ТРИЗ — педагогика.

Ольга Постник
ТРИЗ — педагогика.

ТРИЗ — педагогика.

ТРИЗ – педагогика.

Мир, в котором мы живём, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира - открывают для себя всё новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. Формирование образа мира - сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь.

Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность- состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей всё наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально - чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребёнка, в процессе формирования у него определённого мировоззрения, для развития его личности. Колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая всё на веру и не требуя доказательств. Ребёнок при помощи взрослых познаёт, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришёл.

Как же научить детей полноценно жить в быстро изменяющемся мире? Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребёнка, влиять на его мировоззрение. Решение современных задач всё больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умение видеть и проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий. Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующему уму, как витамины -

растущему организму.

С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

В российском образовательном процессе существует направление, называемое ТРИЗ – педагогикой. В её основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития личности (ТРТЛ).

Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ- педагогике является система творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование исследовательских умений у обучающихся. Предлагая детям творческие задания, важно учитывать следующие дидактические принципы.

Принцип свободы выбора. В любом обучающем действии предоставлять ребёнку право выбора.

Принцип открытости. Предоставлять ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.

Принцип деятельности. Любое творческое задание включает практическую деятельность.

Принцип обратной связи. Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций,

так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

В раннем детстве творческий процесс в большей степени выражается в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей или стремление к сочинительству - это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности.

Умение манипулировать признаками объекта и их значениями

необходимо при решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является первым шагом в формировании творческих способностей человека. В репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике могут использоваться круги Луллия.

Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Для каждой возрастной группы целесообразно брать определённое количество кругов и секторов.

Для детей младшего возраста - два круга с 4 секторами на каждом; среднего возраста - два-три круга (4-6 секторов на каждом); дети старшего возраста вполне справятся с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

Перед детьми ставится две задачи: 1- уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное решение - РЗ); 2 – упражнения на развитие воображения (фантастическое задание - ФЗ).

Например:

Младший возраст.

1 .На малом круге расположены картинки с изображением животных (собака, курица, лиса, кошка, на большом – их детёнышей.

РЗ: найти маме детёныша.

2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались

изображения собаки и Цыплёнка.

ФЗ: подумать и сказать, каким образом мама - собака будет ухаживать за одиноким цыплёнком (кормить, согревать, гулять.).

Средний возраст.

1. на стержне - три крута. На маленьком - изображения объектов (ягода вишни, портфель, автомобиль, морковь); на среднем круге - геометрические формы (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник); на большом - цифры.

РЗ: выбрать объект (ягода вишни, подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).

2. Раскрутить круги. Например, под стрелкой оказались: ягода вишни, треугольник, цифра 8 (результат - восемь вишен треугольной формы).

ФЗ: какую пользу из этого можно извлечь? (Такие плоды удобно укладывать в ящик - треугольник к треугольнику.)

Старший возраст.

1. Первый круг - образцы материалов (металл, пластмасса, стекло,

дерево. Второй круг - изображения объектов (стул, телефон,

стакан, молоток). Третий круг - изображения местонахождения

объектов (квартира, улица, лес, космический корабль). Четвёртый

круг - образцы цветов (красный, коричневый, голубой, чёрный).

РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из чего он изготовлен, его

цвет и определить место его нахождения (телефон- пластмасса-

красный- квартира).

2. Раскрутить круги. Под стрелкой оказались: стул стекло космический корабль, голубой цвет.

ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта. Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул голубого цвета, потому что. (Ответы детей). При помощи кругов Луллия можно играть в игры с творческими заданиями: «Необычайное место», «Новая сказка», «Необычные вещи».

«Необычные вещи».

Цель: учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.

Материал: на стержне два круга (на большом – изображения объектов, на маленьком - частей этих объектов).

РЗ: «Посмотри, какотгобъект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором».

ФЗ: «Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолёта». Придумай историю о том, как дом научился летать.»

«Новая сказка».

Цель: закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Материал: два круга (на первом - изображения сюжетов знакомых сказок; на втором - предметов из этих сказок).

РЗ: «Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой». («Красная Шапочка» Ш. Перро.» «Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет». (Корзина).

ФЗ: «Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой (Иллюстрация из сказки «Три поросёнка» и сковорода из сказки «Федорино горе»). Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?»

«Необычное место»

Цель: учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Материал: на верхнем круге - картинки с изображением мест действия из различных сказок: болото, лес, деревня, комната, волшебный сад. На нижнем круге - картинки с изображением сказочных героев.

РЗ: «Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет». (Черепаха Тортилла живёт болоте.»

ФЗ: «Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства». (Черепаха Тортилла

живёт в волшебном саду.) Предлагается детям подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.

Все эти игры направлены на формирование воображения, умение выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или типичных, доказательно отстаивать своё мнение, уважительно относиться к высказываниям другим детей.

Чтобы научить детей воспринимать окружающий мир как живой, постоянно меняющийся и во многом зависящий от нас можно использовать схемы - алгоритмы. При помощи схем, а именно чудесной лестницы, дети не только могут получить представление о любой системе - предмете, явлении, но и имеют возможность

самостоятельно создавать развёрнутые рассказы о ней.

На каждой ступеньке лестницы в виде символов отображены методы и приёмы ТРИЗ и РТВ. Желательно, чтобы в выборе символов принимали участие дети, тогда они с удовольствием будут работать со схемой в дальнейшем. Можно менять количество ступенек от того, какие методы и приёмы ТРИЗ и РТВ используются на занятии и на какой возрастной группе.

Например.

Воспитатель показывает карточку с изображением дома. Беседуя с детьми, воспитатель передвигает карточку по ступенькам лестницы.

1 ступенька. Вопрос о выбранной системе.

- Что это? (дом)

2ступенька. Надсистема.

- Где можно увидеть много домов? (В городе, в селе).

3 ступенька. Сектор круга (подсистемы).

- Из каких частей состоит дом? (Фундамент, стены, окна, Балкон,

крыша).

4ступенька. Геометрические фигуры и формы (сравнение в целом или частично).

- Какую форму имеют стены, окна, крыша? (Форму прямоугольника, квадрата, треугольника).

5ступенька. Цветовые пятна (определение цвета).

- Какими карандашами мы будем рисовать дом? (коричневым.)

6 ступенька. Соотношение по размеру.

-Какой может быть дом? (Большой, маленький).

7 ступенька. Маленькие человечки (физическое состояние системы:

твёрдое жидкое газообразное).

- Из каких маленьких человечков состоит дом (Твёрдое).

8 ступенька. Знак равенства (на что или на кого похожа данная

система).

- С чем можно сравнить дом? (С муравейником,.).

9 ступенька. Рука. (символизирует функции системы).

- Какая польза (вред) от дома?

10 ступенька. Продвижение во времени.

- Что нужно делать, чтобы дом долго оставался красивым?

11 ступенька. Крестик. (система исчезла во всё мире, как без неё

обходиться, чем заменить).

- Что произойдёт, если исчезнут все дома?

Решение проблемной задачи: что случиться, если на Земле вообще не будет домов?

12 ступенька. Буква Я и знак равенства (представить себя в роли

данной системы и рассказать от его имени о своих чувствах и

ощущениях).

- Что чувствует дом (ночью, днём.? О чём он думает и мечтает?

По мере усложнения материала и увеличения его объёма

целесообразно переходить от отдельных занятий у циклу,

объединённому единой темой.

Например: цикл под общим названием «Космическое путешествие».

В цикле поставлены следующие цели, основанные на методах РТВ и базовых положениях ТРИЗ:

1. Моделирование объектов и явлений.

2. Закрепление умения решать изобретательские ситуации.

3. Установление системности различных элементов и явления в

целом.

4. Снижение психологической инерции.

5. Развитие творческого, созидательного мышления.

На этих занятиях дети разбирают и «преобразовывают» такие компоненты окружающего мира, как «огонь», «камень», «стекло» «дерево», «бумага». ; закрепляют знания о космосе (планеты, звёзды, Солнце).

Например: Мы отправляемся в путешествие на планету

«Стеклянная».

- На чём полетим в космос? (На летающей тарелке, ракете).

Дети рисуют аппарат.

- Что мы оденем, чтобы выглядеть как настоящие космонавты? Дети рисуют скафандр.

-Что нам понадобится в путешествии? (Еда, лекарства, книги,

игрушки, камера.).

Дан старт. Первая планета, которая встретилась на нашем пути, называется «Стеклянная».

-Подумайте, ответьте и нарисуйте, кто живёт на этой планете, какие там дома, транспорт. (Она вся сверкает: деревья, дома, транспорт, жители - всё сделано из стекла). Изобретательские ситуации:

1. Когда стеклянные жители маленькие, они все прозрачные. Но

когда становятся взрослыми, то приобретают цвет: учитель- синий,

милиционер- серый. Какого цвета пожарные (красного, врачи

(белого, военные (зеленого). ?

2. В школе дети пишут на стеклянных досках и в стеклянных

тетрадках. Что нужно сделать для того, чтобы были видны буквы?

(Рисовать и писать цветными мелками).

3. Дома на Стеклянной планете тоже сделаны из прозрачного

стекла. Подумайте, что нужно сделать для того, чтобы никто не

смог увидеть, что происходит внутри каждой квартиры? (Строить

стены из темного стекла).

Изучение материала, таким образом, даёт возможность заинтересовать детей в познании окружающего мира, развивать у детей творческое мышление, изобретательность.

Публикации по теме:

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность,.

Автор публикации:
ТРИЗ — педагогика.
Опубликовано: 16 марта 2013 в 19:19
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Стенгазета к Дню матери «Мамочка моя, больше всех на свете я люблю тебя!»
Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви. С чем сравнить ее? Может быть, с песней, Что поют на заре соловьи? Доброты материнской...