать человек в ситуации опасности, зависит от стиля воспитания. Если родители поддерживают ребенка, позволяют ребенку выражать свои чувства, принимают и любят ребенка таким, какой он есть он будет более раскован. А если ребенка унижают, ругают, бьют, запрещают переживать различные чувства, ему будет привычнее замереть.

Гораздо более распространены так называемые внушаемые страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели и др., которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. «Не подходи - упадешь», «Не бери - обожжешься», «Не гладь - укусит» и т. д. Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать «без нужды», так, на всяких случай, то дитя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.

К числу внушенных, можно так же отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

Часто родители запугивают детей такими фразами, как: «Если не ляжешь спать, то придет серый волк и укусит», «Если не сделаешь то то…баба Яга тебя унесет» или «Дядя милиционер заберет тебя», «Если не будешь слушаться, не приду за тобой в детский сад, отдам в детский дом». У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, а Дядя только и ждет, чтобы забрать, если не будут слушаться.

В возрасте от 1 до 3 лет наиболее часто встречается страх неожиданных звуков, на втором месте стоит страх одиночества, затем страх медицинских работников. В 2 года у детей происходит снижение страхов неожиданных звуков, и повышается страх перед засыпанием. Так как дети бояться, что если они заснут, то мама, папа могут исчезнуть. Но если родители уверенно и гибко ведут себя при взаимодействии с детьми, то проблемы страха у малышей почти не существует. И наоборот, если родители вольно или невольно провоцируют появление страхов, то у ребенка повышается уровень тревожности.

По мнению многих специалистов (Кочубей Б. И., Новикова Е. В., Захаров А. И., одной из причин возникновения детской тревожности является нарушение детско-родительских отношений.

Основными причинами возникновения тревожного поведения являются :

• Конфликты между родителями (членами семьи).

• Подавленное, эмоционально неустойчивое состояние матери.

• Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка (Например, когда родители говорят ребенку: «Не кричи!», «Не бегай!», Не плачь!»);

• Повышенная тревожность самих родителей;

• Непоследовательность родителей при воспитании ребенка (Например, наказать ребенка, а через 5 минут дать конфеты или мама говорит нельзя, а бабушка можно);

• Предъявление ребенку противоречивых требований ( Например: «Иди, поиграй в песочнице, но не испачкайся»);

• Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них (когда родители кричат на ребенка);

• Неприятие ребенка (Когда не принимают ребенка таким, какой он есть. Пытаются его изменить, сделать более общительным, умным и т. д. Запрещают переживать, плакать);

• Стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;

• Авторитарный стиль воспитания в семье (Когда родитель постоянно подавляет, постоянно заставляет ребенка; когда родитель всегда прав);

• Насилие (психологическое, физическое и др.)

Гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.

Как помочь тревожному ребенку?

Тревожному ребенку не хватает уверенности в себе, что он может делать что-то сам. Что он имеет право на проявление чувств, таких как злость, раздражение и т. д. Ведь когда ребенок совсем маленький, он очень зависим от своих родителей. Но затем он начинает ползать, сам ходить и это для него большое достижение. У него у самого что-то получается. Он уже может подойти к чему-то и что-то взять, изучить, сломать и т. д. У него появляется много индивидуальных потребностей. Важно малышу не мешать изучать мир. Конечно, желательно убрать все опасные и ценные предметы. Если ребенку не мешать, а только помогать, то у него формируется самостоятельность, личность. А от этого и уверенность в собственных силах. Но если ребенку не позволять что-то брать или падать, например, везде его подхватывать, ходить за ним, не разрешать удовлетворять его же потребности, ребенок будет в себе давить свои же потребности, так как это не безопасно. А также, для уверенности ребеночку очень важна родительская поддержка. Поддержка и в каких-то достижениях малыша, и в переживании для него новых ситуаций. Если родители поддерживаю его, то он учится сам себя поддерживать.

Тревожного ребенка нельзя заставлять принимать участие в групповых упражнениях, если он не хочет; к видам деятельности соревновательного характера. Давать ребенку возможность действовать в привычном для него темпе; не заставлять ребенка вступать в незнакомые виды деятельности. Хвалить ребенка даже за не очень значительные достижения. Желательно хвалить безоценочно, чтобы он не воспринимал какой он, а воспринимал, что маме или папе нравится, что у него что-то получается.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)

• Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т. д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ("Да, это неприятно, обидно…"). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

• Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Вы должны показать, как можно решить тревожащую ситуацию.

• В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

• Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

• Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

• Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какой серьезный, ответственный день будет завтра.

• Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: "Сначала я боялась того-то., но потом произошло то-то и мне удалось. "

• Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ("нет худа без добра") : ошибки - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание.

• Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

• Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

• Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т. д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

• Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т. е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

• У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.

Пример тревожности :

Девочка Оля (возраст 3,8 мес.) после развода родителей у ребенка стала проявляться тревожность. Раньше ребенок спокойно засыпал во время дневного сна, теперь она по долгу не может заснуть, а иногда вообще не спит. Все время напряженна. Ходит грустная, без причин начинает плакать.

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей раннего возраста «Учим детей ПДД» Консультация «ПДД для родителей раннего возраста». В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие по обучению детей сортировке мусораЭкологическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие по обучению детей сортировке мусора Природа и экология нуждаются в защите и помощи. 2017 год объявлен годом экологии в России. Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы.

Детская тревожность Наверняка многим из нас приходилось наблюдать такую историю, когда, собираясь на день рождения к соседской девочке, трехлетний ребёнок непрерывно.

Консультация для родителей детей 3–4 лет «Экологическое воспитание детей. Год экологии» Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный,.

Праздничное развлечение к Дню защиты детей для детей средней группы Праздничное развлечение, посвященное Дню Защиты детей в средней группе «Радуга». 1.06.2016. Организатор: воспитатель Баймурадова Т. В. Ведущие:.

Развлечение по ОБЖ для детей старшего «Незнайка в гостях у детей»Развлечение по ОБЖ для детей старшего «Незнайка в гостях у детей» Развлечение по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Незнайка в гостях у детей» Цели: 1. Продолжать закреплять знания детей в.

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста для детей с ТНР КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА. Выступление Казьминой Т. А. на городском методобъединении на базе.

Сценарий развлечения детей старшей группы посвященный Дню защиты детей Сценарий развлечения детей старшей группы посвященный "Дню защиты детей" Воспитатель: Кибитова В. Ю Цель: Создание.

Памятка для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть тревожность» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области Памятка для.

Приобщение детей к произведениям Е. И. Носова. Занятие для детей 4–6 лет «Родные книги» НОД: «Родные книги» Для детей 4-6 лет Цель: приобщение детей к произведениям Е. И. Носова через интеграцию разных видов деятельности..

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тревожность у детей
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 15:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД