Лучший педагог года

Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости

Галина Николаевна Степанова
Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости

на базе Гку дди «Южное Бутово»

Попытаемся коротко охарактеризовать основные этапы развития трудоспособности детей-инвалидов с умственной отсталостью, которые обозначились в практике коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

С самого начала коррекционной работы в Детском доме-интернате (с 4-х лет) каждый ребенок включается в некоторую предметно-материальную деятельность, которая развивает его операционные возможности, и приобщает его к человеческой культуре.

Публикация «Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости» размещена в разделах

Развивая социальные потребности детей-инвалидов, мы создаем условия, необходимые для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Ведь именно для того, чтобы вызвать положительную эмоцию со стороны значимого взрослого, похвалу, одобрение других детей, возникает целенаправленная деятельность по удовлетворения своих базовых физиологических потребностей в соответствии с нормами, принятыми в человеческом обществе.

Развитие навыков самообслуживания – это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей-инвалидов. На данном этапе ребенок учиться следовать традициям группы, накапливает опыт по выполнению режимных требований, которые отражены в режиме дня. С самого раннего возраста режим дня предусматривает занятия (в доступном формате) от 1-1,5 часов в день на первом этапе дошкольного обучения до 6 часов в день для семнадцатилетних воспитанников.

Уже с 8-9 лет ребенок с выраженной умственной отсталостью зачастую может включаться в хозяйственно-бытовой труд по уборке групповой комнаты, участка, посуды после обеда, то есть его трудовая деятельность приобретает общественно полезную форму. Это большой шаг с точки зрения не только формирования умений и навыков хозяйственного труда, но и с точки зрения изменения социальной ситуации. Ребенок включен в новую для себя систему отношений – он несет ответственность не только за себя, но и за свое ближайшее окружение, за тех, кто может быть слабее, младше и беспомощней его самого. В базисном учебном плане отведены часы по самообслуживания, хозяйственно-бытовому труду, СБО (социально-бытовой ориентировке, на которых происходит обучения новым видам деятельности, которые затем воспитанники реализуют в повседневной жизни.

Важнейшее направление развития трудоспособности детей с глубокой умственной отсталостью – это освоение ремесла.

Дополнительное образование в ДДИ Южное Бутово- это целенаправленный процесс воспитания и обучения, посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Работа в студиях и мастерских дополнительного образования ДДИ Южное Бутово выстроена поэтапно:

- на первом этапе воспитанники знакомятся с предлагаемым в мастерской материалом путем всевозможных изменений, которые с ним производят.

- на втором этапе осваиваются способы работы с материалом, в том числе с использованием инструментов. Это происходит сначала по показу, поэтапно переходя к самостоятельному изготовлению изделий.

- На третьем этапе- изготовление готового изделия по образцу, данному учителем.

Не каждый ребенок может выполнить весь цикл операций. Однако, он может выполнять посильную для него работу в коллективе, в команде. Ребенок видит результаты своего труда. И даже незначительное его участие позволяет почувствовать себя полноправным участником процесса. Почувствовать свою социальную значимость.

4-й этап – это этап творческий. На этом этапе воспитанники могут сами предложить некий замысел, выбрать средства художественной выразительности для его реализации.

В результате системы дополнительных занятий с воспитанниками можно видеть результаты реабилитационной работы, психосоматическое состояние, уровень общего развития, уровень развития специальных навыков, уровень развития интересов и склонностей.

В ДДИ Южное Бутово в рамках дополнительного образования работают следующие студии-мастерские:

- керамическая мастерская.

Целью обучения керамики является знакомство с миром профессий, связанных с изготовлением керамических изделий, развитие творческих и эстетических качеств личности учащихся и их индивидуальных творческих способностей,

через освоение приемов работы с глиной, приобщение к общим человеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием, воспитанием любви и уважения к труду.

Обучение керамике решает следующие образовательные задачи: обучение приемам изготовления керамических изделий,

развитие творческих коммуникативных способностей, формирование умственных умений.

Занятия в керамической мастерской носят коррекционный характер, оказывают положительное влияние на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия,

координации движений, формирует художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, развивает как мелкую так и общую моторику, быстроту двигательной реакции.

Данные занятия способны также снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Продукция мастерской

- мастерская по работе с нитью:

Отличительная особенность этой мастерской в том, что дети даже с тяжелой патологией могут быть включены в несложную монотонную работу, которая сводится к одной, двум операциям,

а в результате получается с художественной и утилитарной точки зрения замечательное изделие.

В первую очередь это относится к ткачеству на рамках.

Получаются отличные тканые сумки, ковры различных форм и размеров и различного назначения.

Подобные, порой даже более низкого качества, в супермаркетах продаются по очень высокой цене как изделие ручной работы.

Одним из направлений работы ДДИ Южное Бутово является обучение элементам швейного дела.

Поскольку в детском - доме находятся дети с особыми образовательными возможностями, на занятиях по швейному делу дети получают элементарные знания о строении и свойстве материала, осваивают доступные операции;

работают с тканью, с использованием различных инструментов.

Занятия строятся по принципу постепенного усложнения и многократного повторения уже пройденного материала. Приучение к выполнению даже самых простых операций требует времени и тренировки.

Обучение швейному делу построено таким образом, что учащийся может выполнить работу, как бригадным методом, так и самостоятельно от начала до конца.

Продукция мастерской

- мастерская «художественный войлок»

Техника валяния шерсти достаточно проста и даже имеет лечебные свойства.

Волокна мягко массируют.

Процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее и расслабляющее действие.

Во время занятия развиваются такие сенсорные системы: зрительные, тактильные, обонятельные.

Целью занятий в мастерской «художественный войлок» является развитие и коррекция эмоциональной и волевой сферы ребенка с выраженной умственной отсталостью посредством приобретения ЗУН работы в валяльной мастерской.

Разнообразные изделия данной мастерской это елочные игрушки (шары и снеговики, броши в виде цветов, чехлы для мобильных телефонов, подушки - думочки, настенные панно, декоративные экспозиции для интерьеров, муляжи овощей и фруктов и многое, многое другое.

Наши ребята увлеклись машинным вязанием.

Они работают как на универсальных механических машинках «Калинка», так и на японских машинах с перфокартами.

В результате у нас нет недостатка в теплых носках для наших ребят,

ни в жилетах, ни в кофтах.

Уже хорошо получаются шапки и шарфы, чехлы для телефонов, напульсники, ободки для волос.

Эти атрибуты подростковой субкультуры приносят им особенную радость.

Продукция мастерской

- мастерская по работе с деревом.

Работа в данной мастерской запланирована таким образом, что воспитанники на протяжении нескольких лет обучения знакомятся с разными породами древесины, их свойствами,

они осваивают работу по дереву с использованием специальных приспособлений и инструментов.

Оптимальным результатом обучения является освоение полного цикла изготовления изделия. От выкройки по лекалам

до выпиливания,

обработки и выравнивания поверхности,

до сборки элементарных конструкций.

В течение этих лет ребята получили первые навыки работы и первые результаты: пирамидки для детей, качалки, каталки, головоломки, подвесные качели, модели различного вида транспорта, машинки, лошадки с повозками, самолеты, танки, изделия бытового назначения: полки, мыльницы, подставки для цветов, шкатулки, разделочные доски, массажер - тренажер, настенные часы.

- студия изобразительного искусства.

Занятия изобразительной деятельностью с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствуют сенсорному развитию детей. Формирует мотивационно - потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия мелких движений рук, что в свою очередь влияет на умственное развитие детей.

Занятия изобразительной деятельностью позволяют ребенку с проблемами ощутить мир во всем его богатстве и многообразии.

И через художественные виды деятельности ребенок имеет возможность выразить свои чувства, эмоции, впечатления об окружающем мире. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, так как оно является источником новых позитивных переживаний ребенка.

Детскими работами оформлены холлы, группы, классы, кабинеты и многое другое.

Дети являются постоянными участниками конкурсов и выставок, организованных Благотворительным Фондом «Взгляд ребенка».

Работы детей выставляются в музее Рериха, Дарвиновском музее, в Третьяковской галерее, в Московской городской Думе, в Московском доме общественных организаций

В результате систематических занятий воспитанников (в группах, индивидуальных, в классах, в мастерских) к 18 годам (этап, когда происходит переход из нашего интерната на другие формы проживания) можно констатировать результат реабилитационной работы: психосоматического состояние, уровень общего развития, уровень развития специальных навыков, уровень развития интересов и склонностей.

Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Презентация «Формирование правильной речи у детей с ОНР» В данной презентации рассматривается, что такое лексико-грамматический строй речи, как развивается речь у дошкольников, как строить работу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости
Опубликовано: 23 января 2014 в 16:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД