Папки-передвижки

ТРИЗ-технология «Приемы фантазирования при помощи волшебников»

Эльвира Шарипова
ТРИЗ-технология «Приемы фантазирования при помощи волшебников»

ТРИЗ-технология «Приемы фантазирования при помощи волшебников»

Приготовила: Шарипова Эльвира Гаязовна, МБДОУ ДС №31 «Медвежонок», г. Нижневартовск

Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Развитие интеллектуальных способностей.

Публикация «ТРИЗ-технология „Приемы фантазирования при помощи волшебников“» размещена в разделах

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одно из направлений развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ.

Т – теория

Р – решения

И – изобретательских

З – задач

2 слайд

Технологии ТРИЗ была разработана в 50-х гг. XX века. Ее автор - отечественный изобретатель Генрих СауловичАльтшуллер.

В 80-е гг. возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-педагогика.

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий, можно использовать на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие

ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

3 слайд

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Задачи Методики ТРИЗ

1. Научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения

2. Формировать познавательный интерес у детей

3. Развивать навык поискового, системного, логического мышления

4. Развивать творческое воображение

4 слайд

Приемы фантазирования при помощи волшебников

Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта.

• Увеличение — Уменьшение;

• Дробление — Объединение;

• Оживление — Окаменение;

• Могу все — Могу только;

• Наоборот;

Волшебники Времени

(волшебник Быстрых минут, волшебник Медленных минут, волшебник Остановки времени, волшебник Обратного времени, волшебник Перепутывание времени, Машина времени, Зеркало времени)

5 слайд

Прием «увеличение – уменьшение».

Волшебник может увеличивать или уменьшать объекты, его части. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.

Некоторые задания (игры) :

1. Что бывает сначала большим, а потом маленьким?

Ответ: помидор, свеча, мороженое, воздушный шарик.

2. А что бывает сначала маленьким, а потом большим?

Ответ: человек, растения, животные, снежный ком.

3. Какими вы хотели бы стать, большими или маленькими, чтобы:

• — достать до Луны;

• — покататься на кошке;

• — сдвинуть звёзды и т. д.

• - выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку

Игра для коллег «Кем бы ты хотел быть»

Коллегам предлагается выбрать, кем бы они хотели быть – великанами или крохами, чтобы:

– быстро ходить; хорошо спрятаться; доесть невкусную пищу; наслаждаться вкусным пирогом; залезть в щель; остановить машину и т. Д.

Игра «Крокодил»

Жил-был крокодил, у которого хвост по желанию становился то длинным, то коротким. То ли складной он был, то ли растяжной – неизвестно, а только крокодил часто пользовался необыкновенным свойством своего хвоста. Например, чтобы быстро плыть, хвост обязательно должен быть длинным. А каким – коротким или длинным – он должен быть, чтобы:

– спрятаться под бревно; ударить врага; гулять по оживленной улице; прокатить на себе побольше детей; хвост в автобусе дверью не прищемило; взяться за поручень, если лапами его не достать.

Что будет, если у нас удлинится на время нос?

- Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;

- Это хорошо, а что в этом плохого?

- Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

Аналогичное преобразование с волшебником «Увеличения – Уменьшения» находим в литературных произведениях:

Братья Гримм «Горшочек каши» (увеличения размера каши)

Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» (уменьшение размера)

Ш. Перро «Мальчик- с- пальчик» (уменьшения и увеличения)

В,Гауф «Карлик нос» (увеличение части)

Былина Илья Муромец и Соловей- разбойник (увеличение звука)

7 слайд

Прием «Дробление - объединение».

Волшебники дроби и объединяй способны делить и соединять самые невообразимые предметы, могут все, что угодно, разделить на части, объединить с чем-нибудь другим. Например, разделить хлеб на кусочки или объединить его с маслом, чтобы получился бутерброд или если волшебник «Дробления- Объединения» коснулся твоей машины, то она распадётся на части и соберётся в другом варианте, но при этом у неё появится крылья и (или) пропеллеры, дополнительные колёса и др.

Этот прием способствует развитию конструктивных идей ребенка, его фантазии, воображения, умения анализировать строение, особенности прежнего и нового объекта, его ресурсов.

Игра «Я предмет, а ты моя частичка».

Волшебник бросает кому-то из детей мячик, и говорит слово, например, «дом». Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта (Например, «крыша»).

