Папки-передвижки

«Бумага». Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ

Ирина Буханцова
«Бумага». Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ

Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ

Тема: «Бумага».

Возрастная группа: средняя группа

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Чудо дерево»

На «дереве» висят салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д. Дети называют, что они видят и из чего сделаны.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Публикация «„Бумага“, Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ» размещена в разделах

Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга

Бумажный стул

Бумажный кораблик

Бумажная обувь

Бумажное пальто

Бумажная газета и т. д.

Сказка ТРИЗ «Друзья».

Жили были картон, обычная бумага и бумажная салфетка. Однажды поспорили они кто нужнее. Чтобы решить свой спор отправились они в путешествие. Встретился им в пути муравей. Никак не может муравей перейти через гору. Гора большая, а муравей маленький. Решили наши друзья по-мочь ему. Как? (сделать бумажный самолетик)

ЭКСПЕРИМЕНТ : Предложить детям попробовать сделать самолетик из картона, из бумаги и из салфетки.

Вывод: Лучше всего делать самолет из бумаги. Она не такая плотная, как картон, ее легко складывать. Бумага держит форму в отличии от салфетки.

Сел муравей на бумажный самолет и перелетел через гору. Загордилась бумага, что она смогла по-мочь муравью.

Пошли друзья дальше, и встретился им зайчонок. Стоит он около родника, хочет воды попить, но не знает в чего налить. Могут ли наши друзья помочь зайчонку? (сделать кулек и использовать его вместо стакана).

ЭКСПЕРИМЕНТ : Предложить детям сделать кулечки из картона, бумаги и салфетки и налить в них воды.

Вывод: Лучше вместо стакана использовать кулек из картона. Он толще и дольше не намокает.

Напился зайчонок воды из родника, поблагодарил картон и поскакал в лес. Загордился картон, что именно он смог помочь зайчонку.

Пошли друзья дальше и услышали, что кто-то плачет в малине. Подошли поближе, а в кустах сидит медвежонок. Он ел малину и сильно испачкал лапы, а грязным домой ему идти не хочется. Как наши друзья могут помочь медвежонку? (вытереть ему лапы).

ЭКСПЕРИМЕНТ : Предложить детям вытереть свои руки картоном, бумагой и салфеткой.

Вывод: Салфеткой лучше вытирать руки, она мягкая и легко сминается.

Вытерла салфетка лапы медвежонку и загордилась, что только она смогла ему помочь.

Аппликация «Ёлочка», используя картон, бумагу, салфетку.

Пошли наши друзья дальше и попали к нам в детский сад. Так и не смогли друзья выяснить кто из них нужнее. Так давайте ребятки мы с вами покажем картону, бумаге и салфетки, что все они нам очень нужны. Предлагаю вам сделать поделки, используя и картон, и бумагу, и бумажные салфетки. Изготовление поделок.

Воспитатель: Почему для основы мы используем картон? А что будет, если вместо картона использовать обычную бумагу? Почему мы не делаем ёлочку из салфетки? Из картона? А можно ли для со-здания снега использовать картон или бумагу?

Воспитатель: Посмотрите, что же получается? Правильно, получается, что все они очень нужны и очень важны, без них нам никак не обойтись. Они все дополняют друг друга.

Экспериментальная деятельность.

Тема: «Бумага».

Цель: Дать представление о разнообразии и свойствах бумаги.

Задачи: Создать условия для изучения свойств бумаги. Формировать умения работать с бумагой. Развивать умение детей производить опыты, делать выводы. Развивать связную речь и мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой, усидчивость, умение работать группой.

Ведущая образовательная область: познание.

Д/ материал: Игрушка «Незнайка», Дерево с листочками из бумаги на них задания, лейка – картонная, вода – фольга, птицы – бархатная бумага, схемы для каждого листочка, таз с водой, бумажная рубашка для «Незнайки».

Р/материал для каждого ребё нка: маленькая игрушка, салфетка, бумажный кораблик, кораблик из пластилина, рисунок на большом листе, маленький конверт.

Время деятельности : 20 минут

Ход экспериментирования:

Встаньте дети, встаньте в круг.

Справа – друг и слева – друг (беремся за руки)

Все привет друг другу скажем!

ПРИВЕТ! (руки к верху и разжимаем руки, хлопаем в ладоши в кругу в середине)

Настроение у нас – отличное, (показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)

А улыбки – дело привычное, (показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)

Пожелаем друг другу добра, (руки в стороны над головой и опустить вниз)

Ведь играть начинать нам пора!

А язычок готов работать? Да!

Покажи – ка детвора! (высовывают язычок и балуются)

Стук в дверь.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Вы ребята средней группы? (Плачет и начинает рассказывать о своем несчастье) Я поспорил со Знайкой, что я обо всем на свете все зная! А когда надо было рассказать жителям цветочного городка о свойствах бумаги, я растерялся и обещал рассказать об этом на следующий день. Но беда в том, что я ничего про бумагу не знаю.

Дети, поможем Незнайке? Но для того чтобы помочь Незнайке мы сами должны многое узнать о бумаге.

Ребята, посмотрите, какое необычное дерево! Чем оно необычно? (Листья не настоящие, а бумажные).

Это дерево поможет нам узнать о бумаге. Листья разноцветные. Найдите красный лист (Снимаем лист с дерева).

Послушайте, что написано на обратной стороне: «Ребята, мне грустно».

Что можно сделать, чтобы дереву стало веселее? (Полить, погладить листочки, посадить птиц)

Погладьте ладошкой бумажные листочки и скажите, какие они (гладкие, плотные, ровные). Верно.

Листочек – наш помощник. Мы повесим его на доске.

Качество (гладкий, ровный)

ММЧ «Твердый Человечек»

Найдите листочек оранжевый. На обратной стороне написано «Возьмите по листу бумаги и поиграйте в игру «Угадай кто я?» Ребята, вы знаете такую игру? (Нет) А я знаю. Возьмите игрушку в руку. Сейчас я вижу, что у Анжелики– мишка, у Марика – зайка. Как можно использовать бумагу, чтобы я не угадала вашу игрушку? (Завернуть в бумагу, спрятать за бумагу). Выполняйте. Почему сейчас я не вижу вашу игрушку? Вешаем листочек на доске

Бумага не прозрачная

Найдите листочек жёлтый. Здесь написано «Сомните лист и послушайте, что делает бумага, когда вы ее мнете?» (Шуршит, скрипит) Читаю дальше: «Спойте мне, пожа-луйста» Ребята, но у нас нет музыкальных инструментов. Как же быть? (сами споем, а бумагой пошуршим) Значит бумагу можно использовать как музыкальный инструмент, она шуршит Вешаем листочек на доске.

Можно сжать Шуршит

Бумага не рвется, если с нею обращаются бережно. Ребята, берегите бумагу, не рвите и не выбрасывайте ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.

Динамическая пауза «Бумажные фантики»

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

Конфеты дружно съели.

(Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет)

Ветер вдруг набежал

И все фантики поднял.

(Встают и, кружась, машут руками, затем бегают врассыпную)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(Садятся на корточки)

Мы все фантики возьмем

(Складывают фантики в коробку)

И в коробку отнесем.

Найдите листочек зелёный. Читаю: «Приглашаю вас в морское путешествие» Возьмите кораблики. Из чего они сделаны? (Из бумаги). Значит они какие? (Бумажные) Пустите их в плавание. Что делает твой кораблик? (Плывет) А вот еще один кораблик. Из чего он сделан? (Из пластилина) Пустим его путешествовать. Что вы видите? (Утонул) Почему? (Тяжелый, из пластилина) Бумажный кораблик – легкий, плавает. Хотели бы вы плавать на бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет) Верно. Бумага легкая, плавает. Вешаем листочек на доску.

Бумажные кораблики Пустили их в плавание Кораблик плавает Лёг-кий Через

определённое время Намокнет Порвётся, утонет

Найдите листочек голубой. Читаю: «Пора отправлять друзьям свои рисунки».

Ребята, возьмите рисунок на большом листе и постарайтесь вложить его в маленький конверт. Выполняйте. Что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем) Легко сгибается или сопротивляется? (Легко) Верно. Бумага пластичная, ее можно сгибать и складывать. Я соберу ваши конверты и отнесу на почту. Вешаем листочек на доску.

Сложили Большую бумагу В маленький конверт

Найдите листочек синий. Читаю: «Скоро у Незнайки день рождения».

Я приготовила ему подарок (Вынимаю пакет, там бумажная рубашка) Ребята, из чего сшита рубашка? (Из бумаги). Значит бумагу можно сшивать (Одеваем рубашку Незнайке) Что вы видите? (Оно рвется) Можно носить бумажную одежду? Почему? (Нет, одежда порвется). А из чего можно? (Из ткани). Верно. Бумагу можно сшить и она рвется. Вешаем листочек на доску.

Одежда из бумаги Можно сшить Бумага рвётся

Найдите листочек фиолетовый. Читаю: «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь». Как вы думаете, о чем нас предупреждает дерево? (Что бумага горит). Это хорошо или плохо? (Плохо, может случиться пожар). Верно. Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка». Вешаем листок на доску.

Бумага горит Нельзя

Мы сегодня так много говорили о бумаге, но у нее есть еще секреты, о которых поговорим в следующий раз.

Рефлексия: Незнайка: Большое спасибо. Я узнал много нового, а вы? Сейчас я с вами по-вторю, что мы узнали о бумаге. (Незнайка обращается к листочкам-помощникам). Теперь я своим друзьям расскажу, какая бумага и что с ней можно делать (гладкая, легкая, непрозрач-ная, ее можно сгибать, сворачивать, рвать, сшивать). Спасибо вам ребята, вы настоящие дру-зья! Пока!

Спасибо, дерево, за помощь. Спасибо, ребята, за старательность, за желание узнать боль-ше.

Последующая работа:

Сказка ФАНТИК В СТРАНЕ БУМАГИИ.

За волшебными морями, за чудесными лесами, в стране Бумагии жили-были бумажные чело-вечки. На Газетной площади стоял красивый замок из цветной бумаги. В нем жили король Картон I, королева Фольгиния и маленькая принцесса Глянция. Каждое утро король Картон I садился на своего бумажного коня, объезжал всю страну и спрашивал у стражников:

— Все ли в порядке в нашей стране?

А стражники отвечали:

— Не беспокойтесь ваше бумажное величество, в нашей стране все в порядке!

Пока короля не было в замке, королева Фольгиния и принцесса Глянция выходили в бумаж-ный сад и любовались бумажными цветами, которые выращивала садовники Бархотины. Они всегда разговаривали с цветами и напевали:

— В королевском бумажном садочке

Расцветают наши милые цветочки:

Маки краснеют,

Васильки синеют,

Нарциссы желтеют,

А розочки алеют.

Королева Фольгиния каждый день говорила:

— Спасибо вам, Бархотины, за такие прекрасные цветы!

А принцесса Глянция однажды сказала:

— А давайте вместе соберем букеты, поставим их в вазы и украсим замок!

В это время на королевской кухне повар Фантик готовил бумажный обед. Он говорил:

— Сегодня я приготовлю салат из бумажных овощей и газетные котлеты. А на десерт будет картонное пирожное да бархатное мороженое.

И все было бы хорошо, но однажды король Картон I, объезжая на коне страну, спросил стражников:

— Все ли в порядке в нашей стране?

И услышал в ответ:

— Беда, ваше бумажное величество, надвигается на нашу страну войско огненных всадников!

Тогда собрал Картон I на Газетной площади бумажный народ, и стали все вместе думать, как победить огненное войско. И тут повар Фантик предложил:

— Давайте отправим письмо на бумажном самолетике водяному царю и попросим его по-мочь нашей стране.

Так и сделали. Получил водяной царь письмо и тут же послал свои быстрые ручейки на по-мощь Картону I. Окружили они Бумагию и потекли на огненное войско. Зашипело войско, да и пропало без следа. Обрадовался бумажный народ, стал веселиться да плясать. А повар Фантик испек по такому случаю огромный бумажный торт со свечами. И мы там были, этот торт пробовали. Только он нам не понравился. А бумажные человечки хвалили и пальчики облизывали.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Что такое горы?» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ для детей 5–6 лет Программное содержание: Продолжать формировать представления детей о планете Земля (имеет разную поверхность, на ней можно обнаружить впадины,.

Интегрированная НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ Задачи: 1. Образовательные: Способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний, правильно использовать в речи грамматические.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа) Цель: Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий,.

Конспект НОД в средней группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Цель: развивать речь, творческое воображение, мышление, системность, поисковую активность. Ход и приемы руководства: 1 часть – Ребята,.

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: 1. Уточнить.

Конспект занятия по математике и ориентировке в пространстве в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ Конспект занятия по математике и ориентировке в пространстве в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема:«Путешествие в Африку».

НОД «Путешествие в страну Математику» с использованием элементов ТРИЗ-технологии План-конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы. Тема: «Путешествие.

Открытое занятие в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «В гостях у сказки» Конспект занятия в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам» Цель: Развивать познавательную активность,.

Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим с использованием элементов ТРИЗ Развитие познавательной активности у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим с использованием элементов ТРИЗ. Познавательное развитие.

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ «Спасение Колобка» Тема «Спасение колобка» Задачи: 1. Образовательные: - Учить составлять сказу с помощью метода ТРИЗ - «Спасение колобка», отгадывать загадки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Бумага». Экспериментальная деятельность с использованием элементов технологии ТРИЗ
Опубликовано: 5 марта 2017 в 21:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД