МААМ-картинки

Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Анастасия Шмоткина
Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье указано то, что какие возникают трудности у дошкольников с ОНР при формировании контекстной речи и причины которые этому поспособствовали.

Ключевые слова: ОНР, связная речь, контекстная речь.

Публикация «Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи. Это обусловлено недоразвитием различных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического (1,2). Так как общие недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Нарушение связной речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения отдельных звукоподражательных комплексов вместо слов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта общее недоразвитие речи. Т. Б. Филичева указывает на то, что дошкольников с общим недоразвитием речи отличают : недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога (4).

Вышеперечисленные причины оказывают большое влияние на дальнейшее развитие речи. По свидетельству Н. С. Жуковой, у дошкольников наблюдается не полное понимание текста связанное с недостаточным словарным запасом. Дети не понимают отдельные слова, улавливают лишь общий смысл рассказа, вследствие этого многое из текста остается непонятным. Пересказ оказывается неточным, неполным из-за неправильного осмысления отдельных слов, связи между ними. Смысл рассказа понимается неполно из-за трудности осмысления причинно-следственных и временных связей.

Развернутые смысловые высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием последовательности изложения, четкости, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от сверстников с нормальной речью.

По мнению Р. И. Лалаевой, особенности в построении высказывания, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи, - результат трудностей в планировании и развитии речевого сообщения. Аналогичное высказывание речи свидетельствует о большом числе сбоев в грамматическом оформлении сообщения. Чем больше его объем, тем чаще встречаются разнообразные аграмматизмы. Нарушение последовательности всегда отражается на связности текста. Наиболее распространенный ее тип - последовательность сложных соподчиненных отношений пространственных, временных, качественных, причинно-следственных и т. д. (3).

Таким образом, самостоятельная связная контекстная речь детей с общим недоразвитием речи является несовершенной. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Дети испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания, а также владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме.

Поэтому на решения задач по формированию связной речи должна быть направлена работа по развитию лексических и грамматических средств языка. Это приобретает особое значение для детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы

1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985

2. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит Схемы для составления дошкольниками сравнительных и описательных рассказов. Санкт-Петербург, 1997.

3. Марьясова О. В. Развитие описательно-повествовательной речи подготовительной к школе группе. Москва, 1987.

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. М., 1994.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных.

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитие речи посредством мнемотехники 1. Технология опыта. Цель работы: -формирование связной речи посредством использования мнемотехники. Задачи: -обучение анализу, планированию,.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.

Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.

Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.

Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования.

Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 16 января 2016 в 13:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД