Елена Яковенко
Творческая мастерская для педагогов «Речь педагога — детям пример. Вспомним культуру хороших манер»
«Главный характер нашего языка состоит в
чрезвычайной легкости, с которой все
выражается в нем: отвлеченные мысли,
внутренние лирические чувствования,
«жизни мышья беготня», крик негодования,
искрящаяся шалость и потрясающая страсть»
А. И. Герцен.
«Мудрое и доброе слово доставляет радость,
глупое и злое, необдуманное и бестактное –
приносит беду».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Творческая мастерская для педагогов „Речь педагога — детям пример, Вспомним культуру хороших манер“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Педагоги должны в первую очередь следить за своей речью, поскольку она является образцом детской речи. Именно с детского возраста формируется культура речи, а мы призваны формировать, развивать и совершенствовать её.
Идеальным эталоном культуры речи признаётся литературный язык, как язык художественной литературы. Культуре речи противопоставляется влияние диалектов, просторечия, засорение речи излишними заимствованиями. Современный русский язык - один из богатейших языков мира. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.
Литературный язык - это строго нормированная форма общенародного национального языка. В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все стороны общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика. Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой.
Функциональные стили языка получили такое название потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.
В современном русском литературном языке выделяют функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный.
Функциональные стили языка
Разговорные, а тем более просторечные, то есть находящиеся за пределами литературной нормы, слова не следует употребить в беседе с человеком, с которым мы связаны официальными отношениями, или в официальной обстановке.
Высокая лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Эта лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный тон.
Современная наука о языке выделяет наряду с функциональными стилями экспрессивные стили, которые классифицируются в зависимости от выразительности. Для этих стилей важнейшей является функция воздействия. К экспрессивным стилям относятся:
торжественный, официальный, фамильярный, интимно-ласковый, шутливый, насмешливый (сатирический). Этим стилям противопоставлен нейтральный, то есть лишенный выразительности.
Разговорный стиль выполняет основную функцию языка – функцию общения, его назначение – непосредственная передача информации преимущественно в устной форме. Книжные стили используются преимущественно в письменной форме. Книжным стилям свойственно строгое соблюдение литературной нормы на всех языковых уровнях.
Научный стиль обладает всеми особенностями книжного стиля и в то же время имеет ряд характерных черт: изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией. Информативная функция данного стиля отражается и в жанровом его своеобразии: он представлен научной литературой (монографии, статьи, рефераты, а также учебной и справочной.
Публицистический стиль – этот стиль представлен в журналах, адресованных массовому читателю, журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей на митингах, съездах, собраниях.
Официально-деловой стиль обслуживает правовые отношения между гражданами и государством и применяется в различных документах. Важнейшие функции этого стиля – сообщение и воздействие – реализуются в таких официальных документах, как законы, постановления, указы, приказы, договоры, соглашения и др. Этот стиль еще называют административным, т. к. он обслуживает сферу официальных, деловых отношений, область права и государственной политики.
Литературная норма закрепляется в словарях и справочниках и охватывает все уровни языка. Она характерна и для устной, и для письменной речи и обязательна для всех. Нормы литературного языка связаны с основными разделами науки о языке: фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом, пунктуацией, орфографией, стилистикой, культурой речи.
Предлагаю орфоэпическую разминку.
Расставить ударение в следующих словах:
Гастрономия, аристократия, втридорога, маркировать, усугубить, кинематография, баловать, диспансер, премировать, принудить.
Задание «Разнозвучащие, но равнозначные»
Слово “ударить” (человека). Жаргонные синонимы: врезать, вмазать, впечатать, приложить, заехать, двинуть, долбануть, съездить по мордасам, дать в рыло, засветить промеж рогов… Подберите синонимы к слову «умереть»
Нет такого человека, который не хотел бы чувствовать себя свободно, естественно и раскованно в любой ситуации, нравиться самому себе и окружающим. Единственным условием этого являются знание и соблюдение элементарных правил хорошего тона.
Надо отметить, что этикет – не застывшее понятие. Ведь правила поведения пещерного человека отличаются от манер средневекового рыцаря, а они, в свою очередь, не такие, как у наших современников. Культура общения, из чего она состоит? Одни говорят, другие слушают, третьи действуют.
В беседе важно не только хорошо говорить, но и внимательно слушать собеседника. Ведь одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, и от этого смысл сказанного меняется. Я предлагаю произнести одно и то же слово с разной интонацией. Участники должны отгадать, какие чувства выразил говорящий.
Слово «ДА»
- испуг
- восторг
-согласие
- удивление
- отказ
«Другими словами»
Я зачитаю определения, а вы должны подобрать к ним слова-понятия.
1. Экономность, расчётливость (бережливость)
2. Способность жертвовать личными интересами в пользу других, действовать честно, открыто, смело, не унижаться ради личных выгод (благородство)
3. Постоянство в отношениях, взглядах, чувствах, привычках, неизменность, преданность (верность)
4. Власть над собой. Управление своими действиями (воля)
5. Умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость (воспитанность)
6. Отзывчивость, дружеское отношение к людям (доброта)
7. Обязанность перед кем-либо (долг)
8. Взаимная расположенность, привязанность друг к другу (дружба)
9. То, что соответствует действительности, истина, порядок, основанный на справедливости (правда)
10. Нарушение верности кому-либо, чему-либо, вероломное поведение, поступок (предательство)
11. Утрата веры в кого-либо или во что-либо (разочарование)
12. Мучительное сомнение в чьей-либо верности и любви, боязнь чужого успеха, соперничество (ревность)
13. Умение не подчёркивать свои достоинства, заслуги (скромность)
14. Способность снисходительно относиться к чужим привычкам, обычаям, взглядам (терпимость)
15. Любовь, привычка к труду, усердие в работе (трудолюбие)
16. Чувство почтения (уважение)
17. Стремление к цели (целеустремлённость)
18. Способность делиться с другими личными средствами, имуществом (щедрость)
«Коллекция хороших манер»
В разных странах свои кодексы и правила, попробуйте догадаться, как поступают местные жители. Из предложенных трех вариантов один правильный.
Карточка №1
У некоторых индейских племё н принято при встрече незнакомого человека в виде приветствия:
А. Падать грудью на землю
Б. Подать дымящуюся трубку
В. Снимать свою обувь
Карточка №2
В 17-18 веках графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры при встрече:
А. Долго раскланивались, используя при этом самые разнообразные движения
Б. Подавали друг другу руки
В. Подпрыгивали и подмигивали друг другу
Карточка №3
Японцы для приветствия:
А. Машут друг перед другом кинжалами
Б. Применяют три вида поклонов : самый низкий, средний, лёгкий
В. Опускаются на оба колена и касаются лбом пола
Карточка №4
На Руси в 16 веке в письмах к друзьям было принято обращение:
А. Сострадальник и друг
Б. Горемычные мои
В. Здравие вашему дому
Карточка №5
У гренландцев есть приветствие:
А. Мир прекрасен
Б. Привет
В. Доброе здоровье
Карточка №6
В старину для учёного в Иране самой большой честью считалось стать членом Академии молчания, девиз мудрецов гласил:
А. Мало думай и мало говори
Б. Много думай и мало говори
В. Много делай и мало говори
Карточка №7
Иван Грозный, думая, что иностранные гости решат, что некоторые московские богатеи неряхи, сделал следующее:
А. Заставил их помыться и красиво одеться
Б. Бил богатеев нещадно
В. Выгнал иностранных гостей из России
Карточка №8
Один из параграфов Эрмитажного «Устава» Екатерины Великой просит:
А. Снимать обувь, ибо испортится цветной паркет
Б. Не задирать голову вверх, ибо можно упасть
В. Быть весёлыми, но ничего не уничтожать, не разбивать и не кусаться.
«Пословица недаром молвится»
Я называю начало пословиц, ваша задача: их продолжить.
1. Человек без друзей …. (что дерево без корней)
2. Матушкино добро…. (как зимой тепло)
3. Недоброе слово, ….(что огонь жжёт)
4. На чужой стороне…. (Родина милей вдвойне)
5. В тихом омуте….(все черти водятся)
6. Умный не скажет….(дурак не поймёт)
7. Посади свинью за стол (она и ноги на стол)
8. У кого что болит, (тот про то и говорит)
9. Завистливое око …. (видит далёко)
10. Яблоко от яблони….(недалеко падает)
11. Был бы обед….(а ложка сыщется)
12. Не место к голове, (а голова к месту)
13. В чужой монастырь ….(со своим уставом не ходят)
14. После драки (кулаками не машут)
«Позвони мне, позвони»
В современном обществе очень удобным и распространённым средством связи стал телефон. В Древней Руси телефона не было, но ещё тогда существовали правила вежливого общения, которые не потеряли своей актуальности до нашего времени. Вот некоторые из них:
- Не стыдно молчать, когда нечего сказать
- С тем не бранись, кому будешь кланяться
- Не всё мели, что помнишь
- Говори, да не проговаривайся
- Не из чести переносят вести
О других правилах общения, об общении по телефону продолжите рассказывать вы. Ситуации:
1. Если вы звоните знакомому, к телефону подходит кто-то из семьи, что следует сказать? (Поздороваться, представиться, попросить пригласить знакомого к телефону, не забыв сказать «пожалуйста»)
2. Обязательно ли здороваться и прощаться при телефонной беседе? (обязательно)
3. Можно ли по телефону поздравлять с праздником? А выражать соболезнование? (поздравлять можно, соболезновать нельзя)
4. Обязательно ли представляться, позвонив по телефону? (обязательно)
5. Можно ли, подняв трубку телефона, спрашивать: «Кто говорит?», «Кто у телефона?» (нельзя)
6. Как следует поступить, если вам позвонили по телефону, а у вас гости? (извиниться и отложить разговор на другое время)
И в заключении, мне хотелось бы прочесть одно стихотворение.
Слово о словах. (В. Полторацкий)
Слова бывают разные – то дельные, то праздные,
То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешение и слово – удушение.
Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.
Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.
Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.
Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми.
Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.
Хотелось, чтобы все граждане нашей страны придерживались совета, который прозвучал в этом стихотворении