Папки-передвижки

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение в ДОО

Любовь Горовая
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение в ДОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа-детский сад № 24» с. Чкаловское

(дошкольные группы)

Воспитатели :

Горовая Любовь Викторовна

Варлашова Мария Леонидовна

Тема: Трудовое воспитание и

профессиональное самоопределение в ДОО

Добрый день уважаемые коллеги! Вас приветствуют воспитатели Начальной школы – детского сада № 24 села Чкаловское Спасского рай-она Мария Леонидовна Варлашова,

Любовь Викторовна Горовая и наш куратор, старший воспитатель Ольга Даниловна Исакова.

Публикация «Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение в ДОО» размещена в разделах

Очень приятно видеть вас и рады поделиться с вами работой по профессиональному самоопределению дошкольников из собственного опыта.

Так что же такое ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ -O-

- ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К СВОЕМУ МЕСТУ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ.

Цель ранней профориентации - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий.

Задачи дошкольного этапа профессионального самоопределения :

ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;

привить любовь к трудовым усилиям;

сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности;

воспитывать уважение к людям труда.

Профессиональное самоопределение охватывает не только юношеский возраст, когда непосредственно уже происходит окончательный выбор профессии, но и предшествующие ему периоды.

Дошкольное детство - важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, закладывается характер.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду,

труду взрослых, предметам, созданным людьми.

Для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых, мы используем метод проектов.

Так как он основывается на личностно - ориентированном подходе,

а также позволяет усвоить сложный материал через совместный по-иск решение проблемы.

В рамках проекта «Введение в мир профессий»

нами был разработан план реализации проекта. В него были включены: Экскурсии, наблюдения, дидактические, сюжетно-ролевые игры, рассматривание картин, иллюстраций, лэпбуки, просмотр презентаций и

чтение художественной литературы.

ЦЕЛЬ: Создание условий для формирования целостного пред-ставления дошкольников о профессиях.

ЗАДАЧИ:

1. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

2. Сформировать у детей систему знаний о профессиях.

3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

4. Создать условия, для того, чтобы дети задумались о выборе бу-дущей профессии.

5. Познакомить родителей с их ролью в профориентации детей

Ведущим видом деятельности детей-дошкольников является игра.

Как говорил великий наш психолог и педагог, Александр Григорье-вич Асмолов «Детская игра - это первый профориентатор ребенка.

В игре ребенок учится возможности быть….

. быть капитаном, врачом и т. д.».

Именно в игре закладываются первые основы профессиональной дея-тельности, происходит формирование первоначальных трудовых навы-ков и умений, происходит возникновение понимания роли труда в жизни человека.

В младшем возрасте продолжается развитие игр, связанных с бытовым трудом людей. Трудовые действия пока еще носят имита-ционный, подражательный характер, но их становится значительно больше. В этом возрасте дети проявляют творчество и фантазию, используя предметы - заместители вместо недостающих атрибутов. Развивая у дошкольников интерес к деятельности взрослых, необходимо обратить внимание детей не только на определенные действия, но и на результаты труда.

Детей старшего возраста больше привлекает труд людей, работаю-щих за пределами детского сада. Они воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.

Огромную значимость в профессиональном самоопределении имеют первоначальные трудовые действия - осуществление простых операций по уходу за растениями, одеждой, уборке помещений. Данные действия содействуют у малышей формированию заинтересованности к труду взрослых. Сюжетно - ролевые игры, наблюдение за действиями взрослых, осуществление элементарных видов труда способствуют самоопределению дошкольников. Малыши охотно копируют поступки старших и, исходя из этого, идет ориентация на профессии находящихся рядом людей. Понимание ребёнком собственных способностей, а также способностей на базе имеющегося опыта в игровой, трудовой деятельности создаёт понимание о буду-щей специальности.

При знакомстве детей с трудом взрослых необходимо не только расширять знания о профессиях, но и углублять, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой дошкольникам информации. Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Немаловажно придерживаться системности в расширении данных о профессиях. Умело организованная образовательная деятельность даёт возможность не только понимать специфику работы людей разных спе-циальностей, но также формирует познавательную заинтересованность к труду взрослых, вызывает желание подражать трудовому поведению людей.

Важно использовать все виды деятельности в формировании профессионального самоопределения, их интеграцию и огромное эмоциональное воздействие на дошкольника. Основным является создание условий для организации сюжетно-ролевых игр, трудовых действий,насыщенности и разнообразия предметной среды, взаимо-действие взрослых в процессе работы по данному направлению. Необходимо использовать разные формы и методы в работе с детьми по теме профессионального самоопределения : проектная деятельность воспитателей, детей и родителей, проведение экскурсий, тематических праздников, «профессиональных» выступлений, создание родительских клубов, проведение встреч по интересам и т. д.

В основе работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста очень важным является раннее выявление интересов и склонностей ребенка. Это позволяет определить, к какому типу профессий он испытывает больший интерес. На основе этого можно планировать деятельность детей, что несомненно приведёт к более высоким и цельным результатам деятельности дошкольников в целом.

Подводя итоги вышеизложенного, хочется подчеркнуть, важность использования всех видов деятельности в формировании профессионального самоопределения, их интеграцию и огромное эмоциональное воздействие на дошкольника.

Таким образом, создавая уже в дошкольном образовании условия для профессионального самоопределения воспитанников, мы осуществляем ориентацию детей на трудовую под-готовку, влияем на выбор востребованных в дальнейшем профессий, и способствуем решению задач образовательной системы в целом.

Автор публикации:
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение в ДОО
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 15:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД