Трудности адаптации учащихся в 5 классе и как их преодолеть

Юлия Магина
Трудности адаптации учащихся в 5 классе и как их преодолеть

Пятый класс относится к одному из кризисных периодов жизни ребенка. При переходе детей из начального звена в среднее, ребята сталкиваются с некоторыми трудностями, которые снижают их успеваемость и мотивацию к учёбе.

Адаптация к учебе в пятом классе — это настоящее испытание, которое ложится на плечи не только детей, но и их родителей, классных руководителей, учителей-предметников и психологов. Возникающие трудности затрагивают не только учебный процесс и школьную жизнь, но и психологический климат семьи.

Возрастной особенностью социализации подростков в данный период является формирование ориентации на своих сверстников.

Начиная с пятого класса, самооценка школьников начинает зависеть от взглядов детей друг на друга. До пятого класса самооценка школьника зависела от взглядов родителей и учительских оценок. В этот период дети ориентируются не на школьные отметки, а индивидуальные качества личности, манеру общения, внешний вид. Под влиянием этого самооценка многих детей начинает резко падать.

Кризисные изменения детей пятого класса затрагивают и их мотивацию к познаниям. Именно на этот период выпадает существенное снижение у детей тяги к знаниям. В результате ребенок начинает отрицательно относиться к школе, урокам, учителям и одноклассникам. На фоне всего этого у детей начинает возникать конфликтность в общении со старшими, включая учителей и родителей, а также заметное снижение успеваемости.

Анализируя все вышеуказанные факторы, становится понятно, что переходный период детей из начальной школы в пятый класс сопровождают кризисы в различных сторонах развития детей, а именно в:

• эмоциональном состоянии;

• системе отношений к окружающим;

• поведении;

• мотивации к учебе;

• интеллектуальном развитии.

Придя в пятый класс, ребята сталкиваются с рядом трудностей:

1. Изменение условий обучения (много учителей и каждый обладает индивидуальными психологическими особенностями и ожиданиями, много предметов и по каждому имеется ряд определённых требований);

2. Изменение требований (разные учителя предъявляют разные требования);

3. Новый этап психофизического развития, поскольку ребёнок активно входит в пубертатный период;

4. Увеличившийся темп и объём работы на уроках, появляется необходимость самостоятельной деятельности.

В связи с имеющимися трудностями на данном этапе жизни, меняется и психологическое состояние ребёнка и физиологическое. Эти трудности в адаптации имеют определённые признаки, которые внимательный взрослый может наблюдать:

1. Усталый внешний вид

2. Замкнутость ребёнка

3. Нежелание выполнять домашние задания

4. Жалобы на события, связанные со школой

5. Утренняя вялость

6. Негативные отзывы об учителях и одноклассниках

7. Жалобы на плохое самочувствие

План помощи пятикласснику.

• Повышение самооценки учащихся, групповые и индивидуальные занятия и классные часы на тему «Индивидуальность»;

• Снижение тревожности и снижение эмоционального напряжения;

• Сплочение коллектива класса: групповые и индивидуальные занятия психолога с детьми на тему: «Командообразование», «Дружба» ;

• Развитие толерантности, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям: занятия и беседы с психологом на тему «Толерантность» ;

• Развитие коммуникативных умений, умение вести себя, находясь в центре внимания, навыка, самопрезентации, умения слушать, говорить другому человеку приятное и т. д.

• Формирования убеждения в ценности каждой личности и установки на позитивное восприятие каждого члена коллектива;

• Предоставление классному руководителю и пятиклассникам лучше узнать друг друга путём организации совместных мероприятий.

• Привлечение родителей к помощи в адаптации к изменившимся условиям обучения и жизни детей. В этот период важно стать своему ребенку настоящим другом, советчиком и соратником. Правильно организованное поведение родителей позволит не только с легкостью пережить детям данный период, но и не «замкнуться в себе». Именно семья должна стать детям настоящей опорой и надежным тылом, куда пятиклассники с радостью будут приходить после учебных занятий.

Список литературы:

1. Адаптация пятиклассников: программа тренинговых занятий, конспекты

занятий для учащихся 5-х классов // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". -2007. -N 22.

2. Коблик Е. Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней

школе. –М.: Генезис, 2003.

3. Останина Н. Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей

учащихся при переходе в среднее звено. // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". -2003. -N 41

4. Лашина О. Ваш ребенок -пятиклассник: занятие родительского клуба. // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". -2006. –N13

5. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Под ред. Л. П. Пономаренко. - Одесса: Астро Принт, 2004.

ГБОУ Школа-интернат №1 им. К. К. Грота, г. Санкт-Петербург, 2018 г.

Педагог-психолог Магина Юлия Михайловна

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть осеннюю хандру» После яркого солнечного лета наступает дождливая серая осень. Особенности нашего климата - это резкая смена погоды и естественно в межсезонье.

Как преодолеть рассеянность у ребенка Рассеянность - этo психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания. Рассеянный ребенок не умеет выделять.

Конспект НОД «Как преодолеть застенчивость?» Как преодолеть застенчивость? Если ваш ребенок застенчивый, то вам не нужно пояснять, что это значит. Если он оказывается в компании своих.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Насекомые и пауки
  • Весна
Автор публикации:
Трудности адаптации учащихся в 5 классе и как их преодолеть
Опубликовано: 11 января 2018 в 20:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Коллаж «Рады мы зиме!»
Коллаж «Рады мы зиме» Вечернюю беседу мы посвятили зимним играм и забавам. Ведь морозная русская зима – замечательное время ! Прохладный ветер, лёгкий...
Детский мастер-класс по аппликации «Пингвины»
Материал для выполнения мастер – класса: наборы цветной бумаги и картона, ножницы, клеевой карандаш. Мастер – класс выполняли Вика и Родион....
Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Русские народные игры и потешки»
Развлечение для детей младшего дошкольного возраста «Русские народные игры и потешки» Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, здороваются с...
Конспект занятия по рисованию «Первый снег» (предметное рисование)
Добрый день, уважаемые коллеги, друзья и просто гости моей страницы! Представляю вашему вниманию конспект занятия по рисованию во 2-й мл. группе на тему :...
Фото отчет по аппликации — во второй младшей группе на тему: «Воздушный шарик»
Задачи: - Продолжить учить детей составлять композицию; знакомить детей с правилами наклеивания; - Закреплять знания основных цветов: желтый, голубой,...