Творческий проект «Русская народная тряпичная кукла»

Светлана Рыбакова
Творческий проект «Русская народная тряпичная кукла»

Выполнила ученица 3-го класса Полетаева Юлия Руководитель: Пушкарёва Т. И.

Цель исследования: знакомство с народной тряпичной куклой и использование этих кукол в быту на практике.

- Задачи исследования: изучить информацию о тряпичных куклах; узнать, какие виды кукол существуют; познакомиться с историей, технологией изготовления тряпичной куклы; описать, какие виды тряпичных кукол имели место быть в моей семье и как их использовали.

- Методы исследования: анализ научной литературы; Беседы с прабабушками, бабушками, мамой;

- Свой вывод.

Как-то раз мне приснился плохой сон, и мама по рассказам своей бабушки, сшила тряпичную куклу, Бессонницу. Я стала класть куклу с собой, и плохие сны ушли. Я захотела больше узнать про тряпичных кукол, и вот что мне рассказала моя прабабушка:

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Большинство кукол на Руси были оберегами и ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека.

Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной-полевой аромат.

Кукол-Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку – мол, пора засылать сватов. Плюс, Капусткам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов.

Зерновушка (еще одно название – Крупеничка) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы. Куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Черты создающего ее народа - в этом главная ценность традиционной народной куклы.

Я научилась на примере мамы создавать тряпичных кукол, и, зная их предысторию, поняла, как важны в какой-то момент жизни или даже на протяжении всей жизни, русские народные тряпичные куклы.

Публикации по теме:

Кружок «Народная кукла»Кружок «Народная кукла» В этом году у меня подготовительная группа, много девочек. И я решила заняться с ними изучением народных кукол. Эта тема мне самой нравится,.

Проект «Кукла из бабушкиного сундука» Проект: «Кукла из бабушкиного сундука» Тип проекта: информационно – творческий По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
Автор публикации:
Творческий проект «Русская народная тряпичная кукла»
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 19:43
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...