Папки-передвижки

Творческая мастерская для педагогов «Речь педагога — детям пример. Вспомним культуру хороших манер»

Елена Яковенко
Творческая мастерская для педагогов «Речь педагога — детям пример. Вспомним культуру хороших манер»

«Главный характер нашего языка состоит в

чрезвычайной легкости, с которой все

выражается в нем: отвлеченные мысли,

внутренние лирические чувствования,

«жизни мышья беготня», крик негодования,

искрящаяся шалость и потрясающая страсть»

А. И. Герцен.

«Мудрое и доброе слово доставляет радость,

глупое и злое, необдуманное и бестактное –

приносит беду».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Творческая мастерская для педагогов „Речь педагога — детям пример, Вспомним культуру хороших манер“» размещена в разделах

Педагоги должны в первую очередь следить за своей речью, поскольку она является образцом детской речи. Именно с детского возраста формируется культура речи, а мы призваны формировать, развивать и совершенствовать её.

Идеальным эталоном культуры речи признаётся литературный язык, как язык художественной литературы. Культуре речи противопоставляется влияние диалектов, просторечия, засорение речи излишними заимствованиями. Современный русский язык - один из богатейших языков мира. Высокие достоинства русского языка создаются его огромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей словообразования, многочисленностью словоформ, особенностями звуков, подвижностью ударения, четким и стройным синтаксисом, разнообразием стилистических ресурсов.

Литературный язык - это строго нормированная форма общенародного национального языка. В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все стороны общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика. Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой.

Функциональные стили языка получили такое название потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.

В современном русском литературном языке выделяют функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный.

Функциональные стили языка

Разговорные, а тем более просторечные, то есть находящиеся за пределами литературной нормы, слова не следует употребить в беседе с человеком, с которым мы связаны официальными отношениями, или в официальной обстановке.

Высокая лексика необходима в том случае, когда говорят о чем-то важном, значительном. Эта лексика находит применение в выступлениях ораторов, в поэтической речи, где оправдан торжественный тон.

Современная наука о языке выделяет наряду с функциональными стилями экспрессивные стили, которые классифицируются в зависимости от выразительности. Для этих стилей важнейшей является функция воздействия. К экспрессивным стилям относятся:

торжественный, официальный, фамильярный, интимно-ласковый, шутливый, насмешливый (сатирический). Этим стилям противопоставлен нейтральный, то есть лишенный выразительности.

Разговорный стиль выполняет основную функцию языка – функцию общения, его назначение – непосредственная передача информации преимущественно в устной форме. Книжные стили используются преимущественно в письменной форме. Книжным стилям свойственно строгое соблюдение литературной нормы на всех языковых уровнях.

Научный стиль обладает всеми особенностями книжного стиля и в то же время имеет ряд характерных черт: изложение полученных путем исследования данных, знакомство читателя с научной информацией. Информативная функция данного стиля отражается и в жанровом его своеобразии: он представлен научной литературой (монографии, статьи, рефераты, а также учебной и справочной.

Публицистический стиль – этот стиль представлен в журналах, адресованных массовому читателю, журналистских выступлениях по радио, телевидению, в речах общественно-политических деятелей на митингах, съездах, собраниях.

Официально-деловой стиль обслуживает правовые отношения между гражданами и государством и применяется в различных документах. Важнейшие функции этого стиля – сообщение и воздействие – реализуются в таких официальных документах, как законы, постановления, указы, приказы, договоры, соглашения и др. Этот стиль еще называют административным, т. к. он обслуживает сферу официальных, деловых отношений, область права и государственной политики.

Литературная норма закрепляется в словарях и справочниках и охватывает все уровни языка. Она характерна и для устной, и для письменной речи и обязательна для всех. Нормы литературного языка связаны с основными разделами науки о языке: фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией, синтаксисом, пунктуацией, орфографией, стилистикой, культурой речи.

Предлагаю орфоэпическую разминку.

Расставить ударение в следующих словах:

Гастрономия, аристократия, втридорога, маркировать, усугубить, кинематография, баловать, диспансер, премировать, принудить.

Задание «Разнозвучащие, но равнозначные»

Слово “ударить” (человека). Жаргонные синонимы: врезать, вмазать, впечатать, приложить, заехать, двинуть, долбануть, съездить по мордасам, дать в рыло, засветить промеж рогов… Подберите синонимы к слову «умереть»

Нет такого человека, который не хотел бы чувствовать себя свободно, естественно и раскованно в любой ситуации, нравиться самому себе и окружающим. Единственным условием этого являются знание и соблюдение элементарных правил хорошего тона.

Надо отметить, что этикет – не застывшее понятие. Ведь правила поведения пещерного человека отличаются от манер средневекового рыцаря, а они, в свою очередь, не такие, как у наших современников. Культура общения, из чего она состоит? Одни говорят, другие слушают, третьи действуют.

В беседе важно не только хорошо говорить, но и внимательно слушать собеседника. Ведь одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, и от этого смысл сказанного меняется. Я предлагаю произнести одно и то же слово с разной интонацией. Участники должны отгадать, какие чувства выразил говорящий.

Слово «ДА»

- испуг

- восторг

-согласие

- удивление

- отказ

«Другими словами»

Я зачитаю определения, а вы должны подобрать к ним слова-понятия.

1. Экономность, расчётливость (бережливость)

2. Способность жертвовать личными интересами в пользу других, действовать честно, открыто, смело, не унижаться ради личных выгод (благородство)

3. Постоянство в отношениях, взглядах, чувствах, привычках, неизменность, преданность (верность)

4. Власть над собой. Управление своими действиями (воля)

5. Умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость (воспитанность)

6. Отзывчивость, дружеское отношение к людям (доброта)

7. Обязанность перед кем-либо (долг)

8. Взаимная расположенность, привязанность друг к другу (дружба)

9. То, что соответствует действительности, истина, порядок, основанный на справедливости (правда)

10. Нарушение верности кому-либо, чему-либо, вероломное поведение, поступок (предательство)

11. Утрата веры в кого-либо или во что-либо (разочарование)

12. Мучительное сомнение в чьей-либо верности и любви, боязнь чужого успеха, соперничество (ревность)

13. Умение не подчёркивать свои достоинства, заслуги (скромность)

14. Способность снисходительно относиться к чужим привычкам, обычаям, взглядам (терпимость)

15. Любовь, привычка к труду, усердие в работе (трудолюбие)

16. Чувство почтения (уважение)

17. Стремление к цели (целеустремлённость)

18. Способность делиться с другими личными средствами, имуществом (щедрость)

«Коллекция хороших манер»

В разных странах свои кодексы и правила, попробуйте догадаться, как поступают местные жители. Из предложенных трех вариантов один правильный.

Карточка №1

У некоторых индейских племё н принято при встрече незнакомого человека в виде приветствия:

А. Падать грудью на землю

Б. Подать дымящуюся трубку

В. Снимать свою обувь

Карточка №2

В 17-18 веках графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры при встрече:

А. Долго раскланивались, используя при этом самые разнообразные движения

Б. Подавали друг другу руки

В. Подпрыгивали и подмигивали друг другу

Карточка №3

Японцы для приветствия:

А. Машут друг перед другом кинжалами

Б. Применяют три вида поклонов : самый низкий, средний, лёгкий

В. Опускаются на оба колена и касаются лбом пола

Карточка №4

На Руси в 16 веке в письмах к друзьям было принято обращение:

А. Сострадальник и друг

Б. Горемычные мои

В. Здравие вашему дому

Карточка №5

У гренландцев есть приветствие:

А. Мир прекрасен

Б. Привет

В. Доброе здоровье

Карточка №6

В старину для учёного в Иране самой большой честью считалось стать членом Академии молчания, девиз мудрецов гласил:

А. Мало думай и мало говори

Б. Много думай и мало говори

В. Много делай и мало говори

Карточка №7

Иван Грозный, думая, что иностранные гости решат, что некоторые московские богатеи неряхи, сделал следующее:

А. Заставил их помыться и красиво одеться

Б. Бил богатеев нещадно

В. Выгнал иностранных гостей из России

Карточка №8

Один из параграфов Эрмитажного «Устава» Екатерины Великой просит:

А. Снимать обувь, ибо испортится цветной паркет

Б. Не задирать голову вверх, ибо можно упасть

В. Быть весёлыми, но ничего не уничтожать, не разбивать и не кусаться.

«Пословица недаром молвится»

Я называю начало пословиц, ваша задача: их продолжить.

1. Человек без друзей …. (что дерево без корней)

2. Матушкино добро…. (как зимой тепло)

3. Недоброе слово, ….(что огонь жжёт)

4. На чужой стороне…. (Родина милей вдвойне)

5. В тихом омуте….(все черти водятся)

6. Умный не скажет….(дурак не поймёт)

7. Посади свинью за стол (она и ноги на стол)

8. У кого что болит, (тот про то и говорит)

9. Завистливое око …. (видит далёко)

10. Яблоко от яблони….(недалеко падает)

11. Был бы обед….(а ложка сыщется)

12. Не место к голове, (а голова к месту)

13. В чужой монастырь ….(со своим уставом не ходят)

14. После драки (кулаками не машут)

«Позвони мне, позвони»

В современном обществе очень удобным и распространённым средством связи стал телефон. В Древней Руси телефона не было, но ещё тогда существовали правила вежливого общения, которые не потеряли своей актуальности до нашего времени. Вот некоторые из них:

- Не стыдно молчать, когда нечего сказать

- С тем не бранись, кому будешь кланяться

- Не всё мели, что помнишь

- Говори, да не проговаривайся

- Не из чести переносят вести

О других правилах общения, об общении по телефону продолжите рассказывать вы. Ситуации:

1. Если вы звоните знакомому, к телефону подходит кто-то из семьи, что следует сказать? (Поздороваться, представиться, попросить пригласить знакомого к телефону, не забыв сказать «пожалуйста»)

2. Обязательно ли здороваться и прощаться при телефонной беседе? (обязательно)

3. Можно ли по телефону поздравлять с праздником? А выражать соболезнование? (поздравлять можно, соболезновать нельзя)

4. Обязательно ли представляться, позвонив по телефону? (обязательно)

5. Можно ли, подняв трубку телефона, спрашивать: «Кто говорит?», «Кто у телефона?» (нельзя)

6. Как следует поступить, если вам позвонили по телефону, а у вас гости? (извиниться и отложить разговор на другое время)

И в заключении, мне хотелось бы прочесть одно стихотворение.

Слово о словах. (В. Полторацкий)

Слова бывают разные – то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение и слово – удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова высокой доблести, и самой низкой подлости…

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми.

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Хотелось, чтобы все граждане нашей страны придерживались совета, который прозвучал в этом стихотворении

Публикации по теме:

Творческая мастерская на дачеТворческая мастерская на даче "Творческая мастерская!" Уважаемые коллеги! Лето - замечательная пора, когда можно отдохнуть и душой и телом, насладиться всеми красками.

Консультация для воспитателей «Творческая мастерская педагога» Занятие – главная часть учебного процесса, в которой сосредотачивается учебная деятельность педагога и учащегося. Подготовка учащихся в.

Проект по этикету «В мир хороших манер и доброты» — фотоотчетПроект по этикету «В мир хороших манер и доброты» — фотоотчет Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой атмосферы. Учитывая возраст детей,.

Проект «Творческая мастерская»Проект «Творческая мастерская» Проект «Творческая мастерская» предполагает развитие детского творческого потенциала в старшей и подготовительной группах. В этом году у.

Стихи на тему «Воспитание хороших манер» для детей 4–12 лет . Воспитание ведётся через примеры общения. Говорить ребёнку напрямую, в менторском тоне, хорошо и плохо на мой взгляд малоэффективно. Ребёнок.

Стихотворения для воспитания у детей 5–12 лет хороших манер «Сюжеты из жизни детей и взрослых» К сожалению дети, как и некоторые взрослые, сначала совершают поступки, затем расплачиваются за них и только после этого происходит процесс.

Сценарий летнего развлечения для детей средней группы «Путешествие в страну хороших манер»Сценарий летнего развлечения для детей средней группы «Путешествие в страну хороших манер» Сценарий летнего развлечения для детей средней группы «Путешествие в страну хороших манер» Цель: формирование нравственных качеств у детей.

Творческая мастерская «Букеты для мам»Творческая мастерская «Букеты для мам» Рукотворных цветов, мы букет соберем. Лепесток к лепестку, мы для вас подберем. Из наших ладошек, цветные букеты. Они все для ВАС! Ведь,.

Творческая мастерская педагогов «Четыре времени года»Творческая мастерская педагогов «Четыре времени года» Доброе время суток дорогие Маамовцы! Мне всегда интересно и очень приятно смотреть и любоваться вашими работами, творчеством,потому что.

Творческая мастерская «Волшебная краса» для педагогов (фотоотчет)Творческая мастерская «Волшебная краса» для педагогов (фотоотчет) Последнее наше общее со Светланой Сергеевной Даваевой увлечение – тряпичная кукла, реализовалось в общесадовский проект «Русская народная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческая мастерская для педагогов «Речь педагога — детям пример. Вспомним культуру хороших манер»
Опубликовано: 13 августа 2020 в 09:41
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческая мастерская для педагогов «Речь педагога — детям пример. Вспомним культуру хороших манер»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яковенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД