Творческая лаборатория. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Елена Бритвина
Творческая лаборатория. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Проблема гендерного подхода в воспитании детей начала приобретать актуальность в настоящее время, и всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причём начиная именно с дошкольного возраста. Творческая группа «Атамура» детского сада «Улыбка» работает над повышением эффективности комплекса организационно-педагогических условий гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста уже второй год.

В рамках творческой деятельности педагогами была определена цель – формирование гендерной идеинтичности детей с ориентацией их на ценности своего пола. В соответствии с этим были сформулированы основные задачи: развивать половую самоидентификацию детей через различные виды деятельности; осуществлять подбор диагностического инструментария для изучения, определения динамики гендерной воспитанности детей; способствовать педагогизации родителей в вопросах гендерного воспитания.

Одной из важных задач участников творческой группы – Сигаевой Ш. Т., Прахнау В. И., Вунш С. Р., Оспищевой И. Ю. и Кужахметовой Р. А. – являлась необходимость организации предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное самопознание детей 5-7 лет. Педагоги старались устранить дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий.

Психологическое сопровождение гендерного воспитания детей педагогом-психологом Оспищевой И. Ю. было направлено на коррекцию поведенческих нарушений у детей, которые проявлялись в предпочтении игрушек и игровых ролей противоположного пола; стремлении быть со взрослыми противоположного пола и подражать его поведению; активно выраженном желании изменить своё имя; стремлении вести себя и одеваться по типу противоположного пола.

С помощью активно используемых пособий и дидактического оборудования («Две коробки», «1,2,3, как прастёт девочка (мальчик) покажи», «Подзорная труба», «Маркеры оборудования» и др.) воспитатели имели возможность развивать личность мальчика и девочки.

Диалог с детьми строился на принципах партнёрской деятельности взрослого и ребят.

Сотрудничество с коллегами и родителями носило просветительский характер и раскрывало такие вопросы, как самоценность периода дошкольного детства, его возможности и необходимость в некоторых случаях по-разному строить воспитание девочек и мальчиков.

Взаимодействуя с родителями дошколят педагоги творческой группы пытались донести до них важность ориентации ребёнка на ценности своего пола именно в семье, а не только в дошкольном учреждении. Мамы и папы согласились с мнением воспитателей – стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (брань, курение). Педагогам приходилось корректировать поведение детей в сюжетно-ролевой игре, когда они вносили эти «элементы мужественности».

Реализации задуманного помогал анализ и изучение литературных источников (Т. Доронова «Девочки и мальчики в детском саду и дома», В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман «Мальчики и девочки. Два разных мира»). В дальнейшем мы планируем продолжать формировать гендерную компетентность у родителей через информационные листы и памятки по данному направлению.

С момента рождения наших детей и до определённого возраста мы не задумываемся о том, нужно ли дифференцированно подходить к вопросам воспитания и обучения девочек и мальчиков. Мы сделали вывод, что воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

Маркетинговые исследования в рамках деятельности творческой группы:

Опрошено было 62 человека (родители воспитанников ГККП «Улыбка»).

На вопрос «Как вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?» 89% мам и пап ответили, что «члены семьи показывают образцы поведения женщин и мужчин».

74% родителей считают, что роль матери в полоролевом воспитании ребёнка очень велика и заключается в поощрении «мужского» и «женского» поведения.

На вопрос «Как отец влияет на полоролевое развитие ребёнка?» ответы распределились следующим образом: 56% родителей считают, что «у сына формирует поведение характерное для мужчин», 24% - «помогает развить навыки, необходимые мальчикам в жизни».

Чтобы воспитать достойных мужчину или женщину, как полноценного члена общества мамы и папы в семейных условиях в основном используют «беседы» (36%, «чтение литературы» (19%, «личный пример» (44%, «совместную деятельность» (41%).

Если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины и женщины в социуме (агрессивность, кривляние, плаксивость, и т. д., то родители используют беседы, убеждения, а порой и наказание.

Смешные высказывания детей:

Оля Сидоркина, 6 лет

- Марк, а ты был в Париже?

- Нет.

- А хочешь?

- Нет!

- Жалко… (задумчиво)

Алёша Филипченко, 6 лет

- Валентина Ивановна, я вас так люблю! Вы подождите меня, я обязательно на вас женюсь, когда вырасту!

Дети группы «Капелька»

Воспитатель просит детей пропустить вперёд:

Иосиф: «Пропустите девочку!»

Даша: «Ты что, она же женщина!»

Никита: «Нет, нет, она просто воспитательница»

Иосиф: «Но ведь её тоже нужно любить, уважать и защищать!»

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ягоды».Интерактивная игра «Ягоды». Интерактивная игра "Ягоды". Опыт массовых детских садов показал, что компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Творческая лаборатория. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Опубликовано: 3 октября 2012 в 07:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплекс игровой гимнастики для дошкольников на каждый день
В детский садик мы идем учимся, играем на гимнастику с утра бодро все шагаем Понедельник В понедельник в детский сад Прискакали зайчики (...
Мастер-класс «Снежинка-куколка»
Мастер – класс «Снежинка - куколка». Цель: изготовление новогодней поделки. Задачи: совершенствовать навыки конструирования; развивать глазомер;...
«Новогодние фантазии». Оформление группы детского сада
Новый год для меня - самый любимый и долгожданный праздник. В преддверие Нового года мною овладевает странное чувство, что должно случиться что-то волшебное...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для первой младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
У нас в гостях артисты театра (фотоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые гости моей странички! В январские каникулы, в нашем детском саду в гостях побывали артисты театра из Дворца культуры имени...