Игра «Найди своих друзей»

У каждого свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка. Волшебник просит объединится всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе. Игра позволяет увидеть ПФ «Объединение» в действии, обучает умению классифицировать.

Фантастическую идею можно получить сочетанием свойств или частей двух, трех объектов. Например, рыба + человек = русалка, лошадь + человек = кентавр.

Аналогичные преобразования с волшебником «Дробления- Объединения» находим в литературных произведениях. Образы сказочных героев, такие как «Русалочка», «Змей Горыныч», К. И. Чуковский «Мойдодыр»,П. П. Ершов «Конёк-горбунок», Дж. Родари «Как убежал нос».

10 слайд

Прием «оживление – окаменение (динамика – статика)».

Выполняет следующие фантастические преобразования : при встрече с волшебником Оживления все неживое становится живым, живые организмы при этом начинают обладать свойствами человека, а человек становится максимально подвижным. Волшебник Окаменения действует в обратном направлении – живое лишает возможности двигаться, а неживое при этом вообще невозможно сдвинуть с места. Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название. Например, Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т. д.).

Игра «Ожившие дома»

Как-то однажды решил Замри-Отомри сделать подвижными дома. Просто так, чтобы интересно было. Представляете: скользят дома по городу, как в море корабли. На вид – красиво. Но какие неприятности могут возникнуть? (Скользящие дома могут переносить людей на работу или в школу. Но как быть, если разным жителям нужно «ехать» в разные стороны? И как потом избежать столкновений между домами) Как быть в таких ситуациях? (Составить график «поездок». Придумать позывные для своего дома, например, цып, цып, цып. Услышав зов, дом сам прибежит к жителю. А во избежание столкновений нужны новые правила уличного движения).

Игра «Федорино горе»

Мы уже говорили, что Федориной посуде сбежать помог Замри-Отомри. А если бы он у нас сделал то же самое? Стали тарелки парить по кухне, что с ними будет? (Непонятно, как набрать еду в тарелки, как из них есть). Что нужно изменить, чтобы устранить вред? (Сделать стены и мебель мягкими, упругими; набирать еду во все пролетающие мимо тарелки, и есть по ложке из каждой, которая окажется поблизости).

Упражнение «Другая точка зрения»

Воспитатель предлагает детям представить себя различными объектами и описать свои ощущения: Что вы любите? Чего боитесь? С кем дружите? О чем мечтаете? Что вам не правится? и др.

Желательно рассматривать не только цельные объекты, но и их части (во время воздействия) : опишите, что чувствует язык, когда вы едите мороженое; что чувствует шляпка гвоздя, когда вы его забиваете.

Аналогичные преобразования с волшебником «оживление – окаменение» находим в литературных произведениях: Русс. нар. сказка «Колобок», «Снегурочка», «Курочка Ряба» (окаменения- оживления рельефа, К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»(окаменение)

Русс. нар. сказка «Иван – царевич и серый волк» (живая и мёртвая вода)

16 слайд

Прием «Могу только –Могу все»

С помощью волшебников «Могу все» (универсал) и «Могу только» (специал) рассматриваемый объект выполняет либо множество функций и даже ему не свойственных, либо имеет в рамках только его функций. Например: утюг гладит все – одежду, собаку, траву во дворе, выравнивает поверхности земли, выравнивает овраги и холмы. При этом дети должны объяснить как выглядит этот фантастический утюг, какого он размера, какие у него приспособления, полезность и вред такой многофункциональности.

Аналогичные преобразования с волшебником «Могу все», «Могу только» находим в литературных произведениях:

Русс. Нар сказка «По щучьему велению»(всё могу)

В. П. Катаев «Цветик- семицветик» (могу всё)

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке о рыбке» (всё могу)

Г. Яглфельд «Волшебная лампа Алладина» (всё могу)

П. П. Бажов «Серебряное копытце» (могу только)

Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди» (могу только)

18 слайд

Прием «Наоборот»

Способствует выделению определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Предложить детям охарактеризовать время суток, погоду, персонажей, их действия. Затем ввести волшебника «Наоборот» (перевертыша, в следствие чего все резко меняется на противоположные свойства и функции. Возникающие при этом проблемные ситуации и способы их решения обязательно обсуждаются с детьми. Данный прием развивает диалектическое мышление, учит детей поиску противоположных качеств, помогает сочинять сказки на новый лад. Например: если волшебник «Наоборот» коснулся стула, то главное его дело удерживать человека, то «Наоборот», такой стул выбрасывать, фактически вы выходите с ребёнком на переизобретение катапульты. Хорошо иметь такой стул, для того чтобы тренироваться в прыжках но плохо потому что невозможно на нём усидеть для приёма пищи. Наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

Зарядка «Наоборот» : педагог предлагает сделать то или иное движение, а дети должны сделать наоборот (Присесть — привстать, повернуться направо — повернуться налево и т. д.).

Игра «Скажи наоборот»

Волшебник называет слова и просит назвать противоположные: холодный (горячий, тяжелый (легкий) и т. д. Задание усложняется, если надо определить не только противоположное свойство, но и объект, имеющий это свойство. Например, белая бумага (черная доска, гладкий лед (каменистая тропинка, шумная толпа (тихая музыка) и т. д.

Игра «Волшебныйлес»

Волшебник задумал создать инверсный лес, в котором все-все должно быть наоборот. Она просит описать, как будет выглядеть такой лес. (Деревья там растут корнями вверх, а листья вниз. Листья постоянно обгрызают травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы. Низенькие деревья утопают в огромной траве. Птицы не летают, а переползают с одной травинки на другую и ловят пролетающих мимо гусениц. Цветы не пахнут, а впитывают в себя окружающие запахи – животные не могут больше ориентироваться по запаху.)

Аналогичные преобразования с волшебником «наоборот» находим в литературных произведениях:

К. И. Чуковский «Путаница»

С. Я. Маршак «Человек рассеянный»

С. В. Михалков «Фома»

В. Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Г. В. Сапгир «Людоед и принцесса. Или Всё наоборот»

21 слайд

Прием «Ускорение - замедление».

Волшебник времени многофункционален и предполагает преобразование временных процессов.

Волшебник Быстрых минут ускоряет процессы, происходящие в самом объекте, его частях и вокруг него, а Волшебник медленных минут делает все наоборот.

Например: На картинке изображена ранняя весна. Прилет птиц. Что будет, если весна длится день, час, минуту.

Признак «времени» воспринимается органами чувств человека, мы можем только отследить изменения, которые произошли с какими –то признаками объектов. Именно эти изменения мы называем следами времени. Преобразования, которые совершают волшебники времени, носят фантастический характер, так, как меняется какой-либо закон жизнеустройства.

Обобщённый образ волшебников Времени включает в себя семь преобразований:

Волшебник Быстрых минут,

Волшебник Медленных минут.

Волшебник Остановки времени,

Волшебник Обратного времени,

Волшебник Перепутывания времени,

Машина времени,

Зеркало времени.

Например:

Волшебник Быстрых минут- в сказке «Двенадцать месяцев» за короткое время проходит целый год.

Волшебник Медленных минут представляет мир – как сонное царство.

Волшебник обратного времени- какой – либо объект делает молодеющим, а процессы поворачивают в обратную сторону.

Волшебник Тянульщик Стремглав все замедляет или ускоряет.

Игра «Ускоряю, замедляю»

Коллегам предлагается выбрать, какие процессы они хотели бы замедлить, а какие ускорить:

– когда их хвалят, когда ругают; когда что-то болит; отпуск, рабочая неделя ; походы по магазинам и т. д.

Игра «Поможем зайцу»

Заяц попал в беду. Он напился из экологически загрязненной лужи и у него от этого замедлились ноги. Теперь он передвигается медленней черепахи. Как убежать от волка? (Научиться ходить на ушах, привязав к ним для стойкости палки; объединиться с другим зверем; например, пристроиться к спине у медведя; долгое время набирать силы, а затем –делать гигантский скачек; не бежать, а отпугивать волка – «облепиться» ежами, залезть в крапиву; вырасти большим-пребольшим, тогда волк испугается, что заяц может упасть на него и задавить).

Е. В. Шварц «Сказка о потерянном времени»- девочки и мальчики стали бабушками и дедушками и наоборот- эффект «Перепутывания времени»

«Машина времени» представляет как процесс перемещения объектов в другие эпохи.

«Зеркало времени» наблюдение какого – либо объекта со стороны за своим прошлым или будущим.

В старшем дошкольном возрасте (5-7) ребёнок осваивает все приёмы фантазирования.

Аналогичные преобразования с волшебником «ускорение - замедление» находим в литературных произведениях:

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев» (перепутывание времени, быстрые минуты)

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» (перепутывание времени)

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» (быстрое время, остановка времени)

Русс. нар. сказка «Иван Царевич и серый волк» (обратное время)

К. Булычев «Тайна третьей планеты» (Машина времени)

Энциклопедия о развитии Земли, о планетах, организмов (Зеркало времени и Машина времени)

23 слайд

В дошкольном возрасте осваивается практически все приемы фантазирования. Уровень преобразования, который производится, с помощью разных волшебников разнообразен, поэтому мы рекомендуем:

• для детей трех – четырех лет использовать волшебников : «Увеличения - Уменьшения», «Оживление – Окаменения» и «Зеркало Времени»;

• для детей четырех – пяти лет волшебники «Дробление - Объединения», «Могу все – Могу только» и «Машина Времени»;

• для детей пяти – семи лет: волшебник «Наоборот», волшебники Времени : «Быстрых минут», «Медленных минут», «Остановки времени», «Обратного времени», «Перепутывания времени».

Рекомендуем портреты волшебников доставать из коробочки «волшебства» на некоторое время, и снова убирать. Это надо делать для того, чтобы у детей формировалось понимание того, что волшебство было, а теперь оно закончилось и мир живет по реальным законам.

Целесообразно играть с волшебными преобразователями в любые свободные минутки по ситуациям.

Например: ребенок ест кашу, предложите ему представить, что ее коснулся волшебник «Увеличения – Уменьшения», что будет происходить с этой кашей, оцените с точки зрения хорошо – плохо.

24 слайд

Советы воспитателям

-Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого "Волшебника".

-Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается.

-Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно.

В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.

-Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами.

При чтении литературных произведений или просмотре мультипликационных фильмов обращайте внимание на фантастическое преобразование. Обсудите с ребенком, какой волшебник приходил в данный сюжет.

Например: в произведении К. Чуковского «Мойдодыр» поработали волшебники «Оживление» (мочалка стала летать) и «Объединение» (Умывальник стал разговаривать и думать, то есть объединился со свойствами человека).

25 слайд Работа с родителями

С родителями провели консультацию по ТРИЗ-технологии и предоставили картотеку игр по приемам фантазирования.

26 слайд Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Аппликация из бумаги «Врач «Скорой помощи»Аппликация из бумаги «Врач «Скорой помощи» Если заглянуть в календарь, какого только дня не найдёшь: такое многообразие. Сегодня особенный день, который является чуть ли не самым.

Фотоотчёт о развлечении «Праздник в стране Фей и Волшебников»Фотоотчёт о развлечении «Праздник в стране Фей и Волшебников» Фотоотчёт развлечения «Праздник в стране Фей и Волшебников» Дети заходят в комнату под музыку «Пусть бегут неуклюже…», Под сказочную музыку.

Проект по физвоспитанию детей подготовительной группы «Гимнастика для маленьких волшебников» ПРОЕКТ Гимнастика для маленьких волшебников Комплексы утренней гимнастики, гимнастики после сна, гимнастики для глаз для детей подготовительной.

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи «Скорая помощь» Цель. • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03. Материал. Игрушечная.

Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технологияКольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология Есть на свете много профессий, И важны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии.

Мероприятие «Лечение и профилактика аутизма при помощи арттерапии»Мероприятие «Лечение и профилактика аутизма при помощи арттерапии» Аутизм - довольно распространённая в наше время психологическая дисфункция. Дословно - " Уход в себя". Развитие аутизма в раннем возрасте.

Мастер-класс рисование при помощи шаблона «Ландыш»Мастер-класс рисование при помощи шаблона «Ландыш» Весна не стоит на месте. Она стремительно меняет всё вокруг, каждый день радея нас новыми подарками. Не успели отцвести подснежники, как.

Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ)Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.

Сценарий развлечения «Праздник в стране Фей и Волшебников»Сценарий развлечения «Праздник в стране Фей и Волшебников» Сценарий развлечения «Праздник в стране Фей и Волшебников» Дорогие коллеги хочу поделиться с вами сценарием поздравления ребёнка на дому.

Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов»Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов» Тренировочное занятие по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В стране волшебников-следопытов». Цель: Ознакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ-технология «Приемы фантазирования при помощи волшебников»
Опубликовано: 5 апреля 2021 в 19:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД