Лучший педагог года

Отчёт «Развитие художественно-эстетического потенциала личности дошкольника посредством приобщения к народному творчеству»

Галина Щербакова
Отчёт «Развитие художественно-эстетического потенциала личности дошкольника посредством приобщения к народному творчеству»

«Развитие художественно-эстетического потенциала личности дошкольника через приобщение к народному творчеству с учётом современных требований» в средней группе «Василёк».Воспитатель Щербакова Г. В.

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В. А. Сухомлинский)

Публикация «Отчёт „Развитие художественно-эстетического потенциала личности дошкольника посредством приобщения к народному творчеству“» размещена в разделах

Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываешь или переоцениваешь, появляется возможность экспериментировать, накапливать опыт. И жизнь показывает, что используемые формы обучения на основе народного творчества дают детям более глубокие знания об истории России.

Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память.

Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

1. В средней группе «Василёк» педагоги ведут активную работу по данной тематике используя

Образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»

Задачи данной области:

Приобщение к искусству

- Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.

- Познакомить детей с творческим профессиями (артист, художник, композитор. писатель).

- Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

- Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература, песни, танцы, музыка, картина (репродукция, скульптура (изобразительное искусство, здание и сооружение (архитектура).

- Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности.

- Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания, — это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

- Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).

- Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

- Организовать посещение музея (совместно с родителями, рассказать о назначении музея.

- Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок.

- Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами.

- Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства).

- Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства

Изобразительная деятельность

- Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать.

- Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности.

- Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.

- Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

- Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

- Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.

- Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

Рисование.

- Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).

- Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная, величине, расположении частей.

- Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

- Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

- Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

- Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.

- Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

- Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Лепка.

- Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

- Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

- Закреплять приемы аккуратной лепки.

Аппликация.

- Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений; поощрять проявление активности и творчества.

- Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.).

Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п.

- Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.).

- Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

Народное декоративно-прикладное искусство.

- Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

- Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

2. Воспитание у детей доброго и внимательного отношения к людям возможно только в том случае, если педагог использует разнообразные инновационные формы работы с детьми в различных видах деятельности : беседа: «Народная игрушка» - Цель: расширять представление о народной игрушке, формировать умение выражать эстетические чувства, расширять представление о разнообразии народного искусства. «Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были…» Цель: Развивать интерес к народному искусству, эстетический вкус, желание заучить потешку наизусть. Игра: «Как котик в гости ходил» - Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами, продолжать вступать в диалог друг с другом. Просмотр презентации на тему: «Народные игрушки» - расширение кругозора детей. Малые формы фольклора «Без труда – не вытащишь и рыбки из пруда». Знакомство с пословицами о труде и лени и так далее. Разработан перспективный план включающий в себя по художественно-эстетическому развитию. Проведёны культурно-досуговые мероприятия посвящё нные: самостоятельная деятельность «Русское народное творчество : «Русские народные игры»- расширять кругозор детей и другие. Краткосрочный проект по теме «Декоративно-прикладное искусство детям» целью: формирование и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство. Продукт проекта: разработка альбома: «Виды росписей», фотоколлаж «Мы-рисуем». Прошла тематическая проверка по данной теме с показом образовательно – воспитательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (Народное декоративно-прикладное искусство) по теме «Укрась юбку дымковской барышни», развлечение по теме «Путешествие в страну Фольклора», образовательно – воспитательно-самостоятельная деятельность по теме «Весёлая ярмарка».

3. Особое место имеет предметно-развивающая среда для детей :

Народно-прикладное искусство

Демонстрационный материал

Серия «Мир в картинках»

Филимоновская народная игрушка. — М. : Мозаика-Синтез, 2014.

Городецкая роспись. — М, : Мозаика-Синтез, 2014.

Полхов-Майдан. - М. : Мозаика-Синтез, 2014г.

Каргополь —народная игрушка. —М, : Мозаика-Синтез, 2015.

Дымковская игрушка. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.

Хохлома, —М. : Мозаика-Синтез, 2010.

Гжель. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.

«Виды искусства» М, : Мозаика-Синтез, 2014.

Демонстрационный материал «Русское поле». Репродукции. Изобразительное искусство, 2010.

«Детям об искусстве» Мозаика-Синтез, 2010 г.

Музыкальные инструменты. —М. : Мозаика-Синтез, 2014.-выставка «Народные промыслы» : сборники русских народных сказок А. С. Афанасьева, картотека закличек, песенок, потешек, прибауток, перекличек, перевёртышей и небылиц русского народа и народов других стран.

-Самовар, утюг, гармонь, кокошник, различные статуэтки, изготовленные из глины, алмазная вышивка, платки.

- Дидактические игры: «Дымковское лото», пазлы «Заюшкина избушка», «Курочка ряба», развивающая игра «Сказочные герои», картинки-половинки.

- раскраски: «Искусство детям»

- игрушки: медведь в народном костюме, вязанный «Дед Мороз».

Раздаточный материал

Лото в картинках «Народные промыслы», художественно- изобразительный материал: простые и цветные карандаши, ластики, восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварельные краски, кисти, стаканы – непроливайки, салфетки, альбомы, белый и цветной картон, ножницы, клей, цветная бумага, пластилин, стеки, досточки, глина.

4. Задачи работы по взаимодействию с родителями:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

Объединить усилия МДОУ и семьи для развития и воспитания детей;

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Была проведена работа с использованием разных форм, такие как: полезные советы родителям «Народное творчество – это актуально», консультации-рекомендации «Правила рисования карандашом», «Правила работы с кистью», изготовление рукописного педагогического журнала №2 «Способствовать художественно-эстетическому развитию дошкольников через приобщение к народному творчеству с учётом современных требований», анкета для родителей «Ваше отношение к творчеству детей дома», родительское собрание по данной теме, народные пословицы о народном творчестве, советы: «13 советов как начать рисовать», буклет «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста». Ведё тся опыт семейного воспитания семьи Майи Чемеркиной по теме: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к народному творчеству», в группе была организована выставка работ семьи по теме «Алмазная вышивка», портфолио работ «Любимые сказки»-рисунки семьи. Обобщение опыта запланировано на апрель 2020 года.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Принцип интеграции в работе по развитию художественно-эстетического сознания дошкольника В настоящее время процесс интеграции выступает глобальной тенденцией. характерной для искусства. науки и образования. Актуальным является.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт «Развитие художественно-эстетического потенциала личности дошкольника посредством приобщения к народному творчеству»
Опубликовано: 4 июня 2020 в 14:04
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД