Творческий проект «Опыты глазами детей»

елена асанова
Творческий проект «Опыты глазами детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №8 «Зоренька».

Творческий проект:

«Опыты глазами детей».

Участники проекта: дети 5 -6 лет (Нигаматова Розалина, Шустов Владимир, Андреева Марина, Бадретдинова Рената).

Куратор проекта: воспитатель ДОУ №8 Асанова Елена Константиновна, высшее педагогическое образование, стаж работы 3 года.

г. Набережные Челны,2013 год

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи. Они познают окружающий мир в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать ему условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие его вопросы.

Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные для познания при непосредственном восприятии (Н. Н. Подьяков и др.).

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослого лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Эксперимент – это научно-поставленный опыт наблюдение исследуемого явления в специально созданных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к окружающему миру, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений. Проводя опыт, нельзя наносить вред и ущерб растениям и животным.

Цель проекта: способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.

Срок реализации: краткосрочный.

Цель:

• Развивать познавательно – исследовательские способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов;

• Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира;

• Развивать представления об основных физических явлениях (свойства воды, статическое электричество и др.);

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

• Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний и дальнейшего их применения;

• Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, формирования желания учиться, познавать новое; учиться работать сообща.

Образовательные задачи:

• Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей закрепить знания детей по вопросу свойств воды; дать представления об электричестве.

• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.

• Расширение знаний детей об окружающем мире через знакомство с элементами различных областей знаний, в том числе:

- развитие у детей представлений о химических свойствах веществ (растворение различных веществ, взаимодействие различных веществ при соединение).

• Развитие связанной речи, вовлекать детей в общую беседу, стимулировать проявление активности в беседе;

• Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;

Развивающие задачи:

Развитие у детей умственных способностей, в том числе:

• развитие мыслительных операций, таких как:

- анализ;

- классификация;

- сравнение;

- обобщение;

• Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (статическое электричество, плотность воды, взаимодействие веществ с водой).

Воспитательные задачи:

• Продолжать воспитывать культуру поведения.

• Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

• Формировать понимание важности воды, воздуха для всех объектов на планете.

Основные условия организации работы с детьми в лаборатории:

• Наличие водоснабжения в данном помещении.

• Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в детской лаборатории и их выполнение.

Место проведения: помещение группы.

Обеспечение проекта: бумажные листы; ёмкости с водой; материалы для исследований – гречка, сахар, соль, яйцо, масло, вода; воздушные шарики; бумага белая; ножницы; расчески пластмассовые;

Предварительная работа:

• Ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;

• Беседы о воде, электричестве;

• Рассматривание и чтение детских энциклопедий.

Предполагаемый результат:

• Создание условий для организации экспериментальной деятельности в группе;

• Возросшая заинтересованность в познании окружающего мира; поиск нового;

• Стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым;

• Удачное проведение экспериментов.

Выполнение проекта:

Проведение экспериментов.

Понятие об электрических зарядах.

Статическое электричество можно заметить при расчесывании волос. Пластмассовые расчески заряжены отрицательно, а волосы - положительно. Это является причиной отталкивания зарядов, что объясняет тот факт, что наэлектризованные волосы торчат в разные стороны.

1.«Танцующая фольга».

Нарежьте алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к отрезкам.

Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды.

2. «Воздушный шарик».

Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

3. «Волшебные бумажки».

Надуй обычный воздушный шарик, заготовь маленькие кусочки бумаги. Потри шарик об шерстяную ткань или об волосы. И пусть ребенок поднесет шарик к бумажкам. По идее, бумажки будут "примагнитиваться" к шарику. Ребенку постарше можно объяснить, что это произошло благодаря статическому электричеству.

Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов. Если потереть такой шарик об одежду или другую ткань, или даже об стену - он приобретает электростатический заряд (намагничивается) и становится способным прилипать к различным предметам.

4."Яйцо-субмарина".

Для опыта понадобится соль, большая емкость, сырое яйцо и вода. Заполни посудину до половины водой, аккуратно опусти туда яйцо. Яйцо, конечно же, утонет. Затем достань яйцо, насыпь в воду побольше соли, в зависимости от объема воды.

Пусть ребенок размешает воду до полного растворения соли, снова погрузите яйцо в воду. На этот раз яйцо должно всплыть на поверхность. Если вдруг оно не всплывает, досыпьте соли.

Ребенку постарше можно объяснить, что соленая вода держит предметы, потому что ее плотность выше. А малышу можно сказать, что вода стала другой и благодаря соли держит яйцо.

5. "Что растворяется, а что нет".

Этот очень познавательный опыт рассчитан на ребенка 5-6 лет. В результате такой развивающей игры дети узнает о свойствах тех веществ, которые окружают его в повседневной жизни.

Для опыта понадобится 4 стакана с теплой водой, сахар, соль, гречка и масло. Наполните все стаканы водой, затем в каждый стакан насыпайте по очереди по ложке одного из веществ. Помешивая воду в каждой емкости, наблюдайте с малышом за реакциями.

Понятно, что сахар и соль растворятся, зерна гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности воды. Вывод прост: все вещества по-разному взаимодействуют с водой.

Результативность: За сравнительно короткое время реализации проекта дети хорошо усвоили понятия о статическом электричестве, о плотности воды, о разном взаимодействии веществ с водой. У детей появился интерес к экспериментальной деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Работа с родителями: Представление видео презентации об экспериментальной деятельности детей в группе; демонстрация экспериментов.

Публикации по теме:

Проект для детей подготовительной группы по программе «Школа 2100» «По странам и континентам» Проект "По странам и континентам" для детей подготовительной группы. Работа по ОС "Школа 2100", программа "Детский сад 2100" Цель: формирование.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Творческий проект «Опыты глазами детей»
Опубликовано: 18 ноября 2013 в 19:45
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....