Лучший педагог года

«Трудности обучения чтению и письму». Практические рекомендации для родителей и педагогов

Елена Тельминова
«Трудности обучения чтению и письму». Практические рекомендации для родителей и педагогов

ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

практические рекомендации для родителей и педагогов

Упражнения, направленные на закрепление образа буквы.

1. Возьмите объемные или вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигурки различной формы: звездочку, кружок, квадрат, треугольник; буквы. Нарисуйте такие же фигурки и буквы на листе бумаги. Предложите ребенку с закрытыми глазами ощупать фигурку или букву, а затем, открыв глаза, выбрать ее из ряда нарисованных; попросите ребенка наощупь узнать и назвать фигурку или букву; сравнить наощупь две похожие буквы и определить, чем они отличаются; узнать наощупь фигурку или букву среди других. Предложите выполнить это задание сначала правой, а затем левой рукой. Попросите ребенка ощупать фигурку (букву) одной рукой, а затем нарисовать ее в воздухе или на столе сначала той же. А потом другой рукой.

Публикация «„Трудности обучения чтению и письму“, Практические рекомендации для родителей и педагогов» размещена в разделах

2. Нарисуйте на спине или ладони ребенка одну из знакомых ему фигурок или букв. Попросите его определить, какая фигурка (буква) нарисована. Если ребенок затрудняется, попробуйте упростить задачу: нарисуйте прямую линию и попросите его изобразить на стене или листе бумаги, что за линию вы нарисовали (горизонтальную, вертикальную, наклонную(.

3. Дайте ребенку в обе руки по мелку и предложите правой рукой нарисовать на стене линию сверху вниз. Попросите тоже самое сделать левой рукой. Затем обеими руками одновременно. Теперь предложите ему одновременно нарисовать правой рукой линию сверху вниз, а левой рукой снизу вверх. Попросите ребенка нарисовать на доске букву мелом (это касается в первую очередь наиболее трудноусваиваемых букв) и тут же пальцем стереть по контуру несколько раз подряд.

4. Предложите ребенку написать букву в воздухе правой и левой рукой.

5. Дайте ребенку спички или счетные палочки и попросите из них сложить печатную букву. Затем путем перекладывания нескольких элементов превратить ее в другую букву.

6. Попросите ребенка сделать букву из проволоки, слепить из пластилина, смастерить из других подручных материалов.

7. Дайте ребенку небольшой текст, напечатанный на листке бумаги. Попросите его найти в этом тексте все нужные буквы (например Т) и подчеркнуть или вычеркнуть их.

8. Предложите найти среди окружающих ребенка предметов похожие по форме на разные буквы. Выбрать из похожих на данную букву предметов те, в названии которых есть эта буква.

9. Напишите букву и зачеркните. Попросите ребенка отгадать, какая буква была написана. Нарисуйте несколько букв одну поверх другой. Попросите ребенка определить, какие буквы нарисованы.

10. Предложите ребенку недорисованную букву (слово). Попросите его сначала определить, что за буква (слово) недорисована, а затем дописать ее.

11. Предложите ребенку рисунок с написанными разным шрифтом и по разному повернутыми буквами и попросите ответить, что за буквы нарисованы.

В работе с трудноразличимыми иежду собой буквами хорошо использовать картинки с изображенными на них предметами. Ребенку можно предложить задания следующего типа: рассортировать картинки, на которых изображены флаг, хлеб, фотоаппарат, хомяк, халат, хвост, фонарь на две группы, одна из которых обозначена буквой Х, а другая буквой Ф.

2) Упражнения, направленные на развитие звукоразличения.

Эти задания было решено выделить в особый раздел, так как недостаточно хорошее звукоразличение является одной из основных причин нарушений чтения и письма. Обычно детьми плохо различаются звуки, схожие по звучанию и произношению (например Т-Д). Также одной из распространенных ошибок, связанных с трудностями звукоразличения, является пропуск букв при письме.

Тренировка в четком произношении звуков. Задания выполняются с использованием зеркала. Ребенок четко произносит наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотрит на себя в зеркало. Обратите его внимание на различия в произношении сходных звуков. Например, чтобы произнести звук П, достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы, а для того, чтобы произнести сходный по звучанию звук Б, надо обязательно еще использовать голос. Хорошо, если при произношении ребенок одновременно ощупает соответствующую букву, вырезанную из бархатной бумаги и нарисует ее.

2. Работа с магнитофоном:

- Прослушивание собственной речи.

- Прослушивание собственного чтения.

- Прослушивание записи четкого, правильного, художественного чтения с одновременным прослеживанием по тексту (можно использовать записи актеров, читающих стихи Пушкина, например).

- Запись текста (диктант) под собственный голос с кассеты.

- Повторение заученного стихотворения перед зеркалом под запись этого стихотворения.

Назовите ребенку несколько слов. Предложите ему поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале слова, в конце слова, в середине.

Назовите ребенку слово. Попросите его посчитать, сколько букв в этом слове. Начните м простых, коротких слов, не содержащих непроизносимые звуки (к примеру, не стоит использовать такие слова как ПРАЗДНИК, в котором есть непроизносимая буква Д).

Произнесите какое-нибудь слово по буквам. Попросите ребенка ответить, какое слово вы произнесли. Затем можно ребенку предложить задать Вам аналогичное задание. Если ребенку трудно, то можно попросить его произнести Вами заданное слово по буквам.

Придумайте для ребенка простой кроссворд из 4-5 слов. Попросите его заполнить клеточки ответами на ваши вопросы. Предложите ему выполнить придумать кроссворд для вас.

Напишите на бумаге слово, в котором буквы перепутаны местами. Попросите ребенка расставить буквы по местам и сказать, какое слово «рассыпалось». Игра в «города». Назовите ребенку слово и попросите его придумать другое слово, которое начинается на последнюю букву вашего (СТОЛ - ЛОДКА - АРБУЗ - ЗУБЫ и т. д.)

14. Предложите ребенку из букв одного длинного слова составить как можно больше других слов. Например из слова ГОСУДАРСТВО можно составить такие слова как ГОРА, ГОРОД, РОТ, ДАР, ДУГА и множество других.

Попросите ребенка написать в скобках буквы так, чтобы они стали концом первого слова и началом второго: МЕ(.)ОЛАД ( ответ: ШОК, БАР(.)НО ( ответ: СУК, НО(.)ОЛ ( ответ: СОК, ПОРЯ(.) ТОР ( ответ: ДОК, ПО(.)ОТ ( ответ: ТОП).

Предложите ребенку исключить из ряда слов то, которое не подходит к остальным словам. Например: белый, белок, белка, отбеливатель. Попросите его объяснить, почему он исключил именно это слово («белок» и «отбеливатель» произошли от слова «белый», а «белка» нет).

Попросите ребенка подобрать к заданному вами слову родственные ( например к слову ПЫЛЬ: ПЫЛЬНЫЙ, ПЫЛИНКА, ПЫЛЕСОС и т. д.)

15. Когда ребенок будет легко справляться с подбором родственных слов (однокоренных слов к данному, предложите ему задание на проверку написания безударных гласных в слове. Это значит, что ребенку нужно подобрать к слову, содержащему безударную гласную такое родственное слово, в котором эта гласная стояла бы под ударением (сторона - стороны, сторонка). То же самое упражнение подходит и для проверки написания согласной в конце слова (сад - садик).

3. Упражнения, направленные на составление слогов из букв, закрепление образа слога и вычленение его из слова.

1. Возьмите две буквы - гласную и согласную (например А и М). Попросите ребенка назвать эти буквы. Теперь составьте из этих букв слог МА и прочитайте его ребенку. Попросите его повторить. Теперь замените согласную на любую другую и спросите ребенка, что получилось. Если он не смог ответить, напомните ему, что получилось в предыдущий раз и попросите сделать то же самое с новой буквой. Если это не поможет, то назовите ребенку новый слог. Таким же образом составьте вместе с ребенком еще несколько слогов с той же гласной А, но с разными согласными.

2. Когда ребенок поймет правила игры, возьмите уже знакомый ему слог МА, попросите его прочитать, а затем замените гласную на любую из гласных первого ряда (О, У, Ы, Э) и предложите подумать как теперь будет читаться новый слог. Если это задание окажется трудным, повторите схему, предложенную в первом упражнении.

4. Напишите на бумаге вразброс несколько слогов и попросите ребенка найти среди них названный вами. Попросите ребенка прочитать эти слоги.

5. Попросите ребенка найти в тексте (в слове) названный вами слог и подчеркнуть его.

6. Если ребенок легко справляется с этими заданиями, попробуйте перейти к слогам, содержащим гласные второго ряда (Я, Е, Е, Ю, И). Проделайте с этими слогами все предыдущие упражнения.

7. Когда ребенок с этим освоится, последовательно переходите к обратным слогам (АМ, ОР и т. д., к закрытым слогам и простым трехбуквенным словам (НОС, КОТ, САМ и др., к слогам и простым словам со стечением согласных (ПРО, КТО, СЛОН, СТОЛ).

8. Попросите ребенка придумать несколько слов, начинающихся на предложенный вами слог. Предложите ему задать вам такое же задание и затем проверить правильность выполнения (при этом вы можете намеренно ошибиться).

9. Предложите ребенку придумать слова, которые заканчиваются на данный слог или содержащий данный слог (например, слог НА: ВОРОНА, КАРТИНА, ФОНАРИК).

10. Составьте список слов, которые содержат и не содержат нужный слог, и прочитайте его ребенку. Попросите его хлопком выделять слова, в которых есть данный слог.

4. Упражнения, направленные на развитие зрительного узнавания слога и на увеличение объема зрительного восприятия в процессе чтения.

1. Слоговые таблицы. Методика состоит из нескольких таблиц, которые отличаются по объему и по сложности входящих в них слогов. Слоги в каждой таблице должны отличаться не только принципиально (например МА, РЕ). В таблице должны присутствовать слоги слаборазличимые (похожие по звучанию и по внешнему виду) : по признакам твердости - мягкости (ТА-ТЯ, глухости - звонкости (ТА-ДА0 и по пространственному признаку (ТА-АТ). Обратные слоги со звонким согласным на конце (если есть парный глухой) использовать не следует, так как звонкий согласный на конце слога оглушается.

Должно быть несколько вариантов каждой таблицы с разными слогами. К каждому варианту таблицы составьте 3 списка слогов (в разнобой). Зачитывайте ребенку слоги по списку, а он должен найти их в таблице.

Если ребенок проходит таблицу достаточно быстро (для 36-слоговой таблицы - 1,5 минуты) и не ошибается, Вы можете переходить к следующей таблице.

2. Возьмите любые картинки с изображенными на них предметами. Напишите на отдельных карточках названия этих предметов. Положите перед ребенком несколько карточек с изображенными на них предметами, предложите ему рассмотреть их и назвать. После этого положите перед ребенком на короткое время карточку с названием одного из этих предметов. Попросите его показать на картинке этот предмет. Затем наоборот положите перед ребенком несколько карточек с названиями предметов. Потом положите перед ним картинку и попросите показать карточку с соответствующим названием. Начинайте с предметов, имеющих простые, короткие названия. Постепенно переходите к все более сложным.

Публикации по теме:

«Мастерская букв». Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв«Мастерская букв». Игры и упражнения для запоминания зрительного образа букв Формирование навыка чтения необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этим умением. Это отчасти.

Буквенный конструкторБуквенный конструктор Предлагаю вашему вниманию пособие «Буквенный конструктор». Я использую его на занятиях по обучению грамоте для закрепления образа буквы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Трудности обучения чтению и письму». Практические рекомендации для родителей и педагогов
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 15:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД