Папки-передвижки

Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений

Наталья Морозкова
Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений

Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений

детей дошкольного возраста

Нравственное воспитание детей формируется с помощью различных самостоятельных видов деятельности: игра, труд, изобразительная деятельность, художественные произведения. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данные средства необходимы, прежде всего, для практики при воспитании нравственного поведения. Одним из методов воспитания у детей дружелюбного отношения к сверстникам является трудовая деятельность.

Публикация «Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений» размещена в разделах

Главной задачей трудового воспитания детей является формирование правильного отношения детей к трудовой деятельности. Она может быть успешно применена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, а так же на основе возрастных особенностей.

Формируя у детей трудолюбие, надо учить их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников.

На основе классификации Ю. К. Бабанского, В. И. Логиновой, В. Г. Нечаевой можно выделить две группы задач трудового воспитания дошкольников :

1. Помощь ребенку в ознакомлении с трудовой деятельностью : в ознакомлении структур ыпроцесса, приобретении трудовых навыков, умений.

2. Развитие личности ребенка в труде : развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия.

Формирование у детей умений трудится в группе, протекает постепенно. Сначала задание дается на группу 3 – 4 человека, затем количество участников увеличивается в соответствии со сложностью труда. В разных видах трудовой деятельности детей содержатся «истоки» раннего выявления способностей, нравственных качеств личности.

Понятия «дружеские взаимоотношения» и «трудовая деятельность» являются в моей работе основными, поэтому к их рассмотрению я подошла с разных позиций.

Одной из особенностей трудовой деятельности дошкольников – это отличие взрослого труда от детского. С. А. Козлова и Т. А. Куликова выделили первое отличие, это то, что ребенок не создает в своем труде значимых материальных ценностей. Так же выделяют, что трудовые процессы ребенка носят воспитательный характер, и вознаграждением за его выполнения являются познание своих возможностей и самоутверждение в коллективе. Выполняя порученную работу, дети практически всегда переключаются на игру, это является еще одной особенностью детского труда [9].

Трудовая деятельность дошкольников носит необязательный ситуативный характер. В ходе трудового процесса дети получают знания, которые способствуют развитию их самостоятельности.

Трудовая деятельность детей находится на стадии развития, из-за этого участие взрослого в этой деятельности обязательна. Это является третьей отличительной чертой.

В учебниках С. А. Куликовой труд детей дошкольного возраста классифицируются на 4 вида: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе, ручной труд;

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников нужен в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения, но его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности и не сильно заметны. Этот труд направлен на поддержание порядка и чистоты на участке и помещении, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в группе или на участке, и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд целенаправлен на обслуживание коллектива, и поэтому, таит в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к согруппникам.

Труд в природе предполагает участие детей в уходе за животными и растениями, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике, в клумбах на участках. Особое значение этот вид трудовой деятельности имеет для воспитания бережного отношения ко всему живому, развития наблюдательности, любви к природе. Он помогает педагогу физически развить детей, совершенствовать движения, повышать выносливость, развивать способности к физическому усердствию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, главные практические навыки и ориентировки, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Дети на опыте усваивают представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям (замораживание, парообразование, из него можно делать разнообразные вещи (лепить, клеить, скреплять). Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно резать, складывать, склеивать.

Дерево можно пилить, сверлить, резать, строгать, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются пилой, молотком, плоскогубцами. Они учатся сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом – листьями, желудями, соломой, корой и так далее – дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Основными формами труда является дежурство, поручение и коллективная совместная деятельность.

Поручение – это задания, которые педагог дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные особенности. Трудовые поручения позволяющие формировать у детей интерес к труду, чувство ответственности за порученное дело. Дошкольник должен обратить внимание, проявить характерное усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения конкретны, индивидуальны и просты, содержат в себе 1 –2 действия (принести лейку, разложить ложки на столе,, снять с куклы платья для стирки и так далее). Такие элементарные задания вводят детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд самостоятельно.

В средней группе воспитатель поручает детям самим постирать кукольные вещи, подмести дорожки, вымыть игрушки, сгрести песок в кучу. Эти задания более сложные, так как содержат в себе не только пару действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и тому подобное).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах трудовой деятельности, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении либо сильном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) то есть при необходимости обособить методы воздействия.

В подготовительной группе при выполнении единых поручений дети должны проявлять нужные навыки самоорганизации, поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от объяснения к контролю, напоминанию.

Дежурство – форма организации труда детей, полагающая обязательное, выполнение ребенком трудовой деятельности, направленной на обслуживание группы. Дети, чередуя, включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в трудовом процессе. Смена и назначение дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное и образовательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для общества. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада. Навыки становятся более устойчивыми, а результаты трудовой деятельности имеют общественную и практическую значимость. Дети в этом возрасте имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разных поручений. Прибавившиеся возможности позволяют воспитателю решать более сложные задачи трудового воспитания : он приучает детей работать в нужном темпе, договариваться о предстоящей работе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общая трудовая деятельность, когда дети получают одно для всех задание, и, когда при завершении работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в ходе деятельности. Коллективная деятельность предоставляет воспитателю возможность развивать оптимальные формы общения среди детей : способность корректно обращаться к согруппникам, приходить к соглашению о общих поступках, оказать помощь приятелю.

Публикации по теме:

Художественная литература как средство формирования культуры поведения и дружеских взаимоотношений детей пятого года жизни Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических.

«Работа по формированию дружеских взаимоотношений между детьми». Первую школу человеческого общения ребенок проходит в семье. Там он приобретает первоначальный опыт отношений с близкими людьми, основанных.

Детский труд на прогулке как средство экологического воспитания Выступление на методическом объединении По теме: «Детский труд на прогулке как средство экологического воспитания.» Выполнила: воспитатель.

Физминутки как средство воспитания ФИЗМИНУТКИ – КАК СРЕДСТВО ФИЗВОСПИТАНИЯ. Здоровье – не все, но без здоровья – ничто. СОКРАТ Человек – высшее творение природы. Но для того,.

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Формирование дружеских взаимоотношений со сверстниками» Старший возраст. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Планирование по воспитанию дружеских взаимоотношений детей посредством детской художественной литературы. Сказка В. Г. Сутеева «Петух и краски» Образовательные области Организованная образовательная деятельность Цель деятельности Работа с родителями.

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Проблема формирования дружеских взаимоотношений дошкольников Дошкольный возраст становится возрастом первоначального становления ребенка. В это время в объединении ребенка со сверстниками возникают.

Семинар — практикум: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142» Семинар – практикум: «Ручной труд как средство развития мелкой моторики у детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в детской группе У детей старшего дошкольного возраста во взаимоотношениях отмечаются определённые трудности, которые препятствуют их развитию и проявляются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Труд как средство воспитания дружеских взаимоотношений
Опубликовано: 27 мая 2017 в 17:58
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД