Получи документы

ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности

Татьяна Тимофеева
ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности

На протяжении многих десятилетий система образования носила информационно-репродуктивный характер, формировала человека-исполнителя, развивала в детях только одну сторону – исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п., а более сложная и важная сторона – творческие способности – часто отдавалась воле случая и у большинства оставалась на достаточно низком уровне.

Публикация «ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности» размещена в разделах

В настоящее время общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе и к первой его ступени – дошкольному образованию, которое создано государством для выполнения социального заказа. Одним из ведущих направлений его инновационной деятельности, с учетом требований ФГОС ДО, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Следовательно, современному обществу необходима педагогика творчества, где знания не передаются, а создаются в процессе познания и преобразования, что и позволяет ребенку быть субъектом образования.

На наш взгляд, успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных учреждений и реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» может быть обеспечена при создании в детском саду условий, способствующих полноценному развитию у воспитанников таких качеств, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – всего того, что в совокупности составляет творческие способности.

«Превращение» ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса, который в дошкольных учреждениях имеет скорее признаки «проживания», чем «учения», поэтому, на наш взгляд, если воспитатель владеет алгоритмами организации творческой деятельности, то ребёнок как бы «сканирует» способ мышления взрослого и «прикладывает» его к разным предметным полям. Таким образом, одним из условий развития творчества у детей выступает личность самого педагога. Воспитатель, обладающий низким уровнем развития творческих способностей, не сможет организовать для детей действительно творческую деятельность, в процессе которой они будут развиваться.

К сожалению, практика современной системы образования пока ещё далека от совершенства. Выполняя изо дня в день свои профессиональные обязанности, педагог постепенно утрачивает способность к нестандартному мышлению, зачастую идет к достижению цели проторенной дорогой, через набор бессистемных методических шагов, путем проб и ошибок; не ищет новых эффективных путей решения возникающих проблем, а наоборот, прибегает к типовым решениям, не пытаясь анализировать причины их возникновения. При достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, то есть стереотипно. Задачи, направленные на развитие творческих способностей воспитанников, также ставятся педагогами крайне редко.

В процессе поиска новых средств, форм и методов организации воспитания и обучения мы отдали предпочтение технологии ТРИЗ, которая способна решить одновременно вопрос обучения творчеству и педагога, и дошкольника. ТРИЗ-технология интегральна, многофункциональна по своему характеру, способствует развитию творческих способностей и творческого воображения, самореализации, самовыражению личности, интересна и детям, и взрослым, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования, обеспечивает не только качественный, но и увлекательный процесс обучения. Главные задачи технологии ТРИЗ тесно переплетаются с современной концепцией формирования творческой личности, а знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Все это побудило нас к разработке проекта «ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности».

Актуальность нашего проекта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. Между тем в большинстве случаев образовательные программы дошкольного образования не обеспечивают последовательного и систематического развития творческих способностей детей, которые развиваются в основном лишь стихийно и в результате часто не достигают даже среднего уровня своего развития. ТРИЗ-технология поможет воспитателям изменить процесс обучения, придаст занятиям развивающий характер, активизирует у детей творческий потенциал, что в целом позволит получить положительную динамику в развитии творческих способностей воспитанников.

Основной проблемой проекта стало противоречие между необходимостью формирования творческих способностей детей и реально сложившейся практикой обучения.

Новизна нашей разработки заключается в создании конструктора (комбинации) методов и приёмов технологии ТРИЗ, обеспечивающего развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

Опираясь на важность и необходимость творческого развития детей дошкольного возраста, мы определили цель нашей работы: создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ.

В соответствии с целью нами были сформулированы основные задачи:

- повысить компетентность педагогов в использовании методов и приёмов ТРИЗ для развития творческих способностей воспитанников

- внедрить в образовательное пространство детского сада ТРИЗ-технологию, направленную на развитие гибкости, подвижности, системности, диалектичности мышления и творческого воображения – фундамента творческих способностей – дошкольников в разных видах детской деятельности

- определить влияние данной технологии на развитие творческих способностей детей

- активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития творческих способностей у детей через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями.

Объектом нашего исследования стал процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста, предметом - ТРИЗ-технология.

Участниками проекта являются воспитанники дошкольного учреждения, их родители, а также работающие с ними педагоги.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: применение ТРИЗ-технологии в обучении и воспитании детей дошкольного возраста позволит получить положительную динамику в развитии творческих способностей детей, если:

- подготовка педагогов будет носить опережающий характер

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, базовый уровень развития его творческого потенциала

- комплексно и системно использовать методы и приемы ТРИЗ-технологии

- выстроить систему активного включения во взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Мы считаем, что реализация проекта будет способствовать:

- развитию фундамента творческих способностей дошкольников в разных видах детской деятельностях

- творческому росту педагогов

- созданию системы разнообразных форм взаимодействия с семьёй в вопросах развития ребёнка средствами технологии ТРИЗ.

Критериями оценки эффективности проекта мы определили уровень развития творческих способностей детей дошкольного возраста и уровень профессиональной компетентности педагогов в применении ТРИЗ-технологии в обучении и воспитании детей.

На 1 этапе проекта – мониторинго-исследовательском (декабрь 2012 г. – февраль 2013 г.) – нами были определены методологические и теоретические основы опыта, обнаружена проблема, поставлена цель, подобран диагностический комплект – «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» для детей старшего дошкольного возраста, методики диагностики универсальных творческих способностей для воспитанников 4-5 лет (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев); определены начальный уровень развития творческих способностей воспитанников, уровень творческого потенциала и профессиональной готовности педагогов к экспериментальной работе, их тип мышления, а также факт наличия/отсутствия психологической инерции.

Анализ результатов вводной диагностики детей средней, старшей групп показал, что в основном у детей преобладает средний (34%) и низкий (53%) уровень развития творческих способностей, что, в целом, подтверждает актуальность выбранной темы проекта. Тестирование воспитателей и специалистов ДОУ выявило:

- факт наличия у 75 % педагогов психологической инерции (привычки в стремлении использовать только известный и уже опробованный метод)

- нормальный творческий потенциал у 100 % педагогов ДОУ – это свидетельствует о том, что они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества; их потенциал позволит им творчески проявлять себя, если они этого пожелают

- готовность к инновационной деятельности у 74 % воспитателей и специалистов.

В ходе второго, аналитико-формирующего этапа (март – август 2013 г., были проанализированы условия и имеющиеся ресурсы; создан банк методических, психолого-педагогических, диагностических материалов; определены основные мероприятия по реализации проекта, методы и приёмы ТРИЗ, адаптированные для использования в работе с детьми дошкольного возраста; разработан конструктор ТРИЗ-минуток на основе комбинации методов и приёмов технологии ТРИЗ, обеспечивающей развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников; составлены картотеки игр и упражнений, направленных на сравнение систем, на классификацию объекта, формирование умения выявлять функции и ресурсы объекта, определять над- и под-системных связей объекта и т. п. ; изготовлены дидактические игры и пособия («Сенсорный ящик», Круги Луллия, «Имя признака – значение имени признака», экраны для игры «Системный оператор», ленты-кармашки для игры «Данетка», таблицы-модели составления загадок, морфологические таблицы, «Волшебная дорожка» и др.); составлен план мероприятий по повышению квалификации педагогов ДОУ в области применения ТРИЗ-технологии.

На третьем – внедренческом этапе проекта (сентябрь 2013 г. – август 2015 г., шло накопление опыта проведения образовательной деятельности с использованием приёмов ТРИЗ, направленных на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста; был пополнен банк методических материалов конспектами, материалами к семинарам-практикумам, круглым столам, тренингам, деловым играм, родительским встречам и др. Из двух существующих подходов к внедрению ТРИЗ в образовательное пространство ДОУ: выстраивание совместной деятельности педагога с детьми на основе одной алгоритмической цепочки (в этом случае основным содержанием является решение творческой задачи) и использование на традиционном содержании отдельных инструментов ТРИЗ-технологии, нами был выбран второй, поскольку он более доступен начинающему практику. Основной формой овладения детьми методиками творчества стала система творческих заданий, которые предлагались детям через игры, проблемные ситуации, алгоритмы в ходе непрерывной образовательной деятельности, на ТРИЗ-минутках и в течение дня. Необходимым условием являлось практическое воплощение творческой мысли ребёнка в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Формирование основ диалектического мышления дошкольников мы начали с работы с противоречиями, т. е. с такими ситуациями, когда к одному элементу предъявляются два несовместимых требования.

Следующим этапом стало введение типовых приемов фантазирования «Оживление – Окаменение», «Увеличение – Уменьшение», «Ускорение – Замедление», «Дробление – Объединение» и др. То, как изменяются предметы и что при этом получается, мы показывали детям как в работе со сказкой, так и при составлении описательных или фантастических рассказов по картине. Большой интерес у дошкольников вызвал метод фокальных объектов, который позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Особый этап работы с дошкольниками – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик, ТРИЗ-игр и упражнений («Салат из сказок», «Знакомые герои в новых обстоятельствах», «Сказка в заданном ключе», «Сказки наизнанку», «Перевирание сказки» и т. п.)

Многие знания, которые дети не могли понять на основе словесного объяснения, они легко усвоили с помощью моделей, которые широко использовались нами в работе с детьми: это морфологическая таблица – практическое составление комбинаторных соединений, метод маленьких человечков, с помощью которого дети знакомились с разными агрегатными состояниями веществ, системный оператор, помогающий увидеть путь развития системы, ее прошлое, настоящее и будущее. Множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления мы решали на материале загадок, обучая детей самостоятельному использованию моделей при их составлении.

Параллельно шла работа по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в области применения технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками, обучение педагогов на курсах повышения квалификации, сертифицированных семинарах, представление накопленного опыта внедрения ТРИЗ-технологии на мероприятиях различного уровня.

Четвёртый, аналитико-просветительский этап (сентябрь – декабрь 2015 г., был направлен на проверку успешности выбранных нами методов работы для решения поставленных целей и задач, осуществление анализа результатов итоговой диагностики, оформление материалов опыта.

Анализ результатов итоговой диагностики детей показал преобладание высокого (33%) и среднего (42 %) уровня развития творческих способностей. У 37 % педагогов по результатам тестирования повысился уровень творческого потенциала, что в совокупности свидетельствует о результативности проекта.

Результаты, полученные в ходе реализации проекта, позволили нам сделать следующие выводы:

- использование методов и приёмов ТРИЗ способствовало возникновению у детей положительного эмоционального отношения к образовательной деятельности, возросли познавательная активность и интерес, детские ответы стали в большинстве своём нестандартными и раскрепощёнными, у детей появилось стремление к новизне, к фантазированию;

- регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами дало возможность дошкольникам ежедневно совершать свои маленькие открытия, находить путь к творческой свободе;

- интеграция технологии ТРИЗ в образовательное пространство ДОУ позволила воспитателям изменить процесс обучения: методы и приёмы ТРИЗ придали занятиям развивающий характер, активизировали у детей творческий потенциал, это в целом позволило получить положительную динамику в развитии творческих способностей воспитанников, что подтверждается результатами диагностики, которая показала рост качественных показателей;

- воспитатели повысили свой профессиональный уровень в области использования ТРИЗ-технологии через деятельностное освоение новых форм и методов развития творческого потенциала воспитанников;

- создание системы разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников способствовало повышению их компетентности в вопросах развития творческих способностей детей средствами технологии ТРИЗ, позволило родителям стать полноправными участниками образовательного процесса.

Продуктами проекта стал ТРИЗ-портфель, включающий в себя методические разработки (консультации, семинары-практикумы, деловые игры, тренинги и пр., конструктор ТРИЗ-минуток, картотеки ТРИЗ-игр и упражнений, конспекты занятий с использованием элементов ТРИЗ-технологии, буклеты с описанием методов и приёмов ТРИЗ, ТРИЗ-игры, пособия и оборудование, модели составления загадок, карты-схемы составления вопросов, шаблоны морфологических таблиц и др.

Публикации по теме:

Развивайте творческие способности детей Он в строители пошёл - строит города, Дружен мальчик был с конструктором всегда! Тот актёр - играет восхитительно, Приглашает на спектакль.

Консультация для родителей «Развиваем познавательные способности» Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. Правда, отмечается, что сегодняшние.

Консультация для воспитателей с элементами мастер-класса «Развиваем пальчики — развиваем речь» Цели:Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию различных приемов и способов развития мелкой моторики рук у.

Мастер-класс для родителей с участием детей «Развиваем пальчики-развиваем речь»Мастер-класс для родителей с участием детей «Развиваем пальчики-развиваем речь» Мастер-класс для родителей с участием детей «Развиваем пальчики-развиваем речь» Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой.

Мастер-класс для родителей «Развиваем пальчики, развиваем мозг» Цель: Показ родителям приемов и способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в домашних условиях. Задачи: 1) Передать.

Развиваем пальчики — развиваем речьРазвиваем пальчики — развиваем речь Уже давно известно: чем лучше развита мелкая моторика рук малыша - тем быстрее он заговорит. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка.

«Развиваем пальчики — развиваем речь». Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста Цели: • сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; • предоставить.

Семинар-практикум для родителей «Техника пластилинографии. Развиваем творческие способности детей» ЦЕЛЬ: Формировать представление родителей о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста, познакомить с техникой пластилинографии.

Творческие родители-творческие дети 2. Фотоотчет о выставке «Новый год рядом»Творческие родители-творческие дети 2. Фотоотчет о выставке «Новый год рядом» г. Кемерово. МБДОУ № 183 "Детский сад присмотра и оздоровления". Воспитатели: Исаева Ольга Михайловна И Тарасова Людмила Фагнавеевна. Хотим.

Творческие способности и их ценность в современном мире Творческие способности и их ценность в современном мире. «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности
Опубликовано: 14 апреля 2016 в 11:35
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